Цифровое оживление: как «воскрешают» знаменитостей и близких людей

2PAC HOLOGRAM
2PAC HOLOGRAM (Фото: Coachella / YouTube)
Технологии позволяют оживить погибших знаменитостей и обычных людей, чьи близкие не могут смириться с потерей. Разбираемся, как это возможно и почему у этих процессов спорная этика

Цифровая некромантия

Впервые технологии помогли воссоздать погибшую знаменитость в 1994 году. Брэндон Ли был непреднамеренно застрелен из реквизитного пистолета на съемочной площадке фильма «Ворон», поэтому в оставшихся сценах его роль исполнял другой человек. Лицо ли было наложено позже через CGI — «computer-generated imagery» («изображения, созданные компьютером»). Эту технологию успешно применяют в фильмах с 1970-х годов. Через специальную программу в готовые кадры можно внедрять дополнительные элементы. За счет автоматической цифровой обработки разница не будет заметна.

CGI-сцены с Брэндоном Ли
(Видео: YouTube)

В 2000-х с развитием технологий тренд на «воскрешение» погибших знаменитостей пошел еще дальше — CGI стал использоваться в реальной жизни через голограммы погибших артистов. Индийские журналисты называют это «цифровой некромантией». Благодаря CGI уже успели «выступить» такие музыканты, как рэпер Тупак, автор хита Pretty Woman Рой Орбисон, поп-исполнители Майкл Джексон, Уитни Хьюстон и многие другие.

От некромантии к цифровому рабству

Медиаюрист из Торонто Иэн Маккиннон подчеркивает: «Цифровая некромантия — это вопрос как этики, так и права, но этические проблемы более важны. Если исполнитель или композитор не решал его при жизни [что будет с его наследием], то любой, кто обладает правами на его изображение, на самом деле, просто угадывает его желания». По словам Маккиннон, для критики этой практики обычно используется термин «музыкальная некрофилия». Журналисты называют голографические выступления нового типа «рабством призраков», а CGI-вставки с «живыми» изображениями уже умерших актеров в новые фильмы — «цифровым унижением».

Индустрия 4.0 Цифровое бессмертие: как развивается индустрия Death Tech

Случайная смерть и голограммы

Ричард Лахман, доцент университета Райерсона в Канаде, исследующий взаимоотношения между людьми и технологиями, говорит, что по мере того как артисты стареют и лучше осознают свое наследие, они могут найти время, чтобы защитить свои изображения и оформить соответствующие пункты контракта. Однако многие из тех исполнителей, которые в последние 20 лет появлялись на сцене в виде голограмм, погибли случайно и быстро.

По словам Лахмана, артисты, умершие преждевременно, не стареют, создавая впечатление вечной молодости, которое напоминает зрителям о том, как они выглядели раньше. Поэтому фанаты защищают использование голограмм — технологии позволяют взаимодействовать с любимой знаменитостью. Иэн Маккиннон считает, что в будущем селебрити будут в завещаниях оберегать свои изображения от цифровой некромантии. Яркий пример — Робин Уильямс, актер, который ограничил использование своего образа на 25 лет после смерти в 2014 году.

«Оживление» погибших через технологии в фантастических фильмах

В научно-фантастическом сериале «Черное зеркало» в 2013 году вышла серия, которая называется «Я скоро вернусь». В ней героиня узнает о новейшей технологии, создающей искусственный интеллект на основе поведения человека в социальных медиа, и «воскрешает» погибшего мужа, чтобы общаться с ним в чат-сервисе. Именно такая начальная форма «оживления» доступна уже и в реальности.

Кадр из сериала «Черное зеркало». 2 сезон, эпизод 1 «Я скоро вернусь»
Кадр из сериала «Черное зеркало». 2 сезон, эпизод 1 «Я скоро вернусь» (Фото: Channel 4 )

Чат-бот на основе цифрового следа мертвых людей

В конце 2020 года Ведомство по патентам и товарным знакам США выдало Microsoft патент, в котором описывается процесс создания разговорного чат-бота. РБК Тренды уже рассказывали, что чат-бот — это специальный вид приложений, который реализуется в виде диалогового интерфейса. Человек общается с искусственным интеллектом, выдающим себя, например, за сотрудника компании.

Чат-бот Microsoft будет основан на социальных данных конкретного человека. Компания может использовать изображения, голосовые данные, сообщения из социальных сетей, текстовые сообщения и электронные письма. В патенте говорится, что чат-бот может быть вдохновлен людьми, которые уже умерли. И система сможет даже генерировать 2D- или 3D-образ этой личности.

Фото: Nils Lindner / Unsplash
Экономика инноваций «Черчилль» и «Шекспир» обсудили будущее ИИ

Этические проблемы чат-ботов с использованием данных умерших

Ирина Райку, директор программы по интернет-этике в Университете Санта-Клары в США, рассказывает, что создание чат-ботов на основе данных умерших связано со многими этическими проблемами: «Если вы попытаетесь создать даже очень хорошего чат-бота в качестве умершего человека, то можете вложить в его уста слова, которые он никогда не говорил». Каталог данных из всех постов и сообщений не обязательно трансформируется в настоящие ответы.

В случае с патентом Microsoft Райку говорит, что человек имеет конституционное право на неприкосновенность частной жизни, поэтому такой чат-бот — нарушение автономии умершего человека. Ведь он не может решить, какие фрагменты его социальных данных попадут в разработку

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Death tech: как технологии «оживляют» умерших

Защита от чат-ботов

Единственный надежный способ защитить свою личность от цифрового оживления — внести в завещание раздел о персональных данных, говорит Александр Гауптман, профессор-исследователь Института языковых технологий Университета Карнеги-Меллона в США. Однако он отмечает, что эта процедура еще не проработана: «Можно представить, что люди могли бы включить в завещание пункт о том, как должен использоваться или утилизироваться их архив данных. Но тогда возникает другой вопрос: кто на самом деле будет подавать в суд на [человека, создавшего чат-бота]? Может быть, какой-нибудь другой член семьи, который знает, что было написано в завещании?»

Обновлено 08.01.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть