TikTok летит, Facebook лежит: что было с соцсетями в 2021 году

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Для соцсетей и мессенджеров 2021 год отметился скандалами, изменениями и появлением новых платформ. РБК Тренды вспоминают, что происходило в онлайн-среде в уходящем году

Заблокированный Трамп

В ноябре 2020 года в США прошли президентские выборы, которые выиграл кандидат от Демократической партии Джо Байден. По американскому законодательству он не вступил в должность сразу же, а должен был ждать инаугурации в январе 2021 года. Дональд Трамп использовал этот промежуток, чтобы убедить своих сторонников в том, что на самом деле выборы выиграл он, а демократы и «глубинное государство» украли у него победу.

Эти заявления привели к тому, что сторонники Трампа 6 января 2021 года попытались штурмом взять Капитолий (здание Конгресса) и предотвратить подсчет голосов выборщиков. Погибло 5 человек, пострадало неопознанное количество бунтовщиков и 138 полицейских. После беспорядков руководство соцсети Twitter заблокировало аккаунт Дональда Трампа сначала на 12 часов и потребовало удалить три поста, нарушающих правила сообщества. Но после истечения этого срока Трамп разместил два новых твита, которые, по мнению Twitter, «нарушали политику соцсети о противодействии героизации насилия».

В итоге 8 января Twitter заблокировал 45-го президента США навсегда. За этим примером последовали Facebook, Instagram, YouTube, Discord, Pinterest, Snapchat и Twitch. Google и Apple удалили из своих магазинов приложений соцсеть Parler, в которую намеревались перенести общение сторонники Трампа. По данным аналитической компании Zignal Labs, после этих мер количество дезинформирующих постов в Twitter снизилось на 73%.

В ответ в октябре Трамп объявил о создании собственной соцсети — TRUTH Social. По словам Трампа, бета-версия сервиса будет доступна для «приглашенных гостей» в ноябре, а полный запуск соцсети запланирован на первый квартал 2022 года. Аккаунты Дональда Трампа в крупнейших соцсетях остаются заблокированными или неактивными.

Clubhouse: взлет и падение

Clubhouse — социальная сеть, в которой можно общаться только голосом в общих «комнатах». Ее создали программисты-студенты Стэнфордского университета в апреле 2020 года, однако пик популярности приложения пришелся на январь—март 2021 года. На площадке начали выступать знаменитости, а чтобы попасть в Clubhouse, нужно было получить приглашение от человека, который уже в нем зарегистрирован. Эти аспекты создали образ «закрытого клуба», в котором можно задать вопрос напрямую Илону Маску или Олегу Тинькову.

Из-за FOMO (страха упустить ценный опыт) в Clubhouse в начале 2021 года ринулись миллионы пользователей. В России пик популярности платформы пришелся на февраль. Например, за неделю с 10 по 16 февраля аудитория соцсети выросла в 17 раз. За месяц в России приложение скачали более 800 тыс. раз.

Однако вскоре цифра значительно снизилась: 146 тыс. в марте и 23 тыс. в апреле. Вскоре с соцсети ушли практически все русскоязычные блогеры и знаменитости. Провал Clubhouse в интервью РБК прокомментировал управляющий директор «Русской медиагруппы» Дмитрий Медников. По его мнению, Clubhouse оказался в самом узком сегменте: его создатели привлекли туда много интересных людей, которые могут прочитать занимательную лекцию один раз, но не несколько. «Ярко зажгли в первый раз, менее ярко во второй, а на третий у них закончился контент. Его надо создавать, как музыку, как сериалы, статьи. Но в Clubhouse не было ни одного человека, который профессионально бы делал контент, там были люди, которые профессионально разговаривают час», — отмечал Медников.

Разоблачение Facebook

В начале октября бывшая сотрудница Facebook, продакт-менеджер Фрэнсис Хоген, выступила перед Конгрессом США на специальных слушаниях, где рассказала о неэтичных приемах компании Марка Цукерберга. «Facebook хочет расти любой ценой, становясь компанией, стоящей почти $1 трлн и получающей прибыль, жертвуя нашей безопасностью», — заявляла Хоген.

На основании внутренних документов компании, переданных Хоген, издание Wall Street Journal опубликовало расследование под названием The Facebook Files. Вот в чем в нем и других публикациях СМИ обвинялась технологическая корпорация:

  • Instagram вызывает психологические проблемы у подростков.
  • Facebook не модерирует призывы к насилию в развивающихся странах, например, Индии.
  • Правила пользования Facebook распространяются не на всех, некоторые «привилегированные» аккаунты могут безнаказанно публиковать практически все.
  • Алгоритм Facebook намеренно продвигает публикации, которые вызывают у пользователей злость.
  • Facebook цензурирует политический контент во Вьетнаме по требованию правительства страны.
  • Руководство Facebook отклоняло инициативы команды, которая была ответственна за борьбу с дезинформацией и агрессивным контентом.
  • В Facebook знали, что ИИ удаляет только 0,6% от всего контента, разжигающего ненависть, но ничего с этим не делали.
  • WhatsApp, скорее всего, просматривает личные сообщения пользователей.

В разговоре с инвесторами Марк Цукерберг охарактеризовал утечки как объединенные усилия по созданию ложной картины вокруг компании, так как документы публикуются «только частично». В своем посте он ответил на слова Френсис Хоген: «За этими обвинениями стоит идея, что прибыль для нас важнее безопасности и комфорта. Это просто неправда. <…> Аргумент о том, что мы ради денег намеренно продвигаем контент, который злит людей, глубоко нелогичен. Мы зарабатываем через рекламу, и заказчики рекламы постоянно говорят, что они не хотят видеть ее рядом с вредоносным или раздражающим других контентом. <…> Большинство заявлений попросту бессмысленны».

Несмотря на скандал с показаниями Хоген, прибыль Facebook в третьем квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилась: $9 млрд против $7,8 млрд. Более того, акции компании за год выросли в цене на 24,7%. Инвесторы не отвернулись от корпорации, более того, они даже неспособны уволить Марка Цукерберга, которому принадлежит около 58% голосующих акций. Единственное, что может их спугнуть — это резкий поворот политики Facebook. Во многом поэтому компания не приняла никаких радикальных мер после показаний Френсис Хоген и публикаций утечек в СМИ.

Падение серверов Facebook

Около 19 часов по московскому времени 4 октября Facebook, Instagram и WhatsApp перестали работать. Проблемы наблюдались у пользователей со всего мира. Журналисты называли это крупнейшим сбоем для ИТ-корпораций с 2008 года. Инженеры Facebook восстанавливали доступ около 6 часов.

Соцсети заработали в районе 1 часа ночи по московскому времени 5 октября. Причина падения серверов заключалась в изменении конфигураций магистральных маршрутизаторов. Трафик между центрами обработки данных Facebook пропал, что «эффектом домино нарушило связь между дата-центрами».

Марк Цукерберг лично извинился перед пользователями. А ироничное сообщение в три слова «привет буквально всем», опубликованное официальным аккаунтом Twitter, когда доступа к Facebook все еще не было, стало третьим по популярности твитом в году.

Facebook теперь Meta

Через несколько недель после падения серверов и скандала с Френсис Хоген Facebook (имеется в виду головная организация) изменил свое название на Meta. По заявлению Марка Цукерберга, это было сделано, чтобы корпорация могла ассоциироваться со своим новым продуктом — метавселенной, в которой пользователи смогут общаться в виртуальной реальности. Ее разработка займет ближайшие 5–10 лет, а потрачено будет как минимум $10 млрд. В соцсетях высмеяли переименование компании и связали его с попыткой Марка Цукерберга отвлечь внимание от проблем Facebook.

Месячная аудитория TikTok превысила 1 млрд пользователей

В конце сентября в TikTok заявили, что месячная аудитория платформы впервые составила более 1 млрд человек. К четвертому кварталу 2021 года приложение скачали более 3 млрд раз.

По данным экспертов из «МегаФона», китайская соцсеть в России показала самые высокие темпы прироста в 2021 году: мобильный интернет-трафик на платформе увеличился более чем в два раза. Кроме того, TikTok занял третье место среди самых популярных соцсетей в России, пропустив вперед «ВКонтакте» и Instagram.

Эксперты Brand Analytics отметили расширяющееся влияние платформы: «С приходом TikTok началось победное шествие формата коротких видео. Аналогичные форматы теперь есть на большинстве платформ — у «ВКонтакте» это Клипы, у Instagram — Reels и т.д. «Залипание» на прокрутке ленты и одобрение лайками как основная зрительская реакция сформировали в 2020 году тренд на пассивное потребление контента, который в 2021 году лишь усилился. Закрепляется деление аудитории на креаторов (20%) и на зрителей (80%), довольствующихся лайками и комментариями».

«Полное прекращение работы Telegram в России» и активность Роскомнадзора

С 17 по 19 сентября в России проходили выборы в Государственную думу, а 18 сентября Telegram ограничил работу ботов, связанных с предвыборной агитацией. Дуров обосновал это окончанием предвыборной кампании и наступлениям «дня тишины». Среди прочих была остановлена работа бота «Умного голосования» — проекта команды оппозиционера Алексея Навального. Бот предлагал избирателям конкретные кандидатуры, альтернативные представителям «Единой России». Дуров указывал, что ему пришлось пойти на эти меры под угрозой удаления Telegram из магазинов приложения Apple и Google.

29 сентября создатель мессенджера запустил опрос в своем канале. В нем задавался вопрос «что лучше?» и предлагалось два варианта ответа: «полное прекращение работы Telegram в России» или «приостановка работы агитационных ботов на два дня голосования». 80% пользователей проголосовало за второй вариант. Опрос стал мемом, над ним позже пошутил и сам Дуров, опубликовав еще одну версию голосования во время падения серверов Facebook.

Однако это событие характеризует 2021 год еще и потому, что в последнее время Роскомнадзор регулярно штрафовал технологические платформы за неудаление запрещенного контента. Общая сумма штрафа Google составила ₽37,5 млн, Telegram — ₽40 млн, Facebook (Meta) — ₽70 млн, а работу Twitter в марте Роскомнадзор начал замедлять. Меры были частично сняты в мае, но компании предстоит выплатить ₽45 млн штрафа.

Оборотные штрафы

До конца декабря наказание для других технологических корпораций исчислялось миллионами — от ₽37,5 млн у Google до ₽70 млн у Facebook (Meta). Но 24 декабря Таганский суд Москвы назначил оборотные штрафы Google в ₽7,221 млрд и Meta в ₽1,99 млрд. Такая мера применяется к компаниям впервые.

Google и Meta обвиняются в том, что не удалили размещенную на их ресурсах информацию, признанную запрещенной в России. Представитель Роскомнадзора заявил, что если Google и Meta и после назначения оборотных штрафов не удалят противозаконные материалы, то их снова привлекут к административной ответственности и назначат новые оборотные штрафы.

Приватные дизлайки YouTube

11 ноября в официальном блоге YouTube появилось сообщение, в котором сообщалось о нововведении: теперь под видео нельзя посмотреть количество дизлайков. Увидеть их сможет только владелец опубликовавшего ролик канала. Решение команды платформы вызвало у многих негативную реакцию. Пользователи заявляли, что теперь разобраться в качестве и достоверности видео будет сложнее. Тем не менее нововведение вполне ложится в тренд последних лет на крупных онлайн-платформах: постепенный отказ от лайков, дизлайков и реакций.

Обновлено 27.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть