Как сделать технологию подключенных автомобилей массовой

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

«Лаборатория умного вождения» превращает автомобили в подключенные гаджеты с набором цифровых сервисов. За пять лет компания сделала технологию Connected Cars массовой. Сегодня Лаборатория работает с крупнейшими автопроизводителями, страховыми компаниями и автодилерами, а ее разработками пользуются десятки тысяч клиентов.

Предпосылки и мотивация

Пять лет назад индустрия подключенных авто в России только начала зарождаться — большинство автомобилистов довольствовались обычными сигнализациями, а «ЭРА-ГЛОНАСС» еще не стала привычным атрибутом выпускаемых с конвейера автомобилей. На рынке продвинутых подключенных систем преобладали западные разработки, которые считались элитарным продуктом. Рынок был сегментирован, и на нем не было готовых «пакетных» решений, он был переполнен сырыми продуктами с неудобным интерфейсом. Разработчики фокусировались на задачах b2b-клиентов и не стремились сделать продукт удобным для конечного пользователя. В результате, среди автомобилистов сформировалось скептическое отношение к подключенным технологиям — они казались слишком дорогими, неудобными, а польза от них была неочевидна. Основатели «Лаборатории умного вождения» поняли, что рынку нужен универсальный и массовый продукт.

Задача

Создать комплексную экосистему, которая решит проблемы как b2b-, так и b2c-клиентов. Второй задачей стал сбор и анализ данных для улучшения качества сервисов и повышения безопасности вождения.

Решение

Для решения задачи нужно было создать мощный технологический фундамент, а именно:

  • построить собственную картографическую и телематическую платформу;
  • разработать «железо», адаптированное для автомобилей масс-маркет сегмента;
  • спроектировать сервис с интуитивно понятным интерфейсом, с которым разберется любой пользователь.

Реализация

Шаг 1. Команда и сбор данных. Для создания подключенной системы с нуля требовалась сильная команда и обширная исследовательская база. «Лаборатория умного вождения» привлекла сотрудников под каждое направление, среди которых были инженеры, разработчики, эксперты по data science, страхованию и картографии.

В 2015 году аналитики уже говорили о ценности «больших данных» в автопроме, но извлечь пользу из big data могли не только производители, но и страховые сервисы, автопарки, дилеры и обычные клиенты. Команда лаборатории начала строить бизнес-модели по принципу win-win. Например, сервис страхового скоринга создали, чтобы минимизировать издержки компаний и предоставлять бонусы благонадежным водителям. А система мониторинга автопарков помогала оптимизировать расходы и совершенствовать сервис, обеспечивая безопасность водителя и сводя к минимуму риск ДТП.

Фото:Bloomberg
Экономика инноваций «Цифра» наступает: что делать традиционным страховщикам

Шаг 2. Экосистема. Было принято решение создавать платформу, которая объединит технологии, автомобили и данные в единую экосистему — она получила название «Элемент». Инженеры с нуля разработали «железо» ― телематическое устройство для сбора и передачи данных, — а также цифровую инфраструктуру для их хранения и обработки.

Для b2b-клиентов были разработаны удобные интерфейсы для мониторинга параметров эксплуатации автомобиля. Для владельцев личных авто ― мобильное приложение, которое позволяет контролировать все, что происходит с автомобилем, а также корректировать свою манеру вождения.

Шаг 3. Коммуникации. После выхода «Элемента» команда приступила к переговорам с ключевыми участниками автомобильного рынка. Поскольку фокус был на массовом продукте, в 2016 году лаборатория начала сотрудничать по КАСКО с ведущими страховыми компаниями. Общение с игроками рынка показало главные проблемы Connected Cars в России: скепсис по отношению к системам мониторинга, непонимание потенциальной выгоды со стороны автовладельцев и недоверие к существующим на рынке технологиям. Нужно было наладить связь между бизнесом и клиентами, а для этого требовалась система-посредник. Для начала компания разработала универсальную платформу для бизнеса SDL Atlas, которую можно было кастомизировать под разные задачи, а также запустила сервис Atlas Scoring для страхового скоринга и оценки рисков водителей.

Результат

В 2020 году подключенными системами «Элемент» пользуются более 15 тыс. клиентов, которые за прошлый год совершили 23 млн поездок. Мобильные приложения для iOS и Android ежедневно помогают водителям расширять возможности своих автомобилей. За пять лет «Лаборатория умного вождения» открыла офисы во всех крупных городах России, а также создала представительство в Бразилии. Ставка на массового потребителя сработала: компании удалось «подключить» основных игроков авторынка, подобрав для каждого подходящее ценовое предложение.

Решения компании позволяют определять факторы риска ДТП и анализировать их причины. Для этого используется нейросеть Crash AI, которая оценивает тяжесть аварий и помогает понять, что им предшествовало.

В России достаточно высокий уровень аварийности на дорогах — это серьезная проблема, которой нужно комплексное решение. Если предупреждать водителей о степени рискованности их манер вождения, можно сократить число опасных инцидентов. Для этого в разработанном Лабораторией решении есть скоринг безопасности вождения. Водитель в приложении может видеть, насколько безопасно он управляет автомобилем, и попробовать улучшить свои показатели, в том числе при помощи интегрированных элементов геймификации. То, как это работает на практике, показал кейс с автопарком пивоваренной компании «Балтика». После внедрения системы «Элемент» средний индекс безопасного вождения менее чем за полгода вырос с 80 до более чем 95 баллов, количество ДТП снизилось на 25%, доля полученных штрафов уменьшилась на 16%, а расход топлива — более, чем на 10%.

Планы и перспективы

В ближайших планах «Лаборатории умного вождения» — запуск масштабной экосистемы подключенных автомобилей LADA Connect совместно с «АвтоВАЗом». Машины этого бренда пользуются наибольшей популярностью в России, поэтому интеграция позволит выйти на новый большой сегмент аудитории.

Также недавно команда выпустила новый модуль«ЭРА-Элемент» на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» с коммерческим профилем — теперь Connected Car-систему может интегрировать любой автопроизводитель уже на этапе производства. Сейчас компания рассматривает варианты сотрудничества с разными брендами, параллельно осваивая новые рынки — в планах стоит расширение охвата в Латинской Америке и запуск решений в ряде стран Азии.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 07.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть