Как «Пятерочка» помогла сделать массовые мероприятия экологичнее

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды

«Пятерочка» — крупнейшая в России торговая сеть формата «магазин у дома», входит в X5 Retail Group, ведущую продуктовую розничную компанию России. Основана в 1998 году, на сегодняшний день в стране работают более 16,5 тыс. магазинов в 66 регионах. Доля сети в чистой розничной выручке Х5 в третьем квартале 2020 года составила 82%.

Задача

Сформировать культуру осознанного потребления, снизить влияние на экологию и стимулировать потребителя к раздельному сбору отходов.

Предпосылки и мотивация

Содействие ответственному потреблению — часть стратегии устойчивого развития X5 Retail Group. «Мы осознаем масштаб своего воздействия на окружающую среду и прилагаем все усилия, чтобы снизить нагрузку на экологию от своей торговой деятельности и продвигать философию ответственного потребления среди своих покупателей», — говорят представители сети.

Фото:X5 Retail Group
Зеленая экономика Игорь Шехтерман — РБК: «Кризис подчеркнул важность устойчивого развития»

«Пятерочка» уже применяет несколько «зеленых решений». Так, торговая сеть отправляет на переработку до 100% пластика, картона, бумаги и других непищевых отходов, которые образуются в процессе торговли.

Магазины активно предлагают использовать многоразовые сумки-шопперы из практичных, износостойких материалов вместо обычных пластиковых пакетов. Также еще в прошлом году в торговой сети появились нейлоновые мешки для взвешивания овощей и фруктов — замена одноразовых пластиковых пакетов. А покупательские корзины во всех обновленных «Пятерочках» изготовлены с использованием вторсырья.

Уровень экологической ответственности населения постепенно растет, но у людей не всегда есть возможность грамотно утилизировать бытовые отходы, в том числе тару от различных напитков или бытовой химии. Например, по данным НАФИ, только 9% россиян сдают на переработку пластиковую тару, 4% — стеклянную. При этом доля тех, кто потенциально готов заниматься раздельным сбором при наличии инфраструктуры, намного выше.

«Пока не все покупатели знают о важности и возможностях утилизации отходов. А для тех, кто уже готов активно включаться в раздельный сбор, не всегда есть необходимые условия, иногда приходится сталкиваться с недостатком инфраструктуры», — отмечают в компании.

Любую привычку нужно формировать со временем, в том числе привычку к раздельному сбору отходов, продолжают представители «Пятерочки». А чтобы вовлечь больше людей в экологические инициативы, необходимо создать простые и доступные условия, предоставить инфраструктуру.

Решение

«Не секрет, что на крупных мероприятиях часто остается много мусора, особенно бутылок из-под напитков. Поэтому мы хотели дать возможность всем участникам правильно утилизировать эти отходы», — рассказывают в торговой сети.

Для этого «Пятерочка» решила установить фандоматы для приема использованной тары на массовых мероприятиях.

Реализация

В 2020 году торговая сеть выступила партнером таких крупных мероприятий, как «Московский марафон» и фестиваль «Стереолето» в Санкт-Петербурге, а также построила брендированную зону во время проведения этапа гонок «Формулы-1» в Сочи. В дополнение к традиционным активностям, здесь были установлены фандоматы, которые принимали пластиковые бутылки и алюминиевые банки.

Чтобы дополнительно мотивировать участников сдавать тару для дальнейшей переработки, была использована система поощрений. Например, на «Стереолете» и «Московском марафоне» участникам выдавали скидочные промокоды на доставку из «Пятерочки». На Гран-при России «Формулы-1» за сданную тару можно было получить купон и обменять его на автограф гонщика и дополнительные баллы на карту лояльности торговой сети.

Обязательной частью всех активностей на мероприятиях было информирование участников. Развивая просветительское направление, в ноябре компания также запустила лендинг eco.5ka.ru, полностью посвященный вопросам обучения вторичной переработке отходов и заботе об экологии. Здесь есть подробная информация об утилизации тары и упаковки, инструкции для желающих сортировать и сдавать вторсырье, а также интерактивная карта с пунктами приема отходов.

В 2020 году «Пятерочка» также расширила инфраструктуру для приема вторсырья в своих магазинах. Фандоматы, установленные в магазинах в Москве, Липецке, Белгороде и Челябинске, принимают тару из-под напитков, некоторые — флаконы из-под бытовой химии. Можно сдать емкости объемом от 0,5 л до 2,2 л (в Москве — до 2 л), при этом крышку и наклейки снимать не нужно.

Фото:Юрий Смитюк / ТАСС
Зеленая экономика Эко-сумка стимулов: как вовлечь регионы в раздельный сбор отходов

Помимо тары, в «Пятерочках» начали собирать использованные батарейки всех видов. Пилотный проект был запущен в 2019 году в десяти магазинах Челябинска, а в ноябре 2020-го торговая сеть установила еще около 50 контейнеров в Казани и Самаре. Собранные отходы утилизируют на заводах по переработке батареек, аккумуляторов и электронного лома.

Результаты

Благодаря установленным на мероприятиях фандоматам «Пятерочке» удалось собрать более 11 тыс. единиц упаковки и передать их на переработку. Так, на этапе «Формулы-1» в Сочи было собрано 6,2 тыс. бутылок и выдано 500 автографов гонщиков. «У нашего стенда тогда выстроилась длинная очередь», — отмечают представители компании.

На «Московском марафоне» участники сдали в фандоматы 5,2 тыс. бутылок, на фестивале «Стереолето» — около 500 пластиковых и алюминиевых емкостей.

Кроме того, в фандоматы, установленные в магазинах Липецка и Белгородской области, в 2020 году удалось собрать порядка 1,8 т использованной тары. В московских магазинах покупатели сдали 15 тыс. ПЭТ-бутылок и алюминиевых банок общим весом около 700 кг. В магазинах Челябинска, где установлены контейнеры для батареек, за год было собрано и отправлено на утилизацию 550 кг таких отходов.

Фото:Ирина Белоносова для РБК
Зеленая экономика Как перерабатывают старые батарейки и аккумуляторы в России

Планы и перспективы

Полученные на мероприятиях результаты подтверждают востребованность такого экоподхода, отмечают в компании. Поэтому «Пятерочка» планирует развивать это направление в будущем. «Ситуация с массовыми мероприятиями остается неопределенной из-за пандемии. Но по результатам уже проведенных активностей мы видим, что это востребовано и соответствует нашим целям, — отмечает директор по маркетинговым коммуникациям торговой сети «Пятерочка» Оксана Трофимова. — Мы обязательно будем искать новые возможности, чтобы вовлекать наших гостей в заботу об экологии и прививать привычку раздельного сбора отходов».

В частности, торговая сеть намерена продвигать эколендинг, обучать своих гостей раздельному сбору и ответственному потреблению, а также увеличивать количество фандоматов в своих магазинах.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 23.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть