5 отраслей, в которых будет сложнее всего заместить импорт

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Ужесточение санкций подняло новую волну разговоров об импортозамещении в России. РБК Тренды разбирались, в каких секторах российской экономики, зависимых от импорта, не стоит ждать быстрого перехода на самообеспечение

От Китая до Италии: с импортом из каких стран возникли сложности

В российском импорте товаров на долю стран, которые ввели против России санкции, приходится больше половины — 51,4% ($150,8 млрд из $293,5 млрд, по данным за 2021 год). А если посчитать еще и закупки услуг в этих странах, добавится примерно $50 млрд (из $75,5 млрд общего импорта услуг в 2021 году), согласно данным Банка России.

Таким образом, в совокупном импорте товаров и услуг России (эквивалентном одной пятой части ее ВВП) на долю так называемых «недружественных» стран приходилось в прошлом году более 54%. Далеко не все эти поставки попали непосредственно под санкционные ограничения, однако общие проблемы с логистикой и расчетами, риски и неопределенность вокруг возможных дальнейших санкций, а также добровольные решения западных компаний о сокращении или прекращении бизнеса с Россией в апреле 2022 года привели к снижению российских закупок за рубежом на 40% по сравнению с апрелем 2021-го, оценил экономист, автор Telegram-канала «Твердые цифры» Александр Исаков на базе статистики стран-торговых партнеров (Россия перестала раскрывать свою внешнеторговую статистику).

Причем падает импорт не только из стран-санкционеров, но и, например, из Китая — главного торгового партнера России. Поставки оттуда снизились в апреле на 26% в годовом выражении, а в мае — на 8,6% год к году (в том числе снижение пока демонстрируют поставки китайской технологичной продукции, такой как лазеры или полупроводники). Эксперты предупреждали, что Китай и другие альтернативные поставщики не смогут безболезненно заместить утраченный российский импорт из западных стран (в том числе потому, что крупные китайские компании достаточно скрупулезно соблюдают режим западных санкций), а значит, России придется форсировать вынужденное импортозамещение.

Фото:Роман Пименов / ТАСС
Социальная экономика Зависимость от импорта: как решить проблему дефицита товаров

Топ-5 самых импортозависимых отраслей

Наиболее импортозависимые отрасли российской экономики можно оценить по так называемому межотраслевому балансу — он ежегодно составляется Росстатом и показывает, какая импортная продукция и в каком количестве используется в отраслях экономики. При этом следует различать, используется ли зарубежная продукция для конечного потребления (например, одежда или детские игрушки) или в процессе изготовления отечественной конечной продукции (импортные средства производства, станки, сырье, комплектующие).

  • Фармацевтика

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) с помощью данных ФТС дополнительно рассчитал степень зависимости российских отраслей от импорта из стран, объявивших санкции. С этой точки зрения самой уязвимой отраслью оказалась фармацевтическая. В секторе лекарственных средств и материалов доля импорта из «недружественных» стран в конечном потреблении составляет 48%. По данным ФТС, в 2021 году Россия ввезла фармацевтической продукции из-за рубежа на $13,8 млрд, из которых почти 75% — из стран Евросоюза, США и Великобритании. Хотя США и ЕС вывели медикаменты из-под действия санкций, их поставки в Россию сократились. Так, поставки фармацевтической продукции из Евросоюза в Россию в апреле снизились на 25,7% по сравнению с февралем, до €538,6 млн. Скорее всего, это результат косвенного влияния санкций на внешнеторговые расчеты и логистику.

В марте, как писали «Ведомости», Минздрав на случай ухода западных поставщиков начал сбор данных о лекарствах, которые не выпускаются ни в России, ни в «дружественных» (нейтральных) странах. Впрочем, пока дефицита импортных препаратов нет, заявляла глава Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова в середине июня 2022-го.

Отечественная фармацевтика может пострадать и от перебоев с поставками промежуточной продукции, компонентов, необходимых для производства лекарств. Доля их импорта из «недружественных» стран в промежуточном потреблении российской лекарственной отрасли оценивается в 22%.

  • Микроэлектроника, телекоммуникации и IT

В 2020 году Россия импортировала компьютерных и информационных услуг из Евросоюза, США и Великобритании на сумму $4,1 млрд (данные Банка России). Зависимость российских организаций от импортного программного обеспечения в Высшей школе экономики (ВШЭ) оценивали в 68% (доля затрат на иностранное ПО в общем объеме затрат на ПО). Это касается почти всех классов как прикладного ПО (ERP, CAD/CAM/CAE, PLM, MES, офисные пакеты), так и базового (операционные системы, управление базами данных и так далее). Большинство российских компаний традиционно работало на корпоративном ПО немецкой компании SAP, а полноценной российской замены им пока нет.

«Импортозамещение в ИТ-сфере» — подборка РБК Pro

Аналитики ЦБ в апреле предупреждали, что даже высокая степень локализации производства может не сработать, если недостающие компоненты уникальны и не могут быть легко заменены на продукцию альтернативного производителя — это относится в первую очередь к отечественной электронной промышленности. Собственное производство полупроводниковых устройств в России представлено на относительно старых техпроцессах. «Существующие в России разработки и производственные мощности позволяют разрабатывать и производить полупроводниковую продукцию ограниченного ассортимента и в ограниченном количестве. Сохраняется потребность в иностранной микроэлектронной продукции и электронной компонентной базе», — указывали в мае специалисты ЦМАКП. Американский экспорт полупроводников в Россию упал на 90%, сообщал в конце июня Минторг США.

Российская компания МЦСТ, которая разрабатывает отечественные процессоры «Эльбрус», до недавнего времени производила их на мощностях тайваньской TSMC, процессор там разрабатывался на техпроцессе 7 нм. Однако из-за западных санкций, к которым присоединились Южная Корея, Япония и Тайвань, разработчику пришлось переносить производство в Россию, где доступен выпуск только на 90 нм. Это «большой шаг назад», фактически на 20 лет, говорил источник РБК на технологическом рынке. Санкции сделали недоступными для отечественных производителей практически все зарубежные фабрики.

В секторе телекоммуникаций ряд ключевых иностранных производителей (Cisco, Ericsson, Nokia) прекратили работу и продажи оборудования в России. По оценке рейтингового агентства НКР, существует риск выхода части инфраструктуры из строя из-за физического износа и дефицита импортного оборудования. Отрасль информации и связи является самой изношенной среди всех российских отраслей: степень износа основных фондов на конец 2021 года оценивается в ней почти в 60%, следует из данных Росстата. Тем временем сложился дефицит запчастей (экранов, аккумуляторов) для импортных смартфонов Huawei и Samsung, а российские сервисы по ремонту вынуждены разбирать на запчасти новые гаджеты и использовать для починки детали подержанных устройств.

  • Машиностроение: автомобили

В автомобилестроительной отрасли импортозамещение или переориентация на китайские комплектующие реальны, но это неизбежно будет сопровождаться потерей качества. По данным ЦМАКП, доля «недружественного» импорта в конечном потреблении (иными словами, в розничных продажах автомобилей) составляет 27%, в промежуточном потреблении (средства производства, компоненты) — 26%. В Минпромторге указывали, что в качестве альтернативы придется рассматривать поставщиков из Китая, Турции, Ирана и других стран, не присоединявшихся к санкциям.

После того как АвтоВАЗ перешел в госсобственность (концерн Renault передал свою долю в пользу ФГУП НАМИ), а США с Евросоюзом ввели санкции на технологический экспорт в Россию (в том числе автокомпонентов), крупнейший российский автопроизводитель остался без западных технологий. Вступили в силу и ранее неоднократно откладывавшиеся американские санкции против группы ГАЗ, после того как 25 мая истекла лицензия Минфина США на продолжение операций с автозаводом.

В первом полугодии 2022 года продажи иностранных автомобильных брендов в России снизились в 2,3 раза к тому же периоду предыдущего года (без дифференциации на импортные и локально собранные машины), следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. По оценкам ЦМАКП, примерно с 2015 года процесс локализации в автопроме затормозился и доля иномарок отечественной сборки остановилась на уровне около 50%.

В мае правительство России в условиях дефицита импортных автокомпонентов разрешило выпускать в России автомобили без подушек безопасности, антиблокировочной системы тормозов (ABS) и с экологическим классом «Евро-0» (уровень 1990-х годов). В результате в июне АвтоВАЗ действительно начал продажи модели Lada Granta, которая не имеет подушек безопасности, ABS, противоугонной технологии, системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Российские автопроизводители традиционно зависели и от импортного оборудования: например, КамАЗ в 2021 году установил, как он тогда заявлял, «уникальный» обрабатывающий центр с числовым программным управлением производства голландской фирмы Unisign.

Фото:Павел Бедняков / РИА Новости
Социальная экономика Рост цен и сокращение выбора: что изменилось на авторынке

  • Машиностроение: подшипники

Высок риск критического дефицита подшипников для самых разных отраслей, от автомобильной до металлургической, после того как США и ЕС в рамках санкций ограничили их поставки в Россию. По оценкам отраслевого портала Bearing News, из-за рубежа происходили до половины всех подшипников, использовавшихся в России (в основном китайская продукция, но также американская, японская, немецкая). После февраля 2022 года с российского рынка ушли шведский производитель подшипников SKF (продал свой завод в Твери структурам, аффилированным с бывшим местным менеджментом), прекратили производство и продажи в стране американская корпорация Timken, немецкая Schaeffler, японская NSK. Фактически из крупных производителей подшипников в России остались только отечественная Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК) и завод в Твери, ранее принадлежавший SKF.

Газета «Коммерсантъ» ранее уже сообщала об угрозе дефицита кассетных подшипников для так называемых инновационных вагонов (с повышенной нагрузкой на ось 25 т), доля которых в общем выпуске вагонов в последние годы составляла до 40%. Сейчас проводятся испытания заменяемых элементов импортного кассетного подшипника, и вагоностроители надеются на перезапуск производств ЕПК и бывшей SKF в России на отечественных комплектующих. Однако мощности по производству кассетных подшипников в России в настоящее время оцениваются примерно в 400 тыс. штук в год (ЕПК, бывший завод SKF), тогда как потребность рынка составляет не менее 500 тыс. штук, то есть дефицит, по крайней мере на первых порах, неизбежен.

Подшипники критически нужны и в оборонной промышленности (танки, подводные лодки, самолеты и так далее), но о том, ощущается ли там дефицит этих компонентов, остается только догадываться. Наконец, большой проблемой может стать нехватка четырехрядных конических и цилиндрических подшипников для прокатных станов — их активно потребляли российские металлургические гиганты, закупая в основном у западных компаний.

  • Продажи товаров широкого потребления

ВШЭ в прошлом году оценивала, что доля импорта в продукции повседневного потребления в России (одежда, обувь, бытовая техника, детские игрушки, мобильные телефоны) превышает 75% и стабильна на протяжении последних пяти лет. В том числе по играм и игрушкам зависимость от импорта составляет 92%, обуви — 87%, одежде — 82%.

По данным ЦМАКП, сектор химических веществ и продуктов (который включает в себя парфюмерию, косметику, моющие и чистящие средства) занимает второе место после фармацевтики по доле в российском конечном потреблении продукции из «недружественных» стран — 44,7%. Рынок парфюмерии, косметики, красок и лаков значительно зависит от импорта (в том числе сырья), хотя выпуск моющих и чистящих средств масштабно локализовался, отмечает ЦМАКП.

Высока доля импорта из стран-санкционеров и в других отраслях, ориентированных на широкое потребление: резиновые и пластмассовые изделия — 26,8%, бумага — 19,9%, мебель — 14,5%, текстиль — 12,5%. Что касается стройматериалов, то практически весь российский кирпич, а также плитка, керамогранит, сантехническая керамика, выпускаются на импортном оборудовании — в основном из Европы и США, писал РБК со ссылкой на отраслевое исследование.

Обновлено 22.07.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть