
Об авторе: Дарья Коваленко, руководитель проектов консалтинговой компании в сфере территориального развития Atlas.
Экотуризм — это осознанный способ путешествий с минимальным воздействием на природу и поддержкой местных сообществ. Такой вид туризма становится все популярнее, причем это мировой тренд. Рынок экотуризма до 2028 года будет расти в среднем на 16,1%, согласно прогнозам Международной программы развития ООН (ПРОООН). Для сравнения: рынок недвижимости, согласно мнению экспертов, за этот же период будет расти в среднем на 6,07%. Ожидается, что к 2034 году размер мирового рынка устойчивого туризма достигнет около $11,39 трлн.
Самый очевидный показатель роста популярности экотуризма — интерес самих туристов. Если посмотреть статистику посещаемости заповедников и национальных парков, то в большинстве мы увидим стабильный рост. Например, в приморский заповедник «Земля леопарда» в 2023 году приехало на 10% больше туристов, чем годом ранее (почти 130 тыс. человек). В Кенозерском нацпарке увеличилось и время среднего пребывания туристов — с 2,4 до 3,8 дней. В целом в мире 69% всех путешественников сейчас ищут экологичные варианты путешествий. Найти их помогут несколько критериев.
Переработка мусора и отказ от пластика
Экоотели должны уделять особое внимание сокращению отходов: программам переработки вторсырья, компостированию органических отходов, минимизации использования одноразовых пластмасс. Урны разных цветов для сбора мусора еще не означают, что его потом действительно отвозят на переработку. Можно поискать на сайте информацию или спросить в соцсетях, как отель подходит к переработке мусора, самостоятельно найти, есть ли поблизости сортировочные центры и заводы по переработке вторсырья. И в мире, и в России уже есть успешные практики работы с мусором.
В 2020 году в Париже заработал первый в мире отель, который полностью отказался от пластика. Гости здесь чистят зубы бамбуковыми щетками и носят бамбуковые тапочки, в баре используют стеклянные бутылки и даже капсулы для кофе в отеле из бумаги. Владельцы уверяют, что в год экономят до 24 тыс. пластиковых бутылки, 55 тыс. мини-флаконов для косметики и 16 тыс. пластиковых пакетов.

В России сеть AZIMUT Hotels повторно использует косметические гостевые принадлежности и упаковку к ним. Вторсырье перерабатывают, делают из него флисовые пледы, жилеты, наполнители для курток.
Кстати, мусор в отелях — это не только пластик, но и пищевые отходы. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) опубликовала отчет, в котором предприятия общепита (куда относят и отели), занимают второе место по объему производимых в мире пищевых отходов: 32 кг на душу населения Земли в год. При этом по стандартам отелей, около 90% пищевых отходов использовать повторно нельзя. Поэтому решать проблему пытаются комплексно: уменьшать размер тарелок, проводить информационную работу с постояльцами, чтобы они брали столько еды, сколько действительно могут съесть. В США этим занимается проект Hotel Kitchen.
В целом все меры в этой области можно разделить на две условные категории — «аттракционы» и системный подход. Под «аттракционами» можно понимать меры эффектные, но не эффективные. Например, есть исследования, что восковые черви (Galleria mellonella) способны своей слюной расщеплять пластиковые полимеры на более мелкие и легко разлагающиеся элементы. На данный момент это самый быстрый известный человечеству способ разложения пластмассы. Скорее всего, в ближайшем будущем отели начнут использовать этих насекомых, чтобы продемонстрировать туристам заботу об экологии. Это эффектный в краткосрочной перспективе «аттракцион», но не эффективный, потому что технология еще мало изучена и вряд ли микроорганизмы смогут справиться с большим объемом отходов.
А системная работа с отходами, или waste-management, включает несколько походов. Один из них — отказ от производства пластиковых отходов. В мире существуют примеры отелей, которые уже воплотили этот принцип в жизнь: Sussurro в Мозамбике — это отель, который не использует пластмассу вообще, а заменяет все расходники и тару продуктами ремесел местного населения. А также полагается на возобновляемую энергию, органические средства личной гигиены, местное рыболовство и сельское хозяйство.
Но примеров, когда отель вдруг сразу взял и отказался от пластика, почти нет. В большинстве случаев работа с отходами — это эволюционный процесс отельного менеджмента. Понять, на какой стадии находится тот или иной отель, поможет категоризация — всего существует 7 категорий пластмассовой продукции. Большинство пластиковых отходов в мире попадает в первую категорию (PET), переработка которой не вызывает серьезных проблем. Но отельный бизнес в больших объемах использует одноразовую продукцию, которая попадает в 5 (PP) и 6 (PS) категории, одни из самых тяжелых для переработки. Это одноразовые стаканчики, тарелки, пластиковые соломинки, крышки от бутылок, пластиковые коробки для еды, столовые приборы. Именно на эти категории стоит обратить внимание при выборе отеля: в каком количестве их используют и отправляют ли на переработку.
Энергоэффективность
Простейшие меры повышения энергоэффективности в отеле — это ключ-карты, без которых выключаются все приборы, когда гостя нет в номере. А также наклейки и знаки, которые мотивируют гостей выключать свет в комнатах, когда их нет в помещении, и не использовать много электроприборов сразу. Более продвинутые экоотели применяют светодиодное освещение, энергоэффективные приборы (например, индукционные плиты на кухнях) и интеллектуальные системы климат-контроля.
Пример такой системы — огромный навес площадью почти 3 га у отеля JW Marriott в Сингапуре. Навес спроектирован так, что потоки воздуха охлаждают здание на 2 ºC без использования кондиционеров.

Есть хороший пример использования солнечной энергии. Отель Poseidon Undersea Resort на Фиджи расположен на глубине 12 м под водой и работает полностью на солнечных батареях.
А отель Iveagh Garden в Дублине использует автономную систему возобновляемых источников энергии, что позволило снизить потребление энергии на 78% и выбросы CO2 на 81%. Внимание к мелочам тут удивляет, например, в номерах установлены смарт-светодиодные телевизоры.
Но дальше всех в энергоэффективности, кажется, решили пойти в Катаре. Там представили проект острова-отеля, который будет перемещаться по морю и вырабатывать электроэнергию, вращаясь вокруг своей оси.
В России уже есть интересные практические примеры энергоэффективности. Например, глэмпинг «Лес и море» в Тверской области использует солнечные батареи и ветрогенераторы. А еще здесь все изготовлено из натуральных материалов: дерева, бамбука, льна.

Есть и более радикальные решения, чем автономные системы генерации энергии, — полный отказ от использования электроэнергии. По такому пути пошел отель Hideout в джунглях на острове Ко Яо Ной, Тайланд. Территория отеля — зона, свободная от электричества, а одна из целей посещения отеля — цифровой детокс.
Бережное отношение к воде
В некоторых отелях, например в сети Sirius на Черноморском побережье, есть таблички и наклейки с призывами использовать несколько раз одно полотенце и комплект постельного белья. Так отели экономят воду в прачечных — по разным данным в целом воды тратится около 250-500 л в день на комнату. Еще из относительно простых мер по экономии воды, которое легко проверить, можно выделить бачок с функцией двойного смыва в ванной комнате.
Недавно в ООН выпустили исследование: к 2030 году дефицит воды затронет 40% мирового населения. При этом в отелях мы в среднем тратим в 2,5 раза больше воды, чем дома. А 30% всей воды, потребляемой в отеле, приходится на душевые в номерах. Все эти данные вдохновляют стартап Hydrao создать умные лейки, которые отслеживают потребление воды через приложение и загораются разными цветами в зависимости от расхода.
Но это все точечные решения, а глобально управление водными ресурсами — комплексный процесс, и значительно снизить потери воды помогут только множество мер. Среди основных технологий, которые уже сейчас активно применяются в отельном бизнесе, можно выделить:
- умные системы мониторинга водоснабжения, которые помогают эффективнее распределять воду во время пиковых нагрузок, отслеживать утечки, настраивать потребление в зависимости от погодных условий;
- продуманный ландшафтный дизайн, который помогает эффективно использовать воду для полива;
- мембранные фильтры для повторного использования воды в ирригации и системах смыва;
- малопоточные души, краны и системы слива, значительно снижающие трату воды на повседневные активности.
Отель Robinson Club на Мальдивах построил собственную очистную станцию, в которой морская вода фильтруется и опресняется, после чего ее минерализуют и разливают в стеклянные бутылки. А затем бутылки собирают, очищают и используют повторно.
Вклад в локальную экономику
Здесь целый комплекс факторов, одни проверить проще, другие труднее. Из простого можно выделить местный персонал и продукты в ресторане. Когда в отеле работают люди, которые живут в этом месте, то это не просто помогает локальной экономике, но и туристу обеспечивает уникальный опыт. А еще местным работникам ближе идея экотуризма и «продать» ее (в хорошем смысле) им проще, чем приезжим. Подход «от фермы до стола» — это когда натуральные продукты, выращенные неподалеку, используют в ресторане отеля. Он тоже делает пребывание в экоотеле уникальным, а также помогает сократить углеродный след.
Хороший пример — отель Baikal Wood Eco Lodge & Spa на острове Ольхон в Иркутской области. Здесь используют продукты из местных рынков и теплиц. Кроме того, есть система отопления на геотермальной энергии. А гостей мотивируют участвовать в экологических проектах, например, можно убрать мусор в нацпарке или поухаживать за растениями.

Благополучие животных (концепция Animal welfare) — тоже часть работы с локальной средой. Термин Animal welfare входит в глоссарий экотуриста от Глобального совета по устойчивому туризму (GSTC), организации, которая разрабатывает стандарты для устойчивых путешествий и туризма. Согласно этой концепции, с животными в локальной экосистеме следует обращаться бережно и с уважением.
Пока мало отелей пользуются этим подходом. Один из них — Wish Home Eco-Lodge Yahroma в Московской области. Тут посчитали важным сохранить биоразнообразие вокруг отеля и запретили охоту, рыбалку, а также сбор грибов и ягод.
Есть пример комплексного подхода к работе с локальной экосистемой — это курорт «Жан-Мишель Кусто» на Фиджи. Здесь используют энергосберегающие лампочки, не устанавливают кондиционеры, вся древесина поступает из сертифицированных местных лесов. Конструкция потолков, соломенной обшивки, потолочные вентиляторы делают номера прохладными. В отеле есть ферма, где работники из числа местных жителей выращивают кокосы, ананасы и манго без искусственных удобрений. Рыбу добывают только пелагических видов, то есть ту, которая не находится ни у берега, ни у дна океана, а рифовая экосистема остается нетронутой.

Экоотель Lapa Rios в Коста-Рике — один из успешных примеров вовлечения местных жителей в экономику услуг. В событийную программу входят экскурсии по лесам, горам и океану, посещение мест проживания, наблюдение за животными, прогулки на лошадях и канатной дороге — все это рабочие места для местных жителей. Кроме того, приток туристов после открытия отеля вызвал рост спроса на продовольственные поставки и дополнительные услуги от местных жителей, такие как коммерция и общепит.
Просветительская работа
Согласно исследованиям, гости по всему миру часто недовольны наклейками и табличками, которые призывают экономить воду, повторно использовать полотенца и выключать свет, потому что считают, что так отель пытается «обелить» свою репутацию и занимается гринвошингом, прикрываясь заботой об экологии ради прибыли.
И хотя кто-то думает, что устойчивый отель должен быть домом на дереве, где гости спят на полу, на самом деле это не так. Некоторые из самых роскошных отелей и курортов в мире также являются экологичными, как показывают примеры выше. Поэтому всем: и бюджетным, и роскошным экоотелям важно проводить работу с гостями — не только рассказывать о своих экоинициативах, но и вовлекать их в местную культуру.
Как это делают в экоотеле «Cedar Grass Териберка» в Мурманской области. Там используют системы сбора и переработки воды и отходов, а также предлагают туристам отправиться в экотур: наблюдать за дикой природой Арктики и культурой коренных народов.

Другой пример знакомства туристов с местными традициями — Kochi Marriott Hotel, который разработал целую программу знакомства гостей с традиционным ремеслом в индийском городке Чендамангалам. Отель взаимодействуем с объединением ткачей и приглашает гостей посетить ремесленные мастерские с традиционными ткацкими станками, пообщаться с ремесленника и приобрести их ткани.
Иногда не только мастер-классы и программа помогают гостям понять, что отель выбрал экотуризм как глобальную стратегию, но и сама архитектурная форма. Например, Baobab luxury safari resort в Танзании выбрал подвесные архитектурные формы: номера тут построены так, что благодаря конструкции сооружения они могут собирать дождевую воду для технических нужд или для животных. Еще один глобальный тренд — мобильные постройки, которые можно быстро установить и демонтировать и при этом они не оставляют следов в окружающей среде. Пример — проект экоотеля DROP XL cabin. Или дизайн плавающего мини-экоотеля на солнечной энергии.

Сертификация
Самим туристам сделать выбор помогут карты экоотелей. Например, от некоммерческой инициативы Green Key, которая учитывает все критерии из нашего списка. Российских отелей здесь пока нет, но есть объекты в странах, популярных у российских туристов. Например, на карте отмечены больше 20 экоотелей в Турции, а также в Египте, Казахстане, Грузии.
Еще всегда стоит уточнять, есть ли у отеля сертификат LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) — это добровольная система сертификации зданий для оценки энергоэффективности и экологичности проектов устойчивого развития.
Сертификат LEED делится на 4 уровня: сертифицированный (certified), серебряный (silver), золотой (gold) или платиновый (platinum). Пока в мире всего 28 гостиниц, которые получили платиновый статус. В 2013 году отель Four Seasons Lion Palace St. Petersburg первым в России получил золотой сертификат LEED.
Как сделать путешествие экологичнее
Туризм как отрасль уже давно вышел за рамки работы «на земле», когда основной целью было создание инфраструктуры. Сейчас эра продуктового подхода, трендвотчинга и дизайн-консалтинга: мы видим все больше проектов (и сами участвуем в них) в области создания инженерной инфраструктуры, моделях экономики замкнутого цикла, моделях устойчивого бизнеса.
Но и от самих туристов зависит немало. Важно не только остановиться в правильном месте, но и самому насладиться красотой природы, изучить культуру и традиции региона, узнать новое об уникальной экосистеме. Помогут несколько коротких советов.
1. Осознанность и самостоятельность
Попробуйте выбрать непопулярный маршрут или составьте собственный. Так вы снизите нагрузку на экосистему и лучше изучите местную историю и культуру, особенности региона.
2. Замедление темпа
Постарайтесь вдумчиво познакомиться с природой, отказаться от насыщенных программ, не думать о работе и соцсетях, чтобы ощутить гармонию с уникальным местом.
3. Уважительное поведение
Оно проявляется в отношении к экосистеме: уборка мусора, использование многоразовых предметов, соблюдение проложенных троп, бережное отношение к растениям, животным. И к местным жителям: нужно уважать их традиции и культуру.
4. Помощь природе и экономике
Вы можете участвовать в волонтерских акциях, помогать восстановлению уникальных природных объектов, поддерживать локальные экологические инициативы и местную экономику, покупая сувениры, другие товары и услуги у местных предпринимателей.
5. Экологичная логистика
Попробуйте пользоваться общественным транспортом и маршрутами с минимальным углеродным следом, а также спрашивайте в отелях, предоставляют ли они экологичные виды транспорта, например, велосипеды.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.