Какие результаты может дать грамотная переработка бутылок и упаковки

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Трубочки для сока, крышки на сметану и яркий цвет бутылки — отказ от мельчайших элементов упаковки экономит сотни тонн пластика. Но не меньше проблем приносит нерациональное использование самой упаковки

Для потребителей во всем мире становится важным не только качество продукции, которую они покупают, но и то, как она произведена и каких принципов придерживается производитель. Крупнейшие компании уже не только создают рабочие места и платят налоги — теперь бизнес стремится помочь обществу и экологии. Производители инвестируют в изменение технологических процессов, логистику и многое другое, чтобы снизить до минимума потребление природных ресурсов и влияние на окружающую среду. К тому же переход к зеленой экономике стимулирует государство: реализует информационные кампании, инвестирует в новые перерабатывающие предприятия и систему сортировки отходов.

Своим опытом реализации проектов в этом направлении в России с «РБК Трендами» поделилась компания PepsiCo — один из крупнейших в мире производителей продуктов питания и напитков, который к 2025 году пообещал сделать свою упаковку полностью перерабатываемой, компостируемой либо биоразлагаемой.

В рамках стратегии устойчивого развития в России предприятие не стало пересматривать объем инвестиций на 2021 год. Как объяснял в интервью РБК главный исполнительный директор «PepsiCo Европа» Сильвиу Попович, организация инвестирует даже больше, чем планировала до этого. Одно из ключевых направлений по инициативам в области устойчивого развития для компании сегодня — это упаковка.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Зеленая экономика Сильвиу Попович — РБК: «Из огромного количества мусора получится золото»

Переработка упаковки

В современном мире потребления упаковке отводится особенная роль. Во-первых, она несет защитную функцию при транспортировке, сохраняя потребительские свойства продукции. Во-вторых, она нужна для маркетинга и продвижения. Отказываться от нее полностью нецелесообразно.

Как крупнейший производитель продуктов питания в России, PepsiCo использует для упаковки продукции множество различных материалов, в том числе и PET. Сегодня это наиболее распространенный материал для розлива напитков. Он легкий и прочный, а стоимость производства РЕТ-бутылки и перевозки готовой продукции достаточно низкая, что положительно сказывается на конечной стоимости для потребителя. В 2019 году PepsiCo начала в России пилотный проект по использованию переработанного пластика (rPET) в составе упаковки для напитков. В 2020 году количество rPET в упаковке удалось увеличить вдвое.

Сейчас rPET применяется не только в упаковке для напитков, но и для молочной продукции. Помимо упаковки из пластика (ПЭТ) компания использует вторичный материал в других видах упаковки, таких как стекло и алюминий. А гофрокартон для коробов уже практически полностью создан из вторичного сырья.

В 22 странах Европы Pepsi полностью разливается в бутылки из переработанного пластика. В России пока что широкое внедрение rPET сдерживают необходимость гармонизации законодательства и недостаточно развитая инфраструктура по сбору пластиковых бутылок. В России PepsiCo также использует переработанный полиэтилен в термоусадочных пленках.

Команда российского PepsiCo постоянно ищет и внедряет на первый взгляд небольшие инициативы, которые позволяют снизить использование пластика. Так, в России компания в 2020 году отказалась от использования пластиковых крышечек в упаковке напитка «Имунеле», что позволит ежегодно сокращать использование пластика на 150 т. Пластиковые крышки также «сняли» с некоторых упаковок сметаны «Домик в деревне». А бренд «Агуша» отказался от использования пластиковых трубочек при производстве соков, морсов и компотов в упаковках по 500 мл. Отказ от трубочек позволит использовать на 12,5 т меньше пластика ежегодно.

До конца 2021 года PepsiCo полностью откажется от неоново-зеленой бутылки Mountain Dew в России, заменив ее на прозрачно-зеленую. Причина такого решения — сложности в переработке из-за неонового пигмента в составе.

Фото:пресс-служба PepsiCo
Зеленая экономика На пути к устойчивой системе продовольствия — пример компании PepsiCo

С середины марта 2020 года бренд Lay’s в России обновил архитектуру портфеля: объем маленьких и средних пачек Lay’s вырос на 10 г — с 40 до 50 г и с 80 до 90 г. Трансформация пачек позволяет PepsiCo сократить расход фольги для их производства. За счет изменения геометрии пачки сократился объем отходов на производстве.

Сегодняшние технологии позволяют переработать практически любую упаковку. ПЭТ-бутылки очень хорошо перерабатываются, из них получаются новые бутылки для напитков. Технология называется bottle-to-bottle («бутылка в бутылку») и обеспечивает получаемой продукции полную идентичность первичному ПЭТ-сырью пищевого назначения. Из различных переработанных упаковочных материалов можно сделать лавки, шпалы, скейтборды и даже новое футбольное поле.

Например, глобальный проект PepsiCo Lay’s RePlay — это инициатива бренда Lay’s по созданию футбольных полей по всему миру. Пустые пачки из-под чипсов перерабатывают, чтобы построить экологичные футбольные поля, объединить и вдохновить на позитивные изменения будущие поколения.

Помощь в сортировке

Бороться нужно не с упаковкой, а с теми проблемами, которые вызывают ее нерациональное использование и недостаточная утилизация, считают в PepsiCo. Чтобы упаковка не попадала на мусорные полигоны, а поступала во вторичный оборот, важно проводить работу с потребителями, развивать культуру ответственного обращения с отходами. В 2019 году «PepsiCo Россия» запустила проект «Утилизируй правильно». Цель проекта — вовлечь потребителей в сортировку отходов и научить их делать это правильно. На бутылках с напитками, а также на некоторых упаковках соков появился специальный QR-код, который ведет на интерактивную карту, где указаны пункты раздельного сбора отходов (более 18 000 точек по всей России). На сайте утилизируйправильно.рф разместили обучающую и справочную информацию: как правильно сортировать и утилизировать отходы, какой объем отходов ежегодно создает каждый человек и как можно его сократить. Там же развенчивают мифы, связанные с переработкой отходов.

«Сегодня мы видим, что с каждым днем все больше стейкхолдеров (потребителей, ретейлеров, представителей государственных органов и общественных организаций) включаются в этот процесс. Конечно, многие процессы должны быть отстроены и с точки зрения договоренностей с государством, и развития культуры бережного отношения к отходам. Но мы считаем, что крупный бизнес должен быть флагманом изменения процессов. Тогда и средний, и мелкий бизнес смогут постепенно внедрить принципы устойчивого развития в свою деятельность», — подытожил Александр Гришков, старший директор по устойчивому развитию «PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Кавказ и Центральная Азия».

Обновлено 31.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть