Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как работает онлайн-тренажер по повышению квалификации врачей в регионах

Компания DocClub разработала платформу, где врачи могут тренироваться постановке диагнозов и лечению в формате онлайн-тренажера, имитирующего клинические случаи из реальной медицинской практики
Время на чтение: 4–6 минут

Задача

Создать ИТ-решение для повышения квалификации узких медицинских специалистов. Чтобы помочь врачам видеть проблемы пациента с первых симптомов, нужно дать возможность специалисту тренироваться на разных примерах заболеваний, в том числе научить различать проблемы не своего профиля.

Предпосылки и мотивация

Из-за врачебных ошибок тяжелые осложнения в России каждый год получают более 70 тыс. человек. Главная причина — сложность в диагностике и нехватка квалификации специалистов. Чаще суть врачебной ошибки — неверное лечение пациента из-за неправильного диагноза. И проблема не в нежелании врачей учиться — слишком быстро меняются условия технологического прогресса, окружающей среды и социума, что требует быстрой адаптации врачей. Дефицит кадров на местах, особенно в регионах, вынуждает медицинских специалистов работать интенсивнее и принимать больше пациентов. Это ведет к эмоциональному и профессиональному выгоранию части врачей, они меньше интересуются освоением новых видов лечения и технологий.

Часто доктор смотрит на пациента с точки зрения своей специализации и не замечает симптомы других заболеваний, потому что не знает о них. Из-за бюрократии, общего стресса и повышенного информационного шума у него нет мотивации дополнительно узнавать про них. При этом годами люди не могут выяснить причину своего заболевания, а узкопрофильные перегруженные врачи не в состоянии им помочь.

Решение

Несмотря на то, что в медицине не всегда очевиден диагноз, логика остается единой: чем больше пациентов примет и вылечит врач, тем более умелым специалистом он будет. Команда DocClub разработала новую механику повышения квалификации в медицине — онлайн-тренажер. На нем врач тренируется опрашивать, диагностировать пациента и назначать ему верное лечение. Инструмент позволяет расширить клинический спектр, с которым сталкивается специалист в повседневной практике, перенять опыт и взгляд своих коллег на ведение таких пациентов, а также сразу получить разбор своих решений.

Тренажеры отличаются по специализациям, посвящены разнообразным заболеваниям и имеют различный уровень сложности. Они максимально приближены к привычному приему, который ведет врач. Формат позволяет нативно, естественным способом повышать профессиональный уровень доктора. По ходу активностей система выдает подсказки и направляет специалиста в верном направлении, анализируя его правильные и неправильные решения.

Этапы прохождения тренажера
Этапы прохождения тренажера

Тренажеры DocClub расширяют практический опыт, проверяют знания врачей и накапливают новые. Тренажеры построены на базе историй болезни реальных пациентов.

Реализация

К проекту подключены неврологи, оториноларингологи и акушер-гинекологи из шести городов-миллионников: Санкт-Петербурга, Краснодара, Ярославля, Казани, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Ежемесячно на платформе появляются по два-три новых тренажера для каждой специальности, выходят саммари на лучшие медицинские материалы.

Анимация работы тренажера
Анимация работы тренажера

Востребованы групповые консультации — «онлайн-консилиумы» (пять-десять врачей) клинических случаев, где обсуждается сложный пациент. Получить альтернативное мнение на платформе может врач, подключенный к проекту. В особых случаях команда DocClub подключает спонсоров и именитых экспертов для диагностики и лечения сложного пациента.

Пример — Дарья С, 20 лет, Нижний Новгород. Жалобы — прогрессирующая потеря зрения. Окулист, невролог и нейрохирург не могли выявить причину. В истории пациентки больше двух лет хождений по врачам — семь неподтвержденных диагнозов, сотни анализов, тестов, МРТ, УЗИ различных органов и систем, частое лечение в стационаре с тяжелой формой ОРЗ, невозможность полноценно учиться и работать, депрессия.

Команда DocClub обратилась к иммунологу, вирусологу и аллергологу, ведущему сотруднику ФГБУ НИИ общей патологии и патофизиологии Ирине Аниховской, автору запатентованной диагностической СОИС-технологии. После проведения СОИС-теста у пациентки было выявлено заболевание желудочно-кишечного тракта в стадии обострения. По результатам последующей диагностики выставлен диагноз хронический гиперсенситивный (аутоиммунный) колит. Начат курс длительной терапии. Спустя шесть месяцев у пациентки наблюдается отличное самочувствие, остановка потери зрения при возможности его полного восстановления, активная студенческая жизнь.

На основе кейса пациентки медицинские эксперты команды совместно с Ириной Аниховской разработали онлайн-тренажер для врачей проекта — показать «неврологические маски» заболеваний других органов, на раннем этапе выявлять таких пациентов и отправлять к нужному специалисту.

Изображение тренажера, основанное на кейсе пациентки
Изображение тренажера, основанное на кейсе пациентки

Результаты

Платформа собирает детальную статистику — виден планомерный рост диагностических навыков врачей по каждому из диагнозов. Например, на начальном этапе активностей по теме «Фибромиалгия» только 19% врачей поставили верный диагноз с первого раза и 43% выписали правильное лечение, а после прохождения курса верный диагноз поставили с первого раза 91% неврологов и 69% выписали правильное лечение.

Планы и перспективы

  • К системе во всех городах-миллионниках будут подключены врачи из четырех других областей — неврологии, кардиологии, онкологии, гастроэнтерологии.
  • Будет развиваться сеть помощи врачам с труднодиагностируемыми пациентами — консультации по сложным пациентам с коллегами из других городов по особо сложным диагнозам, бесплатное лечение сложных пациентов и распространение их кейсов на врачей страны.
  • Будут внедряться элементы геймификации в контент, чтобы еще больше заинтересовывать докторов. Долгое время считалось, что врачи — это консервативная аудитория. Но пандемия показала что врач очень быстро перестает читать рассылки и слушать вебинары, но при этом ему нужен интересный и действительно полезный контент по его специальности.
Обновлено 23.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть