Трекинг лица и (возможно) контактные линзы Apple: чего ждать от VR и AR

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Удаленная работа и ограничения путешествий увеличили интерес к технологиям виртуальной и дополненной реальности. Рассказываем о главных трендах в VR/AR-индустрии

Об эксперте: Ирина Трипапина занимается маркетингом VR/AR-технологий в Делфтском техническом университете (TU Delft) в Нидерландах.

По данным The information, в начале 2021 года Facebook нанял 10 тыс. сотрудников для разработки VR/AR технологий. Это почти 20% от всего объема новых сотрудников, что говорит о больших планах социальной сети в области этих технологий. Инствесторы также становятся более открытыми к новым разработкам: в конце марта 2021-го VR-платформа для виртуального общения Rec Room привлекла $100 млн. Это один из самых больших раундов инвестиций в VR. 2021 год только начался, а темпы роста популярности технологии уже впечатляют.

Новые очки виртуальной и дополненной реальности

Производители очков продолжают работать над удобством и функциональностью устройств, наделяя их не только более качественным изображением и объемным звуком, но и возможностью считывать и передавать эмоции пользователя.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Будущее VR и AR: тест-драйв Oculus Quest 2

Обсуждаемые новинки можно разделить на два типа: анонсированные устройства и слухи о новых технологиях:

  • Анонсированные устройства. Среди анонсированных новинок — шлем от HP и Tobii c разрешением 4K, трекингом глаз, лица и сенсором частоты сердцебиения. Обновленные трекинг и сенсоры созданы для считывания эмоций и паттернов поведения в виртуальном пространстве, что позволяет улучшить качество VR-тренингов и реалистичность аватаров. Facebook исследует направление AR-очков, удобных для ежедневного использования. Первым шагом станут умные очки Project Aria в партнерстве с Ray Ban, которые могут выйти уже в 2021 году как исследовательское устройство, доступное пока только сотрудникам компании. Project Aria сможет записывать видео и аудио, а также собирать данные о движении глаз и местоположении.
  • Слухи. Несмотря на впечатляющий функционал анонсированных устройств, слухи о VR/AR-очках Apple и Facebook вызывают гораздо больший ажиотаж. MacRumors пишет об очках смешанной реальности Apple (объединяющих VR и AR), которые выйдут в 2022 году и будут значительно компактнее существующих девайсов. Аналитик Мин-Чи Куо сообщает о весе около 200 грамм, 15 оптических камерах, а The information добавляет к этому слухи о разрешении 8K и трекинге глаз. Кстати, Куо уверен, что к 2030 году Apple выпустит контактные линзы.

Другие носимые устройства

Дополнительные устройства для VR/AR — браслеты, трекеры, костюмы и перчатки — усиливают эффект присутствия в виртуальной реальности и обновляются параллельно с VR-очками. Так, Facebook показал браслет, способный считывать сигналы мозга и управлять предметами в дополненной реальности. Компания анонсировала браслет в своем блоге: с помощью электромиографии устройство считывает сигналы, идущие от мозга к запястью, и переводит их в цифровые команды. По мнению исследователей, в будущем это позволит перемещать виртуальные объекты или набирать текст без клавиатуры.

В то же время компания HTC выпустила трекер лица Vive Facial Tracker: устройство прикрепляется к VR-очкам и позволяет переносить мимику пользователя на виртуального аватара. Vive Facial Tracker способен считывать 38 движений лица, включая область губ, челюсти, зубов, языка, подбородка и щек. В сочетании с трекингом глаз от очков HTC Vive Pro новинка позволяет максимально эффективно управлять аватарами, синхронизируя не только речь, но и эмоции: если пользователь жмурится от страха, широко улыбается от радости или скалится от злости, аватар реалистично воспроизводит эту мимику. Такой функционал может быть интересен не только в играх, но и в виртуальных тренингах вроде обучения навыкам коммуникации и на площадках для виртуальных переговоров, где важно реалистично воспроизводить эмоции собеседника.

Vive Facial Tracker
Vive Facial Tracker (Фото: HTC)

Так же как и HTC, Facebook активно работает в направлении распознавания мимики, чтобы упростить создание зрительного контакта и отображение эмоций в VR. По словам Марка Цукерберга, в 2021 году компания представит новое поколение более реалистичных аватаров.

Эффект присутствия в виртуальном мире увеличивается не только за счет визуального вовлечения, но и с помощью тактильных ощущений. В январе 2021 года компания SenseGlove выпустила новую версию тактильных перчаток SenseGlove Nova, позволяющих физически чувствовать виртуальные объекты: находясь в VR-очках, пользователь может с помощью перчаток ощутить форму, текстуру и размер любого объекта в виртуальном пространстве: технология работает за счет сдерживания пальцев в момент касания виртуального объекта, что создает эффект взаимодействия с физическим предметом.

Тактильные перчатки SenseGlove Nova
Тактильные перчатки SenseGlove Nova (Фото: Gijs den Butter, SenseGlove)

Последние кейсы профессионального использования VR/AR

За последние годы многие крупные компании внедрили и протестировали VR/AR-технологии для бизнеса: Volvo используют VR для виртуальных тест-драйвов, ИКЕА позволяет с помощью AR «примерить» мебель в интерьере, Газпром проводит VR-тренинги для сотрудников. Таких примеров сотни, но кейсы действительно масштабного внедрения технологии стали появляться лишь недавно. В конце марта 2021 года Microsoft заключила контракт на $22 млрд с армией США на поставку 120 тыс. AR-очков. Задача очков HoloLens 2 — помочь солдатам лучше ориентироваться на поле боя, легче обмениваться информацией и быстрее принимать решения.

HoloLens 2 будут помогать солдатам в бою

Другой масштабный кейс 2021 года — использование виртуальной реальности Банком Америки для обучения 50 тыс. сотрудников. VR будут использовать для практики разного типа сценариев: от коммуникации с клиентами банка до выявления схем мошенничества.

Тренды и будущее индустрии

Доступные устройства для VR/AR и больше контента

Качественные VR/AR-устройства становятся доступнее с каждым годом, и сегодня все больше компаний могут позволить приобрести их для сотрудников. Цена Oculus Quest 2, одного из лучших VR-шлемов, начинается от $299. Успешные продажи этой модели сделали технологию еще более интересной для разработчиков, создателей VR-игр и другого контента. Все это задает очень важный для индустрии тренд на доступные девайсы: больший объем качественного контента позволит продавать еще больше устройств и дальше снижать цену для массового потребителя. Скорее всего, следующее революционное решение будет объединять возможности VR/AR в компактном формате очков. Согласно Bloomberg, Apple планирует анонсировать очки смешанной реальности (AR+VR) в ближайшие несколько месяцев.

Выпуск YouTube-канала «Индустрия 4.0» с тест-драйвом Oculus Quest 2

Виртуальные мероприятия

VR имеет все шансы стать новым Zoom и использоваться как инструмент для массовых мероприятий. Уже сегодня крупные фестивали, не имеющие возможности собирать людей офлайн, переходят на формат VR. В марте 2021 года SXSW, масштабный фестиваль кино и креативных индустрий, собирал гостей в виртуальной копии своей офлайн-площадки в Остине, Техас. С развитием технологии, улучшением реалистичности аватаров (над которыми активно работает Facebook) такие мероприятия станут еще более массовыми и распространенными. Аватары в виртуальной и дополненной реальности как инструмент для выражения себя будут такими же привычными, как аватарки в социальных сетях.

SXSW-2021

Виртуальные офисы

Удаленная работа останется нормой для большого количества компаний, а VR/AR-технологии помогут улучшить качество этого формата работы. Одна из лидирующих платформ для визуальной работы Spatial позволяет с помощью AR «посадить за свой стол» виртуальную копию коллеги из другой страны и общаться почти как в реальной жизни.

Интерфейс платформы Spatial
Интерфейс платформы Spatial (Фото: Spatial)

При таком формате AR/VR-очки заменят собой все необходимые гаджеты: виртуальный офис станет монитором с заметками, а руки заменят мышку/трекпад и позволят управлять визуальными объектами вокруг совместно с коллегами из других локаций с помощью простых жестов.

VR/AR для бизнеса

Тренд на иммерсивные технологии для бизнеса продолжает расти. Чаще всего VR/AR используют для обучения сотрудников, для маркетинга и визуализации данных. С появлением более доступных устройств компании смогут не только массово использовать технологию, но и дополнять ее гаджетами, расширяющими виртуальный опыт: тактильными перчатками, костюмами, трекерами. Рынок технологий, усиливающих реалистичность виртуального опыта за счет добавления вкусов, запахов, физических ощущений станет новой площадкой для роста.

Новые бизнес-кейсы идут на пользу VR/AR-индустрии, предоставляя компаниям ресурсы для улучшения технологии и возможность сделать ее доступной для массового использования. Уже сегодня нам доступны удобные беспроводные устройства, высокое разрешение картинки, реалистичные аватары и способность физически чувствовать виртуальные объекты. Все больше компаний могут позволить себе качественные VR-устройства для обучения сотрудников, а значит - массовое использование технологии совсем близко.

Обновлено 14.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть