Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как виртуальная реальность может помочь в лечении наркозависимости

Фото: Uriel Soberanes / Unsplash
Фото: Uriel Soberanes / Unsplash
Может ли VR сравниться с психоделиками по силе воздействия на мозг и есть ли смысл использовать технологию для лечения наркозависимых и людей с заболеваниями психики?

VR симулирует восприятие реальности и создает вокруг человека новый виртуальный мир. Физически технология «обманывает» некоторые отделы головного мозга. Это ставит перед нами интересный вопрос — значит ли, что VR можно применять в терапевтической медицине?

Как это устроено

Миндалевидное тело, которое играет ключевую роль в формировании эмоций, заставляет мозг реагировать так, словно VR-изображение реально. При этом лобные доли «говорят» человеку: «Я в безопасности, это выдумка, а не угроза». Реальная, но немного ослабленная эмоциональная реакция делает технологию VR частью экспозиционной терапии пациентов, страдающих от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и других тревожных расстройств. Это позволяет им контролировать свои страхи. Например, пациент, который боится высоты, в виртуальной реальности стоит на стеклянном полу, а ветеран войны вновь посещает места боевых действий, чтобы проработать травму — без реального риска.

Джейми Донелли: «VR дает возможность отправить учеников на Марс» Фото: jaimedonally / Twitter

VR в помощь

Журналист Pacific Standart Джек Дентон задался вопросом: если VR помогает формировать определенные ощущения, можно ли использовать эту технологию для реабилитации наркозависимых, подменяя ей галлюциногены? По словам нейропсихофармаколога Маноджа Досса, изучающего воздействие этих веществ на мозг, лобная доля, вероятно, имеет некоторый контроль над реакцией миндалевидного тела. Скорее всего, именно поэтому реакции, вызванные виртуальным опытом, обычно менее интенсивны, чем реальные эмоции. В связи с этим Скип Риццо, директор по применению VR в медицине в Институте креативных технологий Университета Южной Калифорнии, считает, что VR не способна заменить галлюциногены. Досс поясняет причину: гиппокамп, часть мозга, отвечающая за память, тоже подавляет эмоциональный отклик.

Визуальные и слуховые эффекты, которые сопровождают человека после приема таких веществ, могут быть воссозданы. Однако сегодня технология виртуальной реальности не настолько совершенна, чтобы сымитировать другие эффекты — например, тактильные, утверждает Джим Бласович, заслуженный профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и бывший руководитель Исследовательского центра виртуальной реальности и поведения. Журналист пришел к выводу, что в будущем технология сможет симулировать различные эффекты, и VR будут использовать при лечении не только фобий и ПТСР, но и наркотической зависимости.

Как это уже используют

В Китае врачи применяют эту технологию для помощи наркозависимым уже несколько лет. Тысячи пациентов реабилитационных центров помимо традиционной терапии лечатся с помощью виртуальной реальности.

«В настоящее время мы в основном используем виртуальное лечение для искоренения зависимости от метамфетамина. Отучить от наркотиков легко физически, но не психологически. Использование виртуальной реальности помогает им сократить их психологическую зависимость от препарата».

— Ся Ся, терапевт в центре «Лянчжу» в городе Ханчжоу, столице провинции Чжэцзян.

В центре, где работает Ся Ся, наркозависимым демонстрируют VR-ролики, которые закрепляют негативные ассоциации с препаратами и стимулируют позитивное отношение к своей семье и миру. Доктор Ван Йонггуарнг, который участвует в разработке лечения с помощью VR, считает, что постепенное воспроизведение видео призвано помочь пациентам превратить свою зависимость от наркотиков в ненависть и страх перед ними.

Героиновая пещера

В США также обратили внимание на технологию виртуальной реальности, сообщает Reuters. Ученые из Хьюстонского университета несколько лет назад разработали программу, которая призвана помочь страдающим наркозависимостью. Они создали так называемую «героиновую пещеру»: с помощью инфракрасных камер в помещении проецируются 3D-аватары. Надев VR-гарнитуру, пациенты смогут пройти сквозь имитируемую вечеринку, где люди употребляют наркотики. Ученым удалось добиться высокой детализации происходящего, вплоть до разбросанных коробок от пиццы и денег, брошенных на стол рядом с зажигалкой. Все это призвано спровоцировать сильную тягу у наркозависимого и проверить, насколько он готов столкнуться с этим в обычной среде, после завершения лечения. Ученые отмечают, что этот способ более эффективен, чем беседа в кабинете со специалистом.

По следам «Заводного апельсина»

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia

В Шанхае среди тысячи участников подобной программы лечения 70% отметили, что у них ослабло желание употреблять наркотики. Там помимо очков виртуальной реальности пациентам давали систему слежения за пульсом, температурой и другими показателями. Сначала им демонстрировалась сцена в баре и на вечеринке, которая провоцировала тягу, и как только датчики фиксировали реакцию организма на раздражитель, система автоматически показывала резко негативные последствия употребления — распад семей, тяжелые заболевания, самоубийства.

«Если видеть червей каждый раз, когда вы едите яблоко, то вам в итоге не будет хотеться яблок», — пояснил смысл этой технологии сотрудник Шанхайского реабилитационного центра «Циндун» Чжан Чжаолин.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: