Зачем сервисам каршеринга и такси нужны биометрические данные

Фото: Александр Щербак / ТАСС
Фото: Александр Щербак / ТАСС
Во многих странах биометрические устройства и сервисы активно проникают в каршеринг и такси. Какие задачи могут решать такие технологии?

Об эксперте: Алексей Новиков, технический директор Axoya.tech.

Биометрические системы находят все большее применение в бизнесе, они стремительно дешевеют, появляются стандартные сценарии их применения. Согласно аналитике MarketsAndMarkets, рынок биометрических систем и решений увеличится с $36,6 млрд в 2020 году до $68,6 млрд к 2025 году. К главным драйверам индустрии аналитики относят внедрение биометрии в различные автомобильные и другие массовые приложения.

Согласно новому отчету TechSci Research, мировой рынок автомобильной биометрической идентификации вырастет с $138 млн в 2019 году до $303 млн к 2024 году. Какие задачи решаются на рынке с помощью этой технологии?

Повышение качества обслуживания

Биометрическая система легко различает новых пользователей и узнает тех, кто уже прибегал к услугам компании. Это избавляет постоянных клиентов от заполнения документов и позволяет получать персональные бонусы в рамках программы лояльности. Например, важный для компании клиент может брать напрокат более дорогие и новые машины, пользоваться выгодными тарифами и стоимостью страхования, или вовсе обойтись без предоплаты. Важно, что такие решения могут приниматься моментально, и для этого не нужно участие или даже присутствие менеджера — вся информация о пользователе уже есть в системе, идентификация происходит автоматически, за чем следует персонифицированное предложение условий и опциональных возможностей.

Фото:George Prentzas / Unsplash
Индустрия 4.0 Биометрия в банках: что это, зачем и к чему приведет

Благодаря внедрению технологии первая полностью автоматизированная служба аренды автомобилей появилась у американской компании по аренде автомобилей Hertz еще в 2018 году. Киоски самообслуживания с биометрией разместили в пунктах проката при аэропортах в США.

Принцип работы следующий: пользователи предварительно резервируют автомобили через приложение, а затем забирают их самостоятельно без участия сотрудников каршеринга — пропускная система срабатывает на отпечаток пальца или сканирование лица. Технология позволила сократить процесс обслуживания клиентов почти в два раза — до двух минут.

Реклама биометрического сервиса Hertz Fast Lane в аэропорту Сан-Франциско
Реклама биометрического сервиса Hertz Fast Lane в аэропорту Сан-Франциско (Фото: Justin Sullivan / Getty Images)

Биометрия уже стала безусловным мейнстримом в каршеринге Китая, где также появилась автоматизированная служба аренды автомобилей с распознаванием лиц на основе блокчейна. Китайская платежная система Alipay, принадлежащая Alibaba, встроена в целую экосистему сервисов. В 2017 году компания представила свое решение с распознаванием лиц, а в 2020 году совместно с Wukong Car Rental создала сеть автоматизированных киосков для каршеринга.

Процесс аренды автомобиля можно запустить прямо на смартфоне: пользователь просто открывает приложение Alipay, создает учетную запись для каршеринга (загружает водительские права), затем размещает заказ на выдачу авто в ближайшем пункте у каршеринговых компаний-партнеров платежной системы. После этого клиент прибывает в пункт проката, где подтверждает свою личность. Для этого ему достаточно посмотреть в камеру на площадке с авто, сделать определенный жест, а потом самостоятельно забрать автомобиль. Данные об операциях сохраняются в блокчейн-реестрах.

Биометрические решения удобно встраиваются в индивидуальные рейтинги пользователей, что поощряет добросовестных клиентов. В Китае такие системы не редкость: в них отражается потребительская история человека, на основании которой он может получать разные уровни доступа к сервисам, продуктам и услугам. В России и по миру такие системы реализованы, например, в банковской индустрии — речь идет о скоринге, который представляет собой по сути рейтинг добросовестности заемщика. Например, у гиганта Alibaba, под управлением которого находится множество самых разных бизнесов, есть своя система Sesame Credit. Пользователь, набравший в ней 550 баллов и выше, имеет право на аренду без залога у операторов каршеринга, которые подключены к этой системе. Таких клиентов компании благодаря биометрии распознают мгновенно.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое кредитный рейтинг и почему россияне все чаще за него переживают

Полностью автономный каршеринг на основе биометрии в России пока еще не появился. Технических препятствий для внедрения и широкого распространения подобных систем в стране нет, остались только вызовы прикладного характера:

  • достижение экономической целесообразности решения;
  • его поддержка в сложных погодных условиях;
  • удобство работы с персональными данными пользователей;
  • управление получением и отзывом разрешений на их использование.

Защита автомобилей от угона и нецелевого использования

Биометрия помогает защитить автомобили парка от подмены водителей и вождения по чужим документам. Наличие биометрической системы удерживает злоумышленников от угона, преднамеренной порчи имущества и замены деталей. Кроме того, «умное» видеоустройство (смарт-камера или «смартбокс», интегрированный со специальным видео-сенсором), которое устанавливается в салоне, позволяет определить, что автомобиль используется по назначению, для поездок. Это особенно актуально, потому что с недавних пор некоторые пользователи стали брать машины для обучения вождению и даже организовывать в них вечеринки. Компания «Делимобиль» одна из первых на российском рынке столкнулась с такими проблемами и выступила инициатором внедрения биометрии в каршеринге.

Сегодня многие каршеринговые компании России уже используют «умные» камеры в салонах автомобилей, оснащенных технологией распознавания лиц. Например, такая система есть у Matreshcar: она моментально уведомляет службу безопасности компании, если за рулем находится кто-то, кроме арендатора. В отличие от кодов или паролей, биометрические данные не могут быть переданы другому человеку. Это и является гарантией того, что зарегистрированное и застрахованное лицо действительно арендует автомобиль. В итоге снижаются риски краж машин с помощью чужих идентификационных карт.

Фото:Raban Haaijk / Unsplash
Экономика шеринга Ограбление по-чикагски: история массовой кражи каршеринговых автомашин

Контроль за самочувствием водителя и исправностью автомобиля

Сегодня появляется все больше технологических решений для каршеринга, направленных на контроль адекватности, текущего тонуса и даже настроения водителя. Например, американский разработчик «умных» камер Magna представил свою систему мониторинга, которая оценивает внимательность и концентрацию человека за рулем. Она сканирует положение головы, глаз и движения тела, определяя степень отвлеченности от происходящего на дороге. Однако о масштабных внедрениях пока не известно — вероятно, технология пока проходит стадию пилотных испытаний.

Мониторинг биометрической системой «признаков лица» водителя мог бы принести большую пользу в такси и каршеринге. Например, с его помощью можно выяснить, не употреблял ли он спиртное или некоторые медпрепараты, не испытывает ли усталость, сонливость, беспокойство, сильные негативные эмоции. Некоторые из этих мер контроля в будущем помогут прямо бороться с нарушением закона (как в случае с алкоголем), другие — лечь в основу прогнозирования поведения водителей и рисков опасного стиля вождения, чтобы предупредить аварии и снизить количество страховых случаев на дороге.

Биометрическая система делает выводы на основе оценки как общего эмоционального состояния водителя, так и отдельных проявлений — ярких и выраженно негативных эмоций. Она также умеет распознавать измененное состояние нервной системы по характерным вазомоторным признакам. На основе этих данных можно прогнозировать агрессивный стиль вождения водителя и его эмоциональную нестабильность, выдавая рекомендации по режиму и пути движения, реакции на раздражители, тем самым помогая взвешенной самооценке водителем своего самочувствия.

В составе биометрической системы могут быть использованы тепловизоры или даже смарт-тепловизоры — устройства, образующие единый блок с видеокамерой, оснащенные функционалом видеоаналитики «на борту». Смарт-тепловизор измеряет температуру в конкретной контрольной области лица, не покрытой маской, очками или головным убором, и способен сразу распознать человека с повышенной температурой. Система может предупредить самого водителя о надвигающемся недомогании, а также проинформировать службу оператора или органы эпидемиологического контроля.

В России биометрические системы контроля состояния еще не используются в такси или каршеринге, но уже появились в общественном транспорте. В 2020 году в Москве их установили в 9 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, а также в метрополитене. За 12 месяцев они предотвратили около 5 тыс. опасных инцидентов. Решение включает в себя три составляющие: «умные» камеры, нейросеть, которая распознает признаки сонливости, усталости, потери внимания или плохого самочувствия, и центра мониторинга, куда направляется эта информация в режиме реального времени. В случае, если водитель не реагирует на автоматические предупреждения системы (например, громкий звуковой сигнал), центр мониторинга может связаться с ним и снять с маршрута.

Технология постепенно проникает в некоторые транспортные сферы по всему миру — например, высокоскоростные поезда, городские электрички, перевозку опасных грузов, транспортировку на большие расстояния, «скорую помощь» и т.д. Такие системы помогают контролировать состояние водителей и операторов, которые работают в условиях повышенной сложности и риска. Они медленно вытесняет классические системы контроля, которые измеряют время рабочей смены или требуют от водителя подтвердить свое состояние и внимание с помощью обычной кнопки, до сих пор доминирующие на рынке.

Фото:РБК Тренды
Индустрия 4.0 Как компьютерное зрение в машинах и поездах помогает предотвращать ДТП

Законодательная база

Внедрение биометрии как средства контроля состояния водителя в каршеринге и такси — дело будущего. Однако можно предположить, что уже вскоре Европа станет пионером в этом отношении. В ЕС согласованы новые правила, согласно которым все автомобили, построенные после мая 2022 года и проданные в странах региона, уже будут иметь ряд встроенных устройств, включая сенсоры состояния водителя и его здоровья.

Один из стоп-факторов более масштабного внедрения биометрии в отрасли — несовершенство законодательства в части регулирования сбора биометрических данных и их использования в каршеринге и такси. Они в основном нацелены на регламентацию характеристик устройств (например, определенной производительности и точности работы) и соответствуют потребностям полномочных служб. Что касается интересов пассажиров, то их, с одной стороны, защищает федеральное регулирование работы с персональными данными (152-ФЗ и некоторые смежные НПА).

Однако эти же документы ставят большие бюрократические барьеры на пути к тому, чтобы бизнес мог развивать сервис на основе биометрии. Возможно, они исчезнут, если Россия адаптирует ряд успешных европейских практик в рамках GDPR, суть которых сводится к разрешению использовать биометрию, если пользователь не возражает, и строгому наказанию за непрозрачность, любые риски для пользователя и несоответствие действующему регулированию. В этом случае рынки каршеринга и такси в России могут стать одними из самых активных потребителей биометрических систем, особенно при условии быстрого развития импортозамещающих решений.

Обновлено 28.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть