Курьеры против роботов: перспективы автоматизации в ретейле

Фото: Darren Staples / Getty Images
Фото: Darren Staples / Getty Images
Очередная промышленная революция принесет ретейлерам роботизированные склады и логистику. На этом пути нужно решить технологические, социальные и экономические проблемы. Как этот путь будет выглядеть в ближайшие 10 лет?

Об эксперте: Родион Шишков, сооснователь онлайн-ретейлера «Самокат».

Сложности дронов и роботов

Среднегодовой рост рынка коммерческих дронов до 2027 года составит 24,3%, свидетельствуют данные ReportCrux Market Research. В этом направлении работает Amazon (собственная программа развития дронов в Европе; обещания запустить беспилотную доставку дронами посылок весом менее 5 фунтов или 2,3 кг). Merck находится на стадии разработки собственной программы доставки лекарств дронами. Walmart с помощью беспилотников доставлял тесты на COVID-19 в Лас-Вегасе. Только Великобритания сможет сэкономить £16 млрд на внедрении технологий дронов.

После всех этих новостей и исследований кажется, что роботизация действительно набирает серьезные обороты. Но для ретейлеров ключевым ограничением в этой области еще долго будет не столько технология доставки, сколько инфраструктура.

Сделать робота, который не просто прокатится по улице с гладким асфальтом и без бордюров, а сможет заехать в дом, подняться на лифте и позвонить в дверь, сегодня невозможно.

Я почти не верю в доставку чего бы то ни было дронами в городах. В Москве уже сегодня работает до 35 тыс. курьеров каждый день. Не хочется представлять себе такое количество даже самых надежных беспилотников в небе над головой.

Мини-роботы на колесах, например, стартапа с эстонскими корнями Starship Technologies (перевозят до 18 кг), на этом фоне выглядят перспективно, но область их применения — одноэтажные богатые города в Северной Америке — слишком невелика. Более универсальное решение придет либо через изменение инфраструктуры (менее вероятно, потому что дорого), либо через дизайн самих роботов.

Ключевыми барьерами тут являются:

  • технологии;
  • регулирование;
  • вложенная в технологии экономика;
  • инфраструктура.

Индустрия 4.0 Беспилотная доставка: автомобили без водителей развозят продукты в Бутове

Эффективность человека

Роботизация на уровне крупных фулфилментов (все операции от стадии заказа покупателем до получения покупки) уже целесообразна экономически на уровне внутренней логистики. Этим компании занимаются последние десять лет.

Буксует финальная часть сборки заказов. Условную коробку с наушниками, помидорами и салатом роботы привозят к сборщику, а он упаковывает их в пакет. Роботы на этом этапе по-прежнему слишком дорогие и непроизводительные. Человек все еще эффективнее машины. Это актуально даже на рынках с высокой стоимостью труда вроде США.

Небольшим дарксторам пока не выгодно роботизировать ни один из процессов — ни логистику, ни сборку. Если мы говорим об автоматизации и роботизации, мы считаем капитальные затраты на поддержку и переводим это все в себестоимость выполнения одного заказа.

Сборка одного заказа в дарксторе «Самоката» занимает 90 секунд. Один сборщик обрабатывает примерно 20 заказов в час. Его работа за это время стоит ₽400, значит, стоимость одного заказа — около ₽20.

Если один даркстор собирает около 1 тыс. заказов в день, то альтернативная стоимость при таких вводных будет составлять около ₽20 тыс. в день или ₽600 тыс. в месяц. В год это соответственно ₽7,2 млн (и более ₽20 млн за три года). Из общей альтернативной стоимости вычитаем 20-25% на операционное обслуживание оборудования. То есть экономически целесообразная стоимость роботизации одного даркстора, всех внутренних процессов, включая упаковку — ₽15 млн, а для быстрого распространения технологии эта сумма должна быть значительно меньше.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Что такое дарксторы и как они работают: подкаст РБК «Что изменилось?»

Инфраструктура и ответственность

Важнейший слой экспресс-доставки — наземная распределенная сеть дарксторов, опорных складов. Они нужны для сокращения последнего логистического отрезка до получателя. Модели, которыми оперируют классические интернет-магазины с большими распределительными центрами, предполагают последние логические отрезки, например, в 12-19 км. У дарксторов «Самоката» средний последний отрезок — 600 м. Для распространения доставки роботами критически важно повсеместное сокращение последних отрезков с десятка километров до сотен метров.

Кроме того, регулирование ответственности при происшествии с участием дронов или мини-роботов на колесах только зарождается. Разные страны демонстрируют разные подходы. Большинство требуют, чтобы в тяжелых беспилотных машинах все равно находился человек. Именно он будет нести ответственность в случае, например, аварии. Как таковое регулирование для роботов на общественных дорогах пока не сложилось нигде. Но, например, на тротуарах для роботов пока есть полная свобода.

Вопрос появления автомобиля, который может передвигаться безопасно и предсказуемо по общественным дорогам, решится через два-три года. Китай и ОАЭ уже к этому готовы и будут стремительно снимать ограничения на их передвижение. Более консервативная Европа будет действовать осторожнее. Но экономика все равно будет вынуждать регулирование в этом направлении эволюционировать.

Экономика инноваций Когда беспилотные авто появятся на дорогах России и что для этого нужно

Революция и курьеры

За год спрос на сотрудников доставки в России вырос восьмикратно, свидетельствуют данные совместного исследования «VK Работа» и онлайн-ретейлера «Самокат» от апреля 2021 года. С появлением роботов службам экспресс-доставки нужны будут новые сотрудники для их обслуживания: курьеров, возможно, заменят операторы доставки, контролирующие группу дронов и роботов. Нужны будут робототехники для быстрого ремонта.

Один робототехник заменит сразу от 300 до 1 000 курьеров, и в ближайшие годы количество таких специалистов будет расти. Потом рост количества курьеров будет замедляться, затем остановится и начнет падать, как только компании увидят экономически привлекательный роботизированный продукт. Все это произойдет не раньше, чем через семь-десять лет. Но многие уже задаются вопросом, что будет с тысячами доставщиков, которых могут заменить роботы.

Фото:Creativan / Shutterstock
Индустрия 4.0 Принцип Tinder в работе: каким будет рынок труда в будущем

Первая промышленная революция начала XVIII века, запустившая ткацкие производства, лишила работы множества людей. Сегодня мы переживаем очередную индустриальную революцию. Роботизация принесет очередной рост производительности труда, важной части эволюции человечества. Там, где сегодня нужны 100 курьеров, через несколько лет будут нужны, например, два координатора и один техник.

Замена курьеров на роботов — не этический, а социальный вопрос. Прежние индустриальные революции были относительно медленными. Индустриализация сельского хозяйства заняла 50-60 лет. Чтобы прокормить двоих человек в 1890 году, один из них должен был работать в сельском хозяйстве. Это половина населения земли. Сегодня в сельском хозяйстве может работать один человек из 100, и все получат достаточное количество товаров.

Предыдущие промышленные революции сами решали свои проблемы. Прежние работники всю жизнь работали в своих индустриях и умирали, а новые не появлялись, потому что на них не было спроса. Грядущая революция произойдет очень быстро, за 10-15 лет. Многие люди просто потеряют свою профессию, место в экономике до того, как состарятся. А как организовать общество людей, выпадающих из экономики, — социальный вопрос государственного уровня.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Станки и люди: почему промышленная революция началась именно с Англии

Этот вопрос на перспективу около десяти лет. Только тогда начнется массовый переход к роботизированной логистике. За два-три года отрасль автоматизируется, а курьеров останется около 15% от сегодняшнего числа.

Сегодня с механическими роботами-погрузчиками мы экспериментируем на наших больших складах распределительных центров. Роботизированные тележки возят паллеты днем и ночью, сами их переставляют. В дарксторах мы тестируем все возможные решения (в том числе, собственные разработки) по обработке заказов, микрофулфилменты, но пока их масштабное внедрение экономически нецелесообразно.

Роботы способны справиться и с менеджментом. Важная часть автоматизации — роботизация рутинных управленческих решений. Это пополнение запасов, построение маршрута от поставщика в распределительный центра или оттуда в даркстор, решения о том, какие заказы консолидировать в один маршрут. В «Самокате» уже есть роботы, принимающие такие решения. Это не куски железа, а софтовая система, которая обрабатывает большое количество информации, учится на истории, экспериментирует с будущим. Любое решение, которое нужно принимать часто, мы превращаем в систему, работающую мгновенно и точно.

Сначала автомобили

Все происходящее в роботизации ретейла сегодня — все еще игрушки. Пока это не масштабируемый и не продуктофицируемый процесс. Нет передовых и отстающих стран и компаний, впереди волны может оказаться компания или стартап, о которых сейчас не говорят вовсе.

В течение двух лет в России станут заметны два существенных изменения. Полная роботизация всех операций в больших распределительных центрах будет экономически целесообразной. Позже это произойдет и с дарксторами гораздо меньшей площади.

Также быстро автоматизируется перемещение автомобилей внутри депо. Представим большую логистическую международную компанию. После развоза посылок днем все ее автомобили вернулись в депо. Ночью доставок не так много, поэтому машины должны разгрузить то, что они не доставили, и погрузить то, что будут доставлять на следующий день.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Цепь событий: как искусственный интеллект совершил революцию в логистике

Автомобили нужно помыть, заправить. Электромобили нужно зарядить. Сегодня машины перегоняют и моют люди, но уже на наших глазах все эти процессы в контролируемых пространствах роботизируются.

Обновлено 29.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть