Подписка, рассрочка и «цифра»: каким станет банкинг в эпоху ESG

Дмитрий Пешнев-Подольский
Дмитрий Пешнев-Подольский (Фото: пресс-служба «Хоум Кредит»)
Какую роль банки могут играть в ESG-повестке и как применять доступные им инструменты с пользой для общества и бизнеса? Разобрались РБК Тренды и предправления Банка Хоум Кредит Дмитрий Пешнев-Подольский

ESG в b2b-банкинге

ESG-подход постепенно становится одним из основных направлений современного бизнеса. И банки не исключение. Они способны оказывать колоссальное влияние на экологию, социальное и финансовое благополучие. Ключи от финансирования большинства промышленных и транспортных объектов находятся в их руках. Именно они, принимая решение о финансировании, во многом определяют, какому проекту дать зеленый свет, а какому остаться нереализованным.

Банки, помимо кредитных рейтингов, уже оценивают рейтинги ESG, которые также влияют на принятие решений. Достаточно вспомнить угольную отрасль, которая испытывает сложности с банковским кредитованием. А «зеленые» проекты, такие как построение станций на возобновляемых источниках энергии, наоборот, получают финансирование на льготных условиях.

ESG в розничном банкинге: доступность кредитования и социально-ориентированные продукты

Что такое ESG для корпоративного банкинга — понятно. Теперь обсудим, что такое ESG для розничного банкинга, ведь это уже не так очевидно. Одна из ключевых составляющих — это доступность кредитования, которую обеспечивают банки. Доступность кредитов и финансовых услуг в целом, их понятность и прозрачность влияют на жизнь миллиардов людей.

Фото:Артем Геодакян / ТАСС
Зеленая экономика Молодо — зелено: Как ESG-тренды влияют на жизнь людей сегодня и завтра

При помощи кредита клиент может не откладывать на потом то, что для него важно здесь и сейчас, будь то покупка холодильника, квартиры большей площади или качественный ремонт. Правильное использование кредитов повышает уровень жизни. И, как нам кажется, кредиты могли бы быть еще более доступными для населения.

Мы в Банке Хоум Кредит видим свою задачу в том, чтобы предлагать продукты и услуги, способствующие благополучию клиентов. Одним из таких продуктов является рассрочка. В портфеле Банка Хоум Кредит на нее приходится около 70% выдач товарных кредитов. Несколько лет назад Банк Хоум Кредит первым в России запустил маркетплейс товаров в рассрочку и одним из первых — карту рассрочки.

Рассрочка — отличный продукт для потребителя, ведь за нее не надо платить. При этом рассрочка дает возможность «растянуть» платеж за товар на срок до двух лет. Она не перегружает бюджет и повышает доступность кредитования.

Другой пример социального продукта — подписка на товары. Такую услугу предоставляет Forward Leasing (входит в Группу Хоум Кредит). По подписке можно всегда пользоваться последней моделью смартфона, при этом старое устройство не выбрасывается, а модернизируется и перепродается. Причем подписываться можно не только на технику, но и на другие товары.

Фото:Shutterstock
Экономика шеринга Быстрый завтрак и автокресло в прокат: два главных типа подписной модели

Социальная ответственность банков перед клиентами

Мы считаем, что бизнес должен быть ответственным. В этом году мы провели три акции в поддержку вакцинации от коронавируса. Вакцинированные клиенты могли получить бонус (1 000 баллов, которые конвертировались в рубли 1 к 1), снизить ставку по кредиту, получить повышенный кэшбэк за покупки. Наши акции охватили 13 тыс. участников, причем около трети из них вакцинировались непосредственно в ходе кампаний.

Более десяти лет мы развиваем в России программу повышения семейной финансовой грамотности. Она включает книгу-самоучитель «Дети и деньги», портал MoneyKids.ru с курсами и статьями для детей и родителей. Также мы запустили обучающую игру для школьников «Полезные деньги», открыли «Клуб финансового воспитания». Регулярно проводим онлайн-лекции, размещаем посты. Только в 2021 году наши инициативы по финансовой грамотности в социальных сетях охватили более 7,4 млн человек.

Забота об экологии

Уже 50% от общего документооборота в Банке Хоум Кредит происходит в системе электронного документооборота. Ожидаемый эффект от перехода на эту систему составляет более 1,1 млн листов сэкономленной бумаги в год. Анализ и обработку входящей и исходящей документации мы осуществляем при помощи «Электронной канцелярии». Внутрибанковские клиентские платежи обрабатывает робот. Он ускорил процесс зачисления денежных средств клиентов, а также помог отказаться от ежедневного формирования многостраничного бумажного реестра с проводками. Наш следующий шаг — автоматическая обработка документов для целей внутрибанковского учета.

На окружающую среду могут влиять не только банковские процессы, но и продукты. Например, в 2018 году мы выпустили карту «Зеленая польза» из биоразлагаемого пластика. По ней клиенты получают повышенный кешбэк за покупки у «зеленых» партнеров.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Что такое ESG-банкинг и как он может спасти планету

Перевод карт в цифру

Уже сейчас 40% от оборота наших дебетовых карт токенизировано, то есть платежи осуществляются при помощи мобильных телефонов без использования пластиковых карт. В кредитных картах этот показатель равен 25%. Можно предположить, что через год-два до половины всех карт на рынке будут цифровыми.

Осенью 2021 года Банк Хоум Кредит присоединился к Финансовой инициативе программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme Finance Initiative, UNEP FI). Этот шаг выводит банк на принципиально новый уровень и ставит в один ряд с компаниями — лидерами международной ESG-повестки.

Судя по нашему опыту, российский банковский сектор может стать одним из лидеров на международной арене не только по цифровизации, но и по ESG. И наш банк активно участвует в формировании этого движения в России.

Дмитрий Пешнев-Подольский
Экономика инноваций Предправления «Хоум Кредит» — РБК: «Жить вне экосистемы уже не получится»

ESG — это основа для партнерства

Банк Хоум Кредит построен на партнерском бизнесе. И мы видим много возможностей, как, объединившись с другими компаниями, реализовать общественно полезные инициативы.

Возьмем, например, крупные розничные сети. У них миллионы клиентов. Представьте, какое влияние компания может оказывать на покупателей, подталкивая их к экологичному поведению. К примеру, продавать технику и электронику по подписке, модернизируя и утилизируя старые гаджеты.

Мы тестируем и другие товарные категории для подписки. Например, матрасы. Для лучшего эффекта их надо менять раз в несколько лет. Компания будет привозить новый, а старый экологично утилизировать.

Мы хотели бы сделать подписку на автомобильные шины и ищем партнеров. Это тоже был бы отличный ESG-кейс. У автомобилистов в нашем климате два комплекта резины, это восемь шин. Их надо менять раз в два-три года, экологично хранить и утилизировать. Все это выгодно делать по подписке.

С крупными производителями бытовой химии можно было бы придумать, как стимулировать потребителей покупать экологичные товары, как убедить их стирать на 30 градусах вместо 40, чтобы снизить энергопотребление.

Фото:Sebastian Herrmann / Unsplash
Зеленая экономика Как стирать осознанно и экологично: пять советов

В 2022 году мы также сделаем акцент на образовании. Собираемся объединяться с крупными образовательными онлайн-платформами, предоставлять рассрочки на их программы, чтобы обучение стало доступнее.

ESG — это не только забота об экологии и людях, но и стремление помочь человеку быть счастливым. Все устойчивые инициативы в конечном итоге преследуют эту цель.

Хорошей площадкой для обсуждения и создания взаимовыгодных и полезных обществу партнерств является недавно созданный Клуб ответственного бизнеса. Банк Хоум Кредит выступил одним из его учредителей. Цели Клуба — это партнерства для развития социальных и экологичных продуктов, диалог с государством о мерах поддержки ESG-инициатив, обмен опытом и популяризация лучших практик.

Обновлено 15.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть