Восемь неудобных вопросов Сбербанку про кредитные карты

Фото: «Сбер»
Фото: «Сбер»
Кредитная карта сегодня — распространенный продукт. Но даже банкиры признают, что далеко не все владельцы кредитных карт знают, как пользоваться кредитками грамотно и извлекать максимум выгоды

На что ориентируются банки, создавая новые кредитные карты, рассказали два спикера: Александр Калинкин, исполнительный директор дивизиона «Кошелек клиента», лидер кластера «Кредитные карты» и Денис Охримович, директор по маркетингу розничного бизнеса Сбербанка.

— Есть стереотип, что кредитная карта — зло, и пользоваться ей нужно только в самом крайнем случае. Это так?

Александр Калинкин: Этот стереотип все еще жив. Просто с каждым годом становится все меньше тех, кто считает, что кредитные карты — это зло. Повышается общий уровень финансовой грамотности: постепенно люди начинают понимать основные принципы пользования кредитной картой, что такое беспроцентный период и как он работает.

Денис Охримович: Перелом в сознании россиян начал происходить еще несколько лет назад. Если раньше кредитная карта воспринималась скорее как кредитный инструмент для совершения крупных покупок, то сейчас мы видим, что с помощью кредитных карт можно делать ежедневные покупки. На сегодняшний в топ-3 категорий товаров, которые россияне оплачивают кредитками, входят покупки в супермаркетах, товары для дома и одежда. Люди предпочитают использовать кредитные карты для обычных, повседневных расходов благодаря тому, что карты становятся доступнее и понятнее. Многие банки стремятся упростить этот продукт и сделать его более доступным для широкой аудитории. Если у вас есть кредитная карта без оплаты за годовое обслуживание, с длинным беспроцентным периодом и комфортным кредитным лимитом, пользование такой картой для ежедневных покупок становится выгоднее, чем пользование дебетовой картой.

— Тогда в чем заключается выгода банка?

Д.О.: Банк, безусловно, зарабатывает на процентах — не все клиенты успевают гасить долг в течение грейс-периода. Тогда банк заработает на процентах. Кроме того, банк зарабатывает на торговом обороте. Кроме того, при оплате покупок картой торговая точка оплачивает комиссию за эквайринг. Эта комиссия распределяется между банком-эквайером и банком, выпустившим карту. Также банки зарабатывают на комиссии за снятие наличных и за переводы, а некоторые банки все еще берут плату за годовое обслуживание. Но в целом нужно понимать, что перед банками не стоит задача заработать на отдельно взятом продукте. Банку важнее обеспечить широкий выбор таких продуктов, которые максимально закрывали бы потребности клиента. На каких-то продуктах банк заработает больше, а на каких-то не заработает ничего.

— На что клиенту важно обращать внимание при выборе кредитной карты, чтобы не разочароваться впоследствии?

Д.О.: Я бы посоветовал клиентам обращать внимание на вещи, которые в конечном итоге отразятся на последующих расходах. Это в первую очередь плата за карту, вернее, ее отсутствие, и беспроцентный период. Когда вы видите рекламу, в которой некий банк обещает достаточно длинный беспроцентный период, вы думаете, что все обещанные рекламой дни вы не будете платить проценты за любую покупку, совершенную в этот период. Зачастую это не так, особенно у банков, которые особенно активно продвигают свои кредитные карты с длинным льготным периодом.

Беспроцентный период у них работает так. Вы совершаете покупку, к примеру, 1 января. В отношении нее беспроцентный период действует до 10 апреля. На следующую покупку, которую вы сделаете, например 1 февраля, беспроцентный период действует также от даты первой покупки и будет уже не 100, а 70 дней. А на покупку, совершенную 5 апреля, ваш беспроцентный период будет 5 дней. В отличие от конкурентов, у кредитной СберКарты совершенно понятный и выгодный беспроцентный период. В аналогичной ситуации на все, что купит клиент в январе, у него будет 90 дней, чтобы вернуть деньги без уплаты процентов. На все покупки, сделанные в феврале, у клиента снова будет 90 дней на возврат задолженности.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Как получить максимум выгоды от кредитной карты

А.К.: Банки предлагают и третий вариант, когда тот же беспроцентный период в 120 дней выглядит по-другому, а клиенту предлагают вернуть потраченное за три месяца без процентов в течение одного месяца. Звучит это привлекательно, но попробуйте вернуть за месяц все, что потратили в течении трех!

Помимо длинного беспроцентного периода, банки насыщают кредитные карты и другими привлекательными для клиента фишками. Например, дают низкую ставку на ограниченный период времени или за выполнение определенных условий, например, за обороты по карте. Сегодня некоторые банки позволяют клиенту переносить дату платежа по карте, подстраивая ее, к примеру, к дате выдачи зарплаты. Иными словами, условия стали заметно привлекательнее, чем были с десяток лет назад, но разобраться в них стало гораздо сложнее.

— Какие ошибки владельцев кредитных карт чаще всего работают в пользу банка?

А.К.: Первая ошибка — попасть не в тот банк и выбрать не тот продукт, который нужен клиенту. Например, когда человек гонится за самым длинным беспроцентным периодом, а потом оказывается, что предложенный банком беспроцентный период, несмотря на красивые цифры, работает абсолютно неудобно конкретно для вас.

Вторая частая ситуация — снимать с кредитной карты наличные или делать переводы, на которые, как и на наличные, действует комиссия и повышенная процентная ставка. Не критично, когда такие снятия — разовые случаи, поскольку кредитная карта для многих — «палочка-выручалочка» именно на экстренный случай. Ошибкой можно считать, когда, получив кредитную карту с лимитом в 2–3 зарплаты, человек полностью обналичивает этот лимит. По сути, в этой ситуации клиент пользуется кредитной картой как потребкредитом. Такое часто встречалось на первоначальном этапе появления кредиток. Сейчас люди поступают так реже, но время от времени это происходит. Это ситуация, когда клиент сразу платит комиссию, а банк начинает с первого дня начислять повышенную процентную ставку. Взяв потребительский кредит на ту же сумму, можно было бы потратить заметно меньше. Так, у «Сбера» ставка на потребкредиты составляет сейчас около 9,9%.

Третья ошибка владельцев кредитных карт — выводить наличность на разного рода электронные кошельки с целью дальнейшего их использования для участия в тотализаторах и делать ставки на спорт. Как правило, эти операции тоже не попадают в беспроцентный период и на них тоже начинают начислять проценты. Хорошо, когда ставка единая как на снятие наличных, так и на любые покупки. Другое дело, когда ты пользуешься картой банка с заявленной ставкой на покупки в 23%, думаешь, что совершаешь покупку и делаешь ставку на спорт, а банк оценивает эту ставку как снятие наличных и начинает начислять процент, который существенно выше заявленного и может доходить до 50%.

— Может ли клиент перехитрить банк? Какие лайфхаки есть у продвинутых пользователей?

А.К.: Год от года число клиентов, которые понимают, как работает беспроцентный период, растет. Но в пользовании кредиткой есть и другие тонкости. Так, сегодня «золотое правило» пользователя кредитных карт — брать карту, за которую не нужно платить, если ею не пользуешься. Кроме того, важно знать: некоторые банки отказались от платы за обслуживание карты, но при условии, что клиент должен тратить определенную сумму ежемесячно. Это тоже не лучший вариант. В некоторых банках все еще есть ежемесячная комиссия за смс-информирование, которая сопоставима со стоимостью карты. Для тех, кто рассматривает карту как запасной кошелек в наше неспокойное время, эти варианты неприемлемы. В этом случае надо искать карту, которая не будет из тебя вытягивать деньги каждый месяц.

Второй момент — как это ни парадоксально, правильно подобранная кредитная карта позволяет делать накопления и формировать пассивный доход. Например, вы можете откладывать зарплату на накопительный счет или вклад, оплачивая ежедневные покупки по кредитке, что в конце года принесет вам неплохие проценты со вклада. Или покупать вещи на распродажах и по большим скидкам сразу же по кредитной карте, не дожидаясь прихода зарплаты. Или не копить несколько месяцев на большую покупку, сделать ее по кредитке и начать пользоваться, улучшив свое качество жизни уже сейчас. Длинный беспроцентный период позволяет делать это все, пользуясь деньгами банка бесплатно.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Банки перестали гнаться за размером кешбэка: что это значит для клиентов

— Выгодно ли банку, когда клиент переходит с более устаревшей кредитки на обновленные предложения? Реклама обещает, что они более выгодны. Получается, что банк улучшает карты себе в убыток?

А.К.: Ни один банк не будет делать продукт «в убыток». Мы четко рассчитываем экономику каждого предложения. В первую очередь, банку выгодно, когда клиент активно пользуется картой. Когда более «дорогой» продукт лежит у клиента в столе, банку это не приносит выгоды. Иными словами, банку выгоднее заработать чуть меньше на каждом клиенте, который заинтересуется усовершенствованным продуктом, чем не заработать ничего. Поэтому здесь идет речь о ситуации, когда выгода банка — в увеличении активных клиентов, пусть и за счет снижения собственной комиссии в каждом отдельном случае.

— Сейчас многие стараются иметь в кошельке несколько кредитных карт. Есть ли в этом смысл? Можно ли одновременно иметь две карты «Сбера»?

А.К.: Некоторым кажется, что несколько кредитных карт — это такой лайфхак, который позволяет «обхитрить систему», снимать с одной кредитки и перекладывать на другую. Но, во-первых, у человека в любом случае формируется долг перед банком в самом начале, а во-вторых, так можно обхитрить самого себя: разные даты платежа, разный подход к подсчету беспроцентного периода у банков — все это нужно держать в голове, выше риск что-то забыть, уйти в просрочку или вылететь за пределы беспроцентного периода. В «Сбере» есть условие — одна кредитная карта на одного клиента. Мы считаем, что две и более кредитки усложняют клиентский путь: выше шанс получить негативный опыт, попав в серьезную просрочку.

Фото:DavigGyung / Shutterstock
Социальная экономика Топ-10 финансовых советов — разбор от главы НПФ Сбербанка

— О каких еще возможностях кредитных карт пока не догадываются клиенты, но над ними уже работают банки?

Д.О.: Высокая конкуренция на этом рынке привела к тому, что пока мы не видим смысла конкурировать, меняя беспроцентный период или процентную ставку. Скорее, банки будут работать над тем, чтобы наполнить свои кредитки максимальным количеством бонусов. В частности, как крупный банк, работающий над созданием своей экосистемы, «Сбер» нацелен максимально интегрировать свою кредитную СберКарту во все сервисы экосистемы и обеспечивать таким образом дополнительные выгоды клиенту в рамках этой экосистемы. С нашей картой можно прийти в любой магазин и купить стиральную машину. А можно купить ту же машинку в «СберМегаМаркете», получить за это бонусы, пониженную ставку по кредитной карте на эту покупку или уложиться в беспроцентный период и, по сути, купить эту машинку в рассрочку, не переплачивая ни рубля.

Обновлено 18.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть