Восточный экспресс: как логистика оперативно осваивает новые маршруты

Фото: Pexels
Фото: Pexels
О том, как вынуждена меняться логистика, какие компании пока выигрывают и как бизнесу перестроить процессы, чтобы оставаться на плаву, рассказал Евгений Непейвода, сооснователь и CEO резидента Сколково компании Novo BI

Россия столкнулась с невиданным прежде количеством санкций и ограничений. По прогнозам экспертов, период экономической турбулентности будет продолжаться еще год. На восстановление же прежних показателей уйдут не месяцы, а как минимум 5–10 лет.

К тому же десятки стран закрыли воздушное пространство для России, а это значит, что доставки пока что возможны только наземным транспортом. Сейчас наложили санкции еще и на Беларусь, поэтому единственные альтернативные пути — Казахстан, Китай, Турция и некоторые страны Персидского залива. Однако и у таких вариантов есть трудности: высокая стоимость и увеличенный срок доставки. Так, если раньше заказывать товары из Китая следовало за четыре месяца, то теперь необходимо закладывать 8–9 месяцев.

Но даже в такой ситуации нужно искать плюсы — теперь отрасли, ранее зависимые от Запада, смогут сделать ставку на импортозамещение, что даст им толчок в развитии.

«Импортозамещение в ИТ-сфере» — подборка РБК Pro

Как проявил себя кризис

Пустые полки или переизбыток товаров в магазинах

Причина пустых полок сегодня кроется в том, что люди массово скупают товары первой необходимости. Ретейлерам даже разрешили ввести ограничения на продажу социально значимых продуктов в одни руки, чтобы эти товары не исчезали так быстро. А повышение цен более чем на 30% на некоторые категории (кофе, соки, газированные напитки и другое) приводит к тому, что продукты банально скапливаются на полках — не все готовы платить в два раза больше за привычные товары.

Перебои в поставках и закрытие транспортных путей

Такая проблема была и раньше — вспомнить хотя бы сложности с посылками из Китая во время локдауна. Из-за протестов на польско-белорусской границе в середине марта застряли около 800 грузовиков, перевозивших товары из ЕС в Россию. А из-за того, что судоходные компании Maersk и Hapag-Lloyd приостановили перевозки в Россию, в портах Эквадора гниют так и не вывезенные в РФ бананы.

Уход иностранных компаний

За месяц сотрудничество с Россией приостановили десятки крупных зарубежных компаний, в том числе такие ИТ-гиганты как Oracle и SAP, что серьезно отразилось на работе многих компаний. Поэтому все организации, работающие на импортных программах, в том числе и логистические компании вынуждены решать и проблему с ПО.

В таких условиях логистика уже не будет прежней, и в 2022 году компании столкнутся с тем, что придется практически полностью перестраивать процессы и искать альтернативные пути поставок и продаж.

Фото:Олег Яковлев / РБК
Индустрия 4.0 Дорогами будущего: как меняется рынок транспорта и логистики прямо сейчас

Как трансформируется логистическая отрасль в 2022 году

Компании перейдут на российское ПО

Сложившаяся ситуация — уникальный прецедент и драйвер для разработки российского ПО. В логистике же (как и, например, в энергетике) компании больше остальных полагались на иностранные программы. Сейчас сложности могут возникнуть и с функционалом, и со стабильностью их работы, что крайне важно в логистике для прогнозирования спроса, поставок и т.д. Однако фокус на импортозамещение за последний месяц кратно усилился — возможно, через год-два ретейлеры будут пользоваться российскими разработками. Например, уже активно используются альтернативы баз данных — PostgreSQL, а для автоматизации большинства процессов подойдет 1С.

Что бы ни говорили, переход на свое ПО никогда не будет бесшовным — до сих пор мы проигрываем зарубежным компаниям в удобстве использования, скорости, сервисе и т.д. Будет сложно, но придет время и ретейлеры смогут полностью внедрить российские разработки.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Импортозамещение ПО: российские варианты привычных приложений и сервисов

Бизнес будет переориентироваться на российское производство

В таких условиях в выгодной позиции оказались компании, которые позиционируют себя полностью российскими. Но, к сожалению, в большинстве случаев сырье и часть комплектующих (даже самая малая) будут зарубежными. Более того, в России слабо развито высокоточное массовое производство из-за дефицита технологий, например, полупроводников для электроники. Местные производители вполне выигрывают в моменте, но делать глобальные прогнозы пока сложно. Однако есть надежда, что отечественные компании в условиях импортозамещения начнут искать российскую замену иностранному сырью, деталям и прочему.

Цепочки поставок переориентируются на Восток

Все страны Евросоюза закрыли небо для российских самолетов, а судоходные компании приостановили перевозки в Россию. На такой случай важно держать запасной план, чтобы «переобуться» быстрее, чем начнется дефицит из-за задержки поставок. Альтернативы для сотрудничества найдутся — например, важные с торговой точки зрения государства, которые не поддерживают санкции.

Например, уже появляются логистические цепочки через ОАЭ или Турцию, а импорт товаров в Россию происходит со стороны азиатских стран через дальневосточные порты. Нужно искать не только альтернативные пути, но и товары и поставщиков. Некоторые комплектующие можно заменить на российские, остальные же заказывать в странах Азии — тем более, это значительно снизит затраты из-за относительно недорогих товаров. Кстати, недавно российские ретейлеры столкнулись с риском дефицита кассовой ленты — ее производят лишь две иностранные компании. Рациональная альтернатива в таком случае — электронные чеки, что, между прочим, еще и экологично.

Если раньше и так много товаров, которые позиционируются европейскими, производились в Китае, то сейчас их станет еще больше и, соответственно, увеличатся поставки из этой страны. Есть вероятность, что многие компании проведут ребрендинг и станут «честно» китайскими, чтобы не потерять долю на рынке.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 К чему готовиться при открытии контрактного производства в Китае

Оптимизация затрат

Цели бизнеса сегодня — сохранить стабильность и не потерять еще больше. Поэтому многие компании будут оптимизировать бюджеты: анализировать себестоимость услуг и сокращать расходы. Например, некоторые из них уже уменьшают размер складских помещений, экономят на производстве жесткой упаковки и на бумаге. Более того, чтобы сэкономить на логистике и сдерживать рост цен на товары, компании будут кооперироваться для перевозки продукции со складов. Коллаборация в основном будет происходить между неконкурирующими производителями, которые дополняют друг друга — например, между теми, кто продают сыр и колбасные изделия.

Цифровизация в логистике станет повсеместной

Конечно, цифровая трансформация — не волшебная палочка, которая избавит всю страну от кризиса. Однако логистическим компаниям она поможет оптимизировать процессы и составлять прогнозы, чтобы в условиях меняющегося каждый день спроса если не вывести бизнес на прежний уровень, то по крайней мере нормализовать его.

Планировать сейчас можно только на один день, поскольку экономическая ситуация меняется постоянно. Поэтому логистическим компаниям нужно крайне быстро реагировать на изменения.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Цепь событий: как искусственный интеллект совершил революцию в логистике

Искусственный интеллект возьмет на себя рутинные задачи, такие как планирование спроса, инвентаризация товара на складах. А человек займется стратегически важными вопросами, где необходимо личное присутствие — восстанавливать бизнес, искать партнеров, заниматься продвижением компании и т.д.

Конечно, можно и дальше делать расчеты в Excel, однако на это уйдет две недели — и все, чтобы узнать затраты на месяц вперед. А когда появляется задача отслеживать сроки поставок, контролировать спрос в условиях транспортных трудностей и меняющегося курса валюты, да делать все это быстро — вручную с этим уже не справиться, нужно подключать искусственный интеллект.

Так и сделала компания AquaArt, которая поставляет готовые решения для ванных комнат в страны СНГ, Россию и Китай. В 2020 году рынок товаров для дома рос слишком быстро, и бизнес боялся не успеть за новыми трендами. Кроме того, при замере тайминга выяснилось, что статистическим планированием ассортиментного плана продаж приходится заниматься аж по две недели в месяц. Поэтому было решено автоматизировать этот процесс и внедрить программный продукт NFE для совместного планирования и организации цепей поставок.

В итоге трудозатраты удалось снизить в десятки раз (с 580 человеко-часов в месяц до 40). Вместе с тем точность планирования повысилась на 20% (до 77%), а продажи выросли более чем на треть, при этом товарный запас не увеличился.

Сегодня уже применяются российские цифровые системы в логистике, которые упрощают работу и помогают решить разнообразные задачи:

  • Инвентаризация и отгрузка товара. EME.WMS — система управления умным складом, которая за счет подключения различных технологических блоков оптимизирует приемку, отгрузку, размещение, хранение и другие складские процедуры.
  • Обработка и сборка товара. PIT Vocamate Interactive — высокоэффективная технология для голосового управления складскими операциями. Она помогает быстро и безошибочно собирать товары на высоконагруженных складах без бумажных документов и терминалов сбора данных.
  • Планирование поставок. Novo Forecast Enterprise — инструмент предиктивной аналитики, который помогает прогнозировать спрос и организовывать планирование цепей поставок.
Обновлено 19.04.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть