В дополнение к шедевру: Евгений Мандельштам — о технологии AR в искусстве

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Польза, сторителлинг, контакт с физическим миром, доходчивость — что, кроме технологий, должно стоять за хорошим AR-продуктом? Рассказывает Евгений Мандельштам, продюсер, драматург и основатель группировки Immerse Lab

Смешанная реальность: физическая и цифровая

Дополненная реальность или AR — это создание нового слоя окружающего мира, в котором мы уже находимся. Если VR-шлемы отправляют игроков в другую вселенную, то AR показывает свою интерпретацию существующей. Парк становится музеем, квартира — игровой площадкой, ванная — креслом управления космическим кораблем. В театре это называется «сайт-специфик» — искусство, обыгрывающее контекст местности, в котором она находится. AR-искусство всегда сайт-специфик, так как оно работает с реальностью и преображает ее.

Будущее за объединением цифрового и аналогового искусства. Нужно смешивать цифровой и физический слой — два этих мира нуждаются друг в друге. Например, именно это делает художник Никита Реплянский, который среди прочего создает мультимедийные текстуры для скульптур.

Контент, полезный для пользователя

В ближайшем будущем AR-слой станет обыденностью, привычным интерфейсом: мы будем постоянно видеть дополненную реальность. И как в случаях с любым другим способом размещения информации, возникнет баннерная слепота: мы просто перестанем смотреть туда, где мы будем ожидать рекламу. Поэтому востребованы будут те продукты, где бренд если и размещен, то нативно, и те, которые будут полезны для нас. Идеи вроде «просто поставить свой логотип посередине зала» или «разместить на всех поверхностях 2D-объекты» работать не будут.

Идеальный пример — бренд австралийского вина 19 Crimes, про который многие в мире узнали благодаря его AR-активации. На бутылках разместили портреты английских заключенных — первых жителей материка — которые начинали рассказывать свои истории при наведении на них камеры в специальном приложении. Это крутой сторителлинг и новая, по-настоящему интересная информация.

Демонстрация AR-технологии винного бренда 19 Crimes

Новый опыт

Не использовать технологии ради технологий, а дарить зрителю нечто качественно новое — вот что должен делать хороший AR. В мае 2022 группа ABBA проведет концерт в смешанной реальности, который станет совершенно новым опытом для поклонников: они смогут увидеть своих любимых помолодевших звезд, которые исполняют новые песни. Именно новые — а не те, которые они уже слышали и видели, когда участники группы были молодыми.

Сделать фотореалистичную дипфейк-модель Децла и заставить ее в AR петь «Вечеринку» — так себе идея, потому что это попытка продать старое под новым соусом. А сделать фотореалистичную модель Децла, прогнать через нейросеть и попросить его сына Антония создать новый трек, который он исполнил бы вместе с отцом в дополненной реальности, — это уже что-то.

Фото:youtube.com
Индустрия 4.0 Попробуй спеть вместе со мной: как нейросеть воссоздала голос Виктора Цоя

Лицом к пользователю

Смысл искусства в том, чтобы человек мог им наслаждаться, а не чувствовать себя неловко от того, что он ничего не понимает. В этом заключаются главные претензии к постмодерну — нужно слишком много знать, чтобы оценить его по достоинству. И в этом прелесть метамодерна, который предполагает, что высказывание должно работать as is, без контекста.

AR-продукт также должен сам помогать зрителям преодолевать барьер входа в понимание этой технологии. То есть хороший АR — это АR, который рассказывает, как собой пользоваться и что он значит.

Часто можно встретить проекты уровня «нарратив для вашей бабушки, пользовательский интерфейс для чемпиона киберспорта». Это неправильно. Создателям AR-продуктов нужно учитывать то, что некоторые зрители не знают, что такое «сканировать поверхность», и уделять больше внимания именно объяснению технологии.

Команда, которая стоит за проектом

Какая разница между выставками в Третьяковке и в менее известной небольшой подмосковной галерее? В одном случае мы знаем авторов и кураторов, знаем, что проект готовила огромная группа людей, и их коллективная экспертиза становится основанием ожидать чего-то интересного. Во втором случае мы не знаем ничего, кроме того, что сообщает анонс. Когда за выставкой нет известной команды, а есть только цена билета, есть риск наткнуться на некачественный продукт. Уже сейчас понятно, что в следующем сезоне в AR-искусстве такого будет много: в него вольется огромное количество людей, которые просто захотят на нем быстро заработать. Поэтому важно обращать внимание на институции, имена и экспертность.

Поэтому, например, мы свой первый спектакль — Atalanta — делали с режиссером Максимом Диденко, а к новому проекту Solaris привлекли художника Павла Пепперштейна. Эти имена хорошо известны тем, кто интересуется современным искусством, и они гарантируют определенный концептуальный уровень проекта.

Экологичность и инклюзивность

AR сам по себе экологичен — на его создание тратится немного энергии, а после завершения проекта не остается мусора. Дополненной реальности присуща и инклюзивность: проект может быть никак не связан с геолокацией человека и его возможностью выйти из дома. AR демократизирует искусство, давая возможность авторам не так жестко зависеть от институций (театров, музеев и так далее).

Единственный источник неравенства — мощность смартфонов, поэтому все авторы, нацеленные на демократизацию, должны стремиться делать работы простыми, доступными людям даже с самыми недорогими смартфонами. Сегодня на территории дополненной реальности автор более свободен в выборе тем и форм творчества, чем, например, даже в стрит-арте. В сфере AR работают арт-группировки, которые привлекают внимание к самым острым социальным проблемам. Все это накладывает ответственность, которую не должен игнорировать качественный современный AR. Хороший пример — группировка «Явь» из Петербурга, которая использует и реальный мир, и AR для размещения граффити на социальные и политические темы.

Обновлено 09.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть