Как EdTech-рынок изменился во втором квартале 2022 года

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Агентство Smart Ranking составило новый рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России. Эксперты рассказали, как изменился рынок и куда он может двинуться дальше

Основные результаты рейтинга

По итогам второго квартала 2022 года суммарная выручка топ-100 компаний Рейтинга Edtechs составила ₽19,4 млрд. В сфере онлайн-обучения (за вычетом платформ) во втором квартале по суммарной выручке упали все сегменты кроме Soft skills (на который приходится менее 2%). Наибольшее падение показал сегмент «Бизнес-образование»: минус 35% к первому кварталу 2022 года. Самым устойчивым остается сегмент ДПО (дополнительного профессионального образования): наибольший рост за год (+23%), и почти без падения во втором квартале (-1%).

Как EdTech-рынок изменился во втором квартале 2022 года

Сократились непрофильные и новые направления, а также проекты, требующие инвестиций. Бизнес-образование просело больше чем на треть, а дополнительное профессиональное (основная доля которого — IT-профессии), наоборот, выросло почти на четверть.

Относительно первого квартала 2022 года рынок упал на 14,5%. Основные факторы, которые на это повлияли: снижение покупательской способности, усиление зарегулированности отрасли, снижение инвестиционных и кредитных возможностей. При этом относительно второго квартала прошлого года произошел рост на 10,7%.

Как EdTech-рынок изменился во втором квартале 2022 года

Рейтинг продолжает возглавлять Skillbox Holding с выручкой во втором квартале в ₽2,3 млрд (оценка Smart Ranking). Компания остается лидером в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), при этом практически не выросла за год. По словам Артема Казакова, коммерческого директора Skillbox, сейчас компания возвращается к февральским показателям по спросу, рынок edtech стабилизировался: рост в июле (к июню 2022) показали такие направления, как «Управление» (+40%), «Маркетинг» (+28%).

«На это влияет не только и не столько сезонность, сколько постепенная адаптация людей к экономической ситуации, — продолжает он. — В качестве примера: многие увидели, что специалисты по маркетингу по-прежнему востребованы на рынке труда, и начали или продолжили обучение. Важно отметить, что сегодня россияне в целом стали готовы больше тратить на онлайн-образование. В июле мы зафиксировали рост среднего чека на 7% к предыдущему месяцу, в августе эта тенденция сохраняется».

Крупнейшая компания в сегменте детского образования — онлайн-платформа «Учи.ру», в иностранных языках — SkyEng, в бизнес-образовании — «Like Центр» (который при этом за год упал на 48%).

Наибольший рост выручки наблюдается у компании «Мобильное электронное образование» — 588%. Это объясняется тем, что на второй квартал пришлись выплаты от государственного проекта «Цифровые профессии» (с университетом «Иннополис»).

В топ-10 только одна компания (Нетология, 10-е месте) показала рост к первому кварталу. Причина — сильные позиции на рынке IT-образования.

Диана Сюняева, Леонид Потапов, Ирина Гимаева
Экономика образования Как корпоративное IT-образование поддерживает бизнес в сложные времена

«После спада в конце февраля-начале марта ко второму кварталу спрос практически восстановился, — рассказывает Марианна Снигирева, генеральный директор Нетологии. — Спрос на программы ДПО перераспределился, на обучение интернет-маркетингу он снизился, при этом на курсы по программированию он вырос. Сфера программирования сейчас наиболее востребована среди специалистов, во многом на это влияет релокация разработчиков, а также большой фокус государства на этот сектор: льготная ипотека, отсрочка от армии и другие бонусы для айтишников».

Полностью с рейтингом можно ознакомиться здесь.

Прогнозы

Аналитики Smart Ranking не прогнозируют роста по итогам года, предполагая, что существенная доля оптимизма базируется на искусственно созданных ожиданиях, включая ожидания от мер господдержки. Даже если они эффективно сработают, они будут служить скорее сохранению действующего бизнеса (пострадавшего от падения спроса, оттока кадров за рубеж, потери зарубежной аудитории и инвесторов), чем росту.

Отдельные участники рынка рассчитывают на рост показателей осенью.

«Шоковые этапы уже пройдены, ключевая ставка ЦБ будет снижаться, и «пыль начала постепенно оседать», говоря об ожиданиях и планах людей — потенциальных покупателей, — рассуждает Александр Вальцев, СЕО и основатель SF Education. — Также не забываем сезонность — на практике второе полугодие всегда было лучше первого (по крайней мере у нас)».

По словам Никиты Подлипского, управляющего директора Ultimate Education, во втором полугодии Ultimate Education уже растет быстрее рынка. «Самый большой рост в портфеле холдинга продемонстрировали онлайн-школа по созданию игр XYZ (рост +101% YoY) и онлайн-школа психологических профессий Психодемия (рост +106% YoY и +47% к прошлому месяцу)», — говорит он. — Во многом мы это связываем с устойчивой community-based моделью, которая позволила быстро восстановить объемы трафика после потери части перформативных каналов».

Как говорит Никита Старун, , директор по маркетингу SkillFactory, динамика по итогам года серьезно зависит от того, случится ли ожидаемый «сезон»: «Мы пытаемся свести влияние классических факторов начала учебного года, Черной пятницы, предновогодних обещаний с одной стороны и потенциального падения платежеспособности аудитории в результате общих экономических и геополитических трендов. Думаю, что рост рынка на 15-30% год к году будет выглядеть как хороший результат, для себя конкретно мы ставим планку сильно выше.

Тренды, которые выделяют эксперты

Проанализировав данные компаний и проведя опрос, Smart Ranking выделила следующие тренды второго квартала 2022 года:

1. Госфинансирование для избранных

Одним из основных трендов в онлайн-образовании является участие в госпроектах.

«EdTech напрямую связан с IT-отраслью, а ее сейчас, как никогда, стараются поддерживать и развивать, в том числе за счет решений, принятых на уровне законодательства, — говорит Ольга Перлина, директор по маркетингу «ИнтернетУрок».

Однако, согласно опросу Smart Ranking, реальное госфинансирование получает не большое количество компаний. В сегменте детского образования в госпроекты оказались вовлечены всего 20% опрошенных, в сегменте ДПО — 30%. При этом остальные направления оказались вообще не охвачены госденьгами, за исключением бизнес-образования, где ряд компаний заявили о намерении участвовать в госпроектах в будущем (видимо, в рамках поддержки предпринимательства).

«Государству необходимо глубже интересоваться тем, что из себя на самом деле представляет edtech и вести предметный диалог с индустрией при разработке своих программ, — считает Никита Подлипский. — Сейчас мы видим серьезный шаг со стороны государства на примере Университета 20.35. Можно обсуждать плюсы и минусы этой программы, но тем не менее это большой прецедент и важный этап развития индустрии в целом. Однако мы призываем к более внимательному профессиональному подходу и диалогу государства с индустрией при формировании предстоящих программ, а также привлечению в качестве партнеров не только гигантов, но также нишевых ДПО с более глубокой экспертизой и интеграцией в отрасль».

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Рост на 35% и высокие зарплаты: главное из нового дайджеста НИУ ВШЭ об IT

При этом будет усиливаться и роль государства на рынке. Часть экспертов уверены, что осенью начнется создание государственного образовательного холдинга в школьном сегменте, под который будет сформировано и соответствующее законодательство.

2. Потеря зарубежных клиентов

Ряд компаний ощутили серьезные потери от зарубежных клиентов, хотя точной статистики на этот счет нет. Тем не менее, известно, что количество русскоязычных, проживающих вне РФ, составляет десятки миллионов человек, и у них был стимул пользоваться именно онлайн-сервисами. Если в первом квартале основной проблемой были отключение Visa и Mastercard (которые произошли не сразу), то во втором на это наложилось еще и изменение курса валют из-за чего существенно возросла стоимость уроков для зарубежных клиентов. «После повышения курса рубля занятия для клиентов, проживающих не в России, стали крайне дорогими», — отмечает Евгений Кузнецов, операционный директор «Chess First». Если с первой проблемой можно было найти какие-то решения (вроде перевода денег через знакомых, живущих по разные стороны границ), то вторая — это уже удар по серьезному преимуществу российских онлайн-школ перед европейскими онлайн-репетиторами.

В Smart Ranking предполагают, что эта проблема по-настоящему может сказаться осенью, когда с началом учебного года значительная часть учеников не возобновит занятия.

«С продажами зарубежным клиентам есть сложности, решения появляются, но они не идеальны, — говорит Антон Ельницкий, основатель платформы Антитренинги. — Большие комиссии, есть какие-то задержки с выплатами. Плюс, Украина, которая занимала в проценте выручки значительную часть, там тоже есть сложности: людям сейчас не до учебы и есть неприязнь к российским онлайн-школам».

Курс валют также имеет прямое воздействие на выручку компаний, которые имели крупную зарубежную аудиторию. Так, например, именно по этой причине выручка Novakid, фиксируемая для рейтинга в рублях, показала формальное падение.

3. Переоценка стоимости компаний

Частный EdTech пересматривает стратегию своего развития и планы, надеяться на IPO или деньги частных инвесторов не приходится. Хотя многие компании находятся уже на достаточном уровне, чтобы развиваться и без них. «Конечно, уход инвесторов поставил на время крест на создании новых стартапов и проектов, привлечь сейчас раунд в России стало несопоставимо сложнее, — говорит Александр Киселев, основатель и СЕО Rebotica. — Но те компании, которые успели развиться до уровня прибыльности, сейчас смогут развиваться за счет хорошего спроса».

Участники рынка уже отмечают снижение стоимости компаний. «Внутри рынка усиливаются тенденции к централизации и объединению игроков, — говорит Сергей Четвериков, директор по инвестициям Корпорации «Синергия». — Из-за снижения темпов прироста бизнеса инвесторы уже начали переоценку стоимости компаний в меньшую сторону. Сразу несколько фаундеров в последнем квартале выставили свои EdTech-компании на продажу».

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Почему айтишники стали хуже оценивать перспективы своей отрасли в России

Потенциальными приобретателями могли бы выступать крупные госструктуры, но они предпочитают начинать свои проекты с нуля. Так, Сбер развивает собственную школу программирования — «Школа 21», правда, пока как некоммерческий проект.

«Школа 21» уже показала свою эффективность, она дает возможность любому человеку, прошедшему отбор, получить образование и построить карьеру в ИТ, а государству и бизнесу — пригласить на работу/нанять/привлечь профессионалов с цифровыми компетенциями, — говорит Наталья Журавлева, директор Центра индустрии образования Сбера. — Сейчас в трех кампусах учатся более 3 500 человек и более 1200 проходят стажировку или уже трудоустроены в ведущих ИТ-компаниях и стартапах страны».

4. Изменение мотивации пользователей

Участники Рейтинга также отмечают, что интерес к онлайн-учебе сохраняется, но меняется мотивация пользователя. Это, например, заметно в сфере детского программирования, которое становится из хобби «путевкой в жизнь».

«Сейчас обучить ребенка IT-профессии многие родители стали воспринимать как что-то обязательное», — отмечает Александр Киселев, основатель и СЕО Rebotica.

Таким образом, может пострадать обучение «необязательным навыкам», которые не принесут результатов в виде поступления в вуз или доходной профессии.

«Снижение платежеспособности сфокусирует спрос на must have продуктах (экзамены, школьная программа, экстернат), но снизит запрос на nice to have продукты (развивательные, дополнительные к школьной программе занятия), — считает Андрей Сизов, генеральный директор «Фоксфорда». — В целом на наш взгляд нужно говорить о том, что компании в школьном онлайне должны будут продуктово подстраиваться под снижение платежеспособности — делать продукты с меньшими средними чеками».

В сегменте взрослого образования участники Рейтинга отмечают усиление спроса на трудоустройство.

Такое было и раньше, но после февраля вопрос про помощь в трудоустройстве стал значительно более частым, — рассказывает Кирилл Мокевнин, CEO Хекслет. — Спрашивает каждый второй. Начали также выбирать языки, которые в том числе востребованы за границей, люди начали мониторить заграничные тренды и стараться выбрать вариант, после которого можно выйти на работу и здесь, и там».

5. Изменение подхода к IT-профессиям

«Во взрослом сегменте у себя мы видим снижение интереса к программированию, — говорит Павел Специан, генеральный директор «Компьютерной Академии TOP». — Спрос на него растет на 5-7% против + 30% в прошлом квартале. И наоборот, маркетинг и дизайн взлетели на 20%. По детям на 40% вырос спрос на внутренний, детский туризм, лагеря. Неожиданно рухнули на 30% начальные школы и колледжи. Основной продукт детского дополнительного образования стабилен и прирос на плановые 10-15%. Интересно что в 2020 спрос на курсы английского рухнул в два раза к 2019, и больше так и не вернулся на прежний объем».

По словам Александра Волчека, CEO образовательной платформы Geekbrains, высокий спрос на IT-профессии остается глобальным трендом.

«Кризисные ситуации не означают, что люди бегут получать новое образование, — отмечает он. — Что такое профессия — это выделение времени и переход в некую нестабильность. Это всегда переоценка собственных решений. Люди, наоборот, начинают экономить деньги, ждут лучших времен. Поэтому в рамках квартала это направление даже может показывать падение, но глобальный тренд остается».

Фото:Unsplash
Экономика образования Тренды найма в IT: как сменить специальность и не ошибиться

Об этом говорит и Никита Старун. По его словам, люди начали прагматичнее относиться к своему времени и ресурсам и не хотят рисковать, поэтому тщательнее продумывают, зачем они идут в IT, чем именно они там будут заниматься и какую карьеру будут строить после окончания учебы: «Так что главный тренд квартала и, скорее всего, года — осознанный вход в IT. Мы даже выделили целое направление под профориентационные продукты, чтобы ответить на этот запрос. Люди буквально хотят примерить на себя новые навыки перед переходом в новую профессию. Это индикатор растущей зрелости аудитории edtech-компаний. Так что возможно, сейчас мы переживаем некоторый качественный скачок и на рынке IT-образования, и на рынке труда. Думаю, к концу года мы узнаем, насколько он масштабный».

На втором месте — детский сегмент. «В сегменте школьного образования наблюдалась стабильная активность, — говорит Игорь Жаборовский, основатель, СЕО образовательной платформы «Инфоурок». — Клиенты искали репетиторов по школьным предметам, подготовке к ЕГЭ и изучению иностранных языков. Чтобы ни происходило, экзамены и подготовку к ним никто не отменял, поэтому спрос на эти услуги сохранялся.

«Второй квартал — период, когда прошел первый шок и наступило время решений и действий, в первую очередь по спасению бизнеса, — говорит Наталья Царевская-Дякина, директор направления edtech Фонда «Сколково». — Сократились непрофильные направления, разработка новых продуктов, проекты, требующие инвестиций. Компании принимали решения об уходе из России и разделении бизнеса на локальный и мировой. Много усилий было потрачено на поиск новых взаимодействий с аудиторий, привлечения трафика».

Обновлено 26.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть