ESG-образование в БРИКС: от китайской дисциплины до бразильской гибкости

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Универсальные ESG‑курсы в Китае, цифровые платформы в Бразилии, «зеленые» школы в России — «РБК Тренды» делятся главными выводами исследования о будущем образования в странах БРИКС

Страны БРИКС постепенно выстраивают свои системы ESG-образования, несмотря на разные масштабы, уровни финансирования и организационные модели, говорится в результатах исследования Education for Sustainable Development as a Vector of International Cooperation, подготовленного учениками школы «Летово» при поддержке СПбГУ (есть в распоряжении редакции «РБК Тренды»).

В основе исследования лежит анализ нормативных документов и практических кейсов. Для оценки университетских практик в направлении ESG были выбраны топ‑3 вуза каждой страны по рейтингу QS Sustainable Development.

Китай: «зеленый» курс для всех

У Китая крупнейшая система высшего образования в БРИКС — более 2,9 тыс. университетов и колледжей, из них восемь входят в топ‑250 мирового рейтинга QS‑2025. Национальный план по реализации Повестки‑2030 охватывает 197 млн учащихся, а 80 % вузов обязаны внедрять ESG‑курсы.

Китай делает ставку на интеграцию ESG во все уровни образования — от детских садов до магистратуры. В 2023 году государство выделило более ¥1,2 млрд ($168,2 млн) на создание «зеленых» кампусов и открытие 75 междисциплинарных центров по устойчивому развитию. За два года число научных публикаций по ESG выросло на 46 % — Китай вышел на первое место среди стран БРИКС.

<p>Представители пяти стран-участниц БРИКС на саммите в 2023 году.</p>
Социальная экономика Что такое БРИКС и какую роль он играет в мировой экономике

Бразилия: устойчивое развитие через гибкость

В отличие от Китая, где система централизована, в Бразилии ставка сделана на сотрудничество университетов, бизнеса и государства. В стране более 2,5 тыс. университетов, при этом почти 88 % из них частные. Национальная стратегия устойчивого развития задает рамки, но оставляет вузам свободу действий, из‑за чего ESG‑курсы развиваются неравномерно.

Сильнее всего принципы устойчивости интегрированы в крупнейших университетах. Университет Сан‑Паулу реализует мастер‑план устойчивости и партнерские проекты с бизнесом, а UNICAMP создает Международный центр устойчивого развития (HIDS). Однако, по данным исследования, только около 30 % вузов Бразилии внедрили структурированные ESG‑программы.

Южная Африка: ESG между амбициями и реальностью

Южная Африка — важный игрок для ESG‑повестки в Африке: население региона превышает 1,2 млрд человек. Конституция ЮАР закрепляет право на безопасную среду и качественное образование, а Национальный план развития до 2030 года делает ESG одним из приоритетов.

Главный драйвер перемен — программа Fundisa for Change, которая помогает учителям внедрять темы устойчивого развития в школьные курсы. В университетах тоже есть прогресс: Кейптаунский университет развивает климатические исследования, а Йоханнесбургский сократил выбросы СО2 на 38% с 2015 года. Тем не менее доступ к ESG-образованию сильно зависит от региона: сельские школы и вузы отстают.

Индия: масштаб без прозрачности

В Индии одна из крупнейших образовательных сетей мира: 1,1 тыс. университетов и 45 тыс. колледжей. В 2020 году страна приняла Национальную политику в области образования (NEP), которая так же, как и в Китае, интегрирует ESG‑подходы во все уровни обучения. Среди задач дорожной карты — 100 -процентный охват школьным образованием, рост женской занятости и расширение программ наставничества.

Некоторые вузы уже демонстрируют результаты. Индийский технологический институт в Дели за год снизил углеродный след кампуса на 12 % и открыл магистратуру по энергетическому переходу, а в Харагпуре внедрены курсы по управлению отходами и экологичному транспорту. Однако нехватка финансирования и квалифицированных кадров тормозит системное внедрение ESG.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Лидеры устойчивого развития Россия, Индия и Китай задают тренды в БРИКС

Россия: правовая база и практические шаги

Россия входит в число лидеров БРИКС по развитию нормативной базы ESG‑образования. Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» закрепляют экологическое просвещение, а обновленные федеральные государственные образовательные стандарты интегрируют темы устойчивого развития в школьные программы.

Высшее образование в России охватывает более 1,1 тыс. университетов, из которых десять входят в топ-500 рейтинга QS 2024, а сразу четыре — в десятку лучших вузов БРИКС по версии MosIUR. В рамках нацпроекта «Экология» создается сеть «зеленых» школ, а ведущие университеты запускают специализированные курсы и магистратуры. В НИУ ВШЭ действует ESG‑центр, в РУДН открыта программа по экологической оценке, а Казанский федеральный университет развивает трек «Экологическая безопасность». Россия также активно участвует в международных семинарах и совместных инициативах, но исследование отмечает проблему: отсутствие прозрачной отчетности и разрыв между регионами.

Что работает лучше: выводы исследования

Авторы исследования подчеркивают: централизованные модели с четкими государственными KPI и обязательными курсами показывают более быстрый и предсказуемый прогресс. Это ярко видно на примере Китая и ЮАР, где ESG-интеграция опирается на государственную волю и масштабные образовательные планы. В децентрализованных системах, таких как Бразилия, Индия и Россия, темпы внедрения ESG-курсов зависят от инициатив самих университетов и доступных ресурсов.

Также важным фактором исследователи называют доступность открытых данных и прозрачность отчетности. Без этого невозможно отследить динамику, масштабировать лучшие практики и развивать сотрудничество между странами.

Результаты проекта были представлены на конференции «Хедлайнеры ESG-принципов» при Высшей школе менеджмента СПбГУ. Исследование попало в шорт-лист конкурса, а его авторы обсудили выводы с экспертами ESG-образования, устойчивого развития и международной кооперации.

Авторы исследования: Ангелина Григоренко, Лишанков Владимир, Полубояринов Александр, Харина Елена, Семешкина Елизавета, Морозова Екатерина, Гукасова Сафина — ученики 10-го класса школы «Летово».

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 23.09.2025
Авторы
Теги
Анастасия Михалева
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть