Во время пандемии COVID-19 некоторые эксперты опасались, что из-за чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения проблемы экологии уйдут на второй план. В некоторых странах так и произошло: опросы американского центра Gallup демонстрируют, что в марте 2021 года 50% респондентов готовы были пожертвовать экономическим ростом ради экологии, тогда как 42% сказали, что в приоритете должна быть экономика. В марте 2019 года при ответе на аналогичный вопрос 65% отдавали предпочтение экологии, то есть с начала пандемии наблюдалось падение на 15%.
Однако по мере возвращения к обычной жизни экологические вопросы снова оказались в наиболее важных общественных сюжетах, хотя и не на столь высоких позициях, как было до пандемии. Упомянутый опрос Gallup 2025 года показывает, что 54% американских респондентов между экономикой и экологией выбрали последнюю.
Во Франции в 2024 году 57% опрошенных считали, что их страна должна делать больше для борьбы с изменением климата, что на 6% меньше, чем в предыдущем году. При этом другой опрос показывает, что французы, признавая важность экологических проблем, не готовы к чувствительным изменениям своего образа жизни, чтобы приносить больше пользы для природы, например увеличить расходы на продукты местных фермеров или не есть мясо, что считается более экоответственным решением.
Для россиян экологические проблемы тоже остаются одним из важных общественных сюжетов. Например, в опросе фонда «Озеро Байкал», проведенного компанией Online Market Intelligence в 2020 году, 91% опрошенных заявили о важности проблемы загрязнения водных ресурсов, но лишь 19% предпринимают какие-то действия для ее решения. О противоречиях между знанием об экологических проблемах и конкретными действиями на бытовом уровне говорится и в опросе платежной системы «МИР».
Чтобы больше людей, которые переживают за экологию, могли помогать ей каждый день, не отдавая этому заметное количество времени и сил, многие компании и экоактивисты предлагают инновационные решения. «РБК Тренды» изучили некоторые из них.
Сигареты с семенами в фильтре
Сигаретные окурки, для разложения которых может потребоваться до 10 лет, являются одним из главных отходов, загрязняющих планету, — их ежегодно выбрасывают ненадлежащим образом порядка 4,5 трлн штук.
Помимо того, что остатки сигарет могут восприниматься некоторыми животными как что-то съедобное, из-за чего гибнут некоторые птицы и рыбы, табачные отходы содержат большое количество токсинов, что также наносит вред природе. Попадая в окружающую среду, окурки выделяют опасные соединения, часть из которых проникает в почву и может впитываться растениями, а оттуда оказаться на полках продуктовых магазинов.
Окурки могут отравлять и водоемы. Исследование шведских ученых показало, что как уже использованные, так и новые сигаретные фильтры выделяют в воду токсичные вещества, оказывая острое и хроническое воздействие на водных беспозвоночных.
На этом фоне появился индийский стартап Karma Tips, предложивший простое решение этой проблемы — биоразлагаемая бумага для самокруток, сделанная из кожуры фруктов и овощей, с семенами растений внутри. После использования их можно просто закопать в землю — фильтр разложится, а из него прорастет базилик, амарант или дикая трава.
Фасадная краска, поглощающая выбросы
Одной из главных причин глобального потепления является выброс углекислых газов в атмосферу Земли. Согласно докладу Всемирной метеорологической организации (ВМО), в 2023 году уровень парниковых газов вырос до новых рекордных значений по сравнению с доиндустриальным уровнем. Несмотря на то что в некоторых странах зафиксировано снижение выбросов, 2024 год в среднем по миру ознаменовался новым рекордом — 37,8 гигатонн углекислого газа (CO₂).
Итальянская компания Airlite предлагает инновационное решение для борьбы с загрязнением воздуха — это краска с фотокаталитическими свойствами. Эта технология на основе наночастиц, по информации компании, снижает количество загрязняющих веществ в воздухе на 89% и устраняет до 99,9% бактерий и вирусов с обработанных поверхностей, а также отталкивает грязь и споры плесени. Благодаря способности отражать солнечное тепло краска также помогает снизить расходы на охлаждение помещений в жаркую погоду — до 29%. При этом технология не требует фильтров или электроники — достаточно обычной покраски.
Airlite уже применяют в общественных пространствах: в 2018 году в Риме был создан мурал Hunting Pollution, который стал самым большим в Европе «регенеративным стрит-артом».
Это настенное граффити, по словам журналистов, занимающее 1 тыс. кв. м, очищает воздух так же эффективно, как парк из 30 деревьев, поглощая загрязняющие вещества и снижая уровень смога.
Уход за лицом и тела без пластика
В 2016 году 16-летний Бенджамин Стерн принял участие в американском телешоу Shark Tank, в котором предприниматели презентуют свои бизнес-идеи группе инвесторов (называемых «акулами») в надежде получить финансирование. Тогда он предложил биоразлагаемые, не содержащие пластика шарики для ухода за телом (шампуни, гели для душа).
По его идее, шарик растворяется под струей воды уже через две-четыре секунды, создавая привычную консистенцию жидкого средства для тела или волос. Продукт не содержит парабенов, сульфатов и не тестируется на животных (веган‑формула). Еще одно преимущество, о котором говорил создатель продукта, — его удобно перевозить без боязни, что что-то прольется в чемодане.
Во время шоу молодой предприниматель заручился поддержкой американского миллиардера Марка Кьюбана. Стерн начал разрабатывать новые прототипы, потому что первоначальный вариант был не очень удобен в использовании. Именно после этой переработки проект, получивший название Nohbo, стал действительно успешным: вскоре после запуска растворимых капсул компания заключила контракт на $14 млн.
Спустя более десяти лет в компании, в марте 2024 года, Стерн объявил, что покидает Nohbo. Сейчас сайт неактивен, однако похожие по концепции уходовые средства продаются другими организациями.
Партизанское садоводство
Партизанским садоводством называют озеленение заброшенных или общественных мест людьми, которые не являются собственниками участка или представителями соответствующих городских служб, отвечающих за экологию. Методы экопартизанинга различаются: одни «партизаны» сеют семена и высаживают растения ночью, не привлекая к себе внимания, другие же делают это открыто. При этом часто активисты собирают мусор и устанавливают в парках скамейки, ящики для сбора предложений.
Таких экоактивистов называют партизанами, потому что они часто проводят акции по озеленению без соответствующих разрешений городских властей или собственника участка. Такие вылазки могут грозить арестом и штрафом.
В России экопартизаны тоже проявляли активность. Например, в 2013 году они создали собственный «подпольный» сад в Колпачном переулке в Москве, во дворе Backpacker Ecohostel. Участники посадили теневые растения и создали различные инсталляции: цветущие чемоданы, тыквы в забытых бидонах, мебель из палет, человек из девичьего винограда, обнимающий дерево. Кроме того, активисты занимались облагораживанием дворов и зеленых зон спальных кварталов.
В разговоре с «РБК Трендами» медиакоординатор экологического проекта «Земля касается каждого» Юлия Давыдова отмечает, что в последние годы об экопартизанах слышно не так много, тогда как куда более популярным методом борьбы за экологию является экоактивизм, когда горожане выступают против вырубок в уже существующих парках, скверах, лесопарках под застройку. В качестве примера она приводит скандал вокруг строительства дороги через нацпарк «Лосиный остров» в Москве.
«Честно говоря, с экопартизанством как с массовым или по крайней мере заметным явлением в последние годы я не сталкивалась. Да, есть люди, которые в своих двориках разбивают стихийные палисадники, где сажают преимущественно цветы, максимум кустарники. Как правило, управляющие компании либо не возражают против этого, либо поддерживают. Но чтобы люди массово засаживали деревьями какую-то территорию — такого не встречала. Есть ощущение, что власти осознали ценность зеленых зон в крупных городах (это и рекреация, и смягчение волн жары), поэтому сами этим занимаются», — резюмирует собеседница издания.
Таким образом, сегодня экологические инициативы — это не только межгосударственные договоры и масштабные инфраструктурные проекты, но и повседневные, доступные каждому шаги. От краски, очищающей воздух, до биоразлагаемых самокруток и стихийных цветников — все это примеры того, как забота о природе может быть креативной, ненавязчивой и действенной.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.