Зачем Дания строит подводный тоннель в Германию за $7,5 млрд

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В тихом уголке Балтийского моря немецкий курортный остров собирается преобразиться благодаря одному из крупнейших инфраструктурных проектов в мире

Что такое Трансъевропейская транспортная сеть

Трансъевропейская транспортная сеть (TEN-T) — это ряд автомобильных и железных дорог, а также судоходных путей, которые соединяют все уголки Европы. Один из наиболее важных ее маршрутов — Скандинавско-средиземноморский коридор (ScanMed). Это центральная вертикальная ось сети, которая простирается на 5 тыс. км от Мальты в Средиземном море до ледяной тундры Финляндии.

Дорожной сети мешает остров

По пути ScanMed бурит альпийские скалы и пересекает замерзшие моря. Однако на севере Германии происходит нечто странное. Вместо того чтобы ехать прямо в сторону Швеции, водителю придется сделать 150-километровую петлю через всю Данию. Ему будет мешать «пояс Фемарна» — 20-километровый участок воды между материковой части Германии и южным побережьем Дании. Он назван так в честь одноименного небольшого немецкого острова.

Раньше вопрос решался паромной переправой

О создании железной дороги между Гамбургом и Копенгагеном говорили еще в XIX веке, однако ничего не происходило до 1960-х годов, когда был построен мост для пересечения короткого участка воды между Фемарном и материковой Германией. Затем этот маршрут был продлен до паромного порта в островном городе Путтгарден, который доставлял поезда прямо к кромке воды. Затем они перегружались на паромы и перевозились через пояс в Данию. Все это происходило довольно медленно.

Фото:Boring Company
Футурология Компания Илона Маска построит сеть тоннелей под Лас-Вегасом

От моста отказались из-за технических сложностей

Лишь в 2008 году правительства Дании и Германии подписали договор о начале работ по созданию стационарной переправы через пояс Фемарна. Датские инженеры предложили самое очевидное решение — трехкилометровый вантовый мост, расположенный на высоте 65 м над водой, чтобы суда могли проходить под ним.

Проблема заключается в том, что поверхность пояса Фемарна неудобна для строительства. Его ширина — чуть меньше 20 км, местами он довольно глубок, а почва слишком рыхлая и неустойчивая. После тщательного рассмотрения рисков, перерасхода средств и технической сложности вариант с мостом был исключен. Новым решением стал тоннель.

Подходящий вид тоннеля — труба

Из-за сложности с почвой инженеры не будут бурить грунт. Вместо этого они выбрали другой тип тоннеля — погружная труба. Она состоит из сборных бетонных элементов. После изготовления их вывозят в траншею, вырытую в морском дне, погружают и герметизируют. После укладки все засыпается землей.

Тоннель будет строиться на огромном заводе

Строительство начинается на огромной площадке на датской стороне пояса Фемарна, которой управляет специально созданная датская государственная компания Femern A/S. Сегменты тоннеля будут производиться на одном из самых больших заводов в истории Дании. Его общая площадь составляет около 500 тыс. м2. Такие масштабы необходимы для производственных линий, которые будут выпускать 89 бетонных элементов тоннеля, каждый длиной 220 м, высотой 12 м и шириной 40 м. Завод будет работать без остановки в течение трех с половиной лет.

Тоннель достроят к 2029 году

Бюджет проекта составляет $7,5 млрд. Туннель закончат строить к 2029 году. Он будет состоять из четырехполосной автомагистрали и двух железнодорожных линий, обслуживающих как грузовые, так и высокоскоростные пассажирские поезда. Все это будет финансироваться Данией, которая будет собирать плату за проезд и управлять наземными предприятиями.

Влияние тоннеля на логистку и экономику

Благодаря сокращению расстояния между Гамбургом и Копенгагеном автомобилисты, путешествующие по Трансъевропейской транспортной сети, будут проезжать на 150 км меньше. Кроме того, часть грузов из фургонов будет забираться товарными поездами. Ожидается, что плата за проезд машин будет примерно такой же, как и за паром — около $100 за путь туда и обратно, что принесет датской экономике около $4 млрд в течение первых 50 лет эксплуатации тоннеля.

Обновлено 30.01.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть