Суши не хватает: чем полезны и вредны насыпные острова

Фото: Reuters
Фото: Reuters
Люди возводят искусственные острова уже тысячи лет: где-то от нехватки территорий, где-то для спасения от затоплений. Разбираемся, как устроена технология, чем она полезна и чем опасна

Согласно прогнозам ученых, в результате климатических изменений к 2050 году уровень моря поднимется на 0,5 м, а к 2100 году — на 1,1 м. Это может привести к затоплению 750 прибрежных городов и затронуть жизни 1,4 млрд человек. В результате этих изменений треть столицы Таиланда может быть полностью затоплена к 2050 году, в этом случае до 11 млн человек будут вынуждены покинуть свои дома.

Мальдивы, находящиеся на высоте всего 1,5 м над уровнем моря, с каждым годом уходят все глубже под воду. Чтобы сохранить территории, ученые из Self-Assembly Lab Массачусетского технологического института в США прибегли к технологии насыпных островов — со дна океана поднимается песок, а затем из него формируется остров. Как признают авторы идеи, «способ ужасен, потому что вредит морской жизни, очень энергоемок и его придется применять вечно», но только так можно продлить жизнь Мальдивам.

Искусственные острова — технология не новая и по-прежнему востребованная, несмотря на убедительный список рисков для окружающей среды. Разбираемся, какие насыпные острова сегодня существуют, чем они могут помочь человеку и каким образом вредят окружающей среде.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика Какие острова станут необитаемыми из-за изменения климата

Что такое искусственный остров

Искусственный остров — это остров, построенный людьми, а не образовавшийся в результате естественных процессов. Такие территории появляются, например, в результате расширения уже существующих островов и рифов или объединения нескольких естественных островов в один более крупный.

Искусственные острова различаются по размеру: от небольших территорий, созданных исключительно для поддержки одного здания, до участков, на которых располагаются целые поселения.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает, что любое государство вправе возводить искусственные земельные участки в исключительной экономической зоне (200 морских миль, или 370,4 км от берега). При этом строительство искусственных островов не должно ущемлять права других государств, в том числе если оно сопровождается изменениями в окружающей среде.

Первые искусственные острова

Люди возводили искусственные острова еще задолго до нашей эры. В период неолита на территории современной Шотландии и Ирландии строили кранноги: на мелководье рек и озер устанавливали сваи, на них клали деревянные платформы, а сверху располагали жилища (найденные сооружения датировали периодом 3,3–3,6 тыс. лет до нашей эры). В Перу до сих пор сохранились плавучие тростниковые острова Урос на озере Титикака. Город Теночтитлан, ацтекский предшественник Мехико, стоял на небольшом естественном острове, окруженном бесчисленными искусственными островами — чинампами, на которых местные жители выращивали овощи, пряности и цветы. В заболоченные низины ацтеки вбивали сваи, соединяли их плетнем и засыпали метровым слоем земли. В сезон дождей такие участки превращались в плавучие острова.

Первым искусственным островом в России стал остров Черепаха. Его в 1702 году построили в Азовском море рядом с гаванью мыса Таганий Рог. Петр I заметил мель и приказал на ней сделать насыпь, а на ней наблюдательный пункт. Сегодня Черепаха лишь изредка выглядывает из-под воды во время отливов. Несколько искусственных островов были построены в Финском заливе недалеко от Кронштадта.

Остров Черепаха недалеко от Таганрога
Остров Черепаха недалеко от Таганрога (Фото: Культурный туризм)

Искусственные острова строились для разных целей: для церемониальных сооружений, изоляции одной группы людей от другой. Совсем недавно острова стали возводить, чтобы уменьшить нагрузку на город от перенаселения, для развития туризма и спасения от повышающегося уровня воды.

Искусственные острова в разных странах

Все для туризма и отдыха: острова в ОАЭ

Визитная карточка Дубая — целый комплекс искусственных островов на берегу Персидского залива. В него входят Пальмовые острова, или Палм-Джумейра, а также архипелаги «Мир» и «Вселенная».

Острова Палм-Джумейра, выполненные в виде пальмы с 16 ветвями и по периметру окруженные волнорезом, увеличили береговую линию примерно на 56 км вглубь залива. Насыпные острова предназначены для отдыха туристов: здесь располагаются пляжи, отели, виллы, небоскребы, торговые центры, магазины, спа-салоны, яхт-клубы, парки. Для строительства островов в ОАЭ песок добывают со дна Персидского залива и Аравийского моря.

Насыпные Пальмовые острова в ОАЭ
Насыпные Пальмовые острова в ОАЭ (Фото: Википедия)

Острова из мусора в Японии

Японский архипелаг включает в себя тысячи островов, и семь из них созданы человеком. Самый известный и большой из них — остров Одайба в Токийском заливе. С центром Токио он соединен Радужным мостом (Rainbow Bridge). На этом острове находится парк развлечений, одно из самых высоких колес обозрения в мире и штаб-квартира компании Fuji TV.

Вид с острова Одайба на Радужный мост
Вид с острова Одайба на Радужный мост (Фото: Unsplash)

Восточную часть острова Одайба и другие искусственные острова в Токийском заливе построили из отходов. Остров строили на смеси измельченного строительного и бытового мусора с грунтом. Уже позже, при возведении других островов, японцы стали добавлять в строительный материал золу и пепел от сжигаемого мусора. На насыпных островах Японии строят стадионы, гостиницы, офисные здания, промышленные предприятия, аэропорты.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика На мусорном острове в океане появились животные: что это значит

Перенаселенный город на мусоре: острова в Сингапуре

В городе-государстве Сингапур площадью 724 км2 живут 5,7 млн человек — это одна из самых высоких плотностей населения в мире. Из-за весьма ограниченных территорий Сингапур не первое столетие прибегает к искусственному расширению площади. Если раньше здесь использовали традиционные технологии осушения и насыпей из песка, то сегодня в государстве реализуют новый проект — острова из переработанных отходов. На строительство уже ушло 63 млн куб. м пыли, полученной в результате переработки бытового мусора. Проект обойдется стране в $400 млн и завершится к 2040 году.

Кроме этого, инженеры Сингапура создали отдельный остров-полигон, который стал первой экологически чистой морской свалкой, где утилизируются все отходы сингапурского населения в 5,7 млн человек. Мусор сжигают до пепла, помещают в специальные плавающие контейнеры с тонкими стенками из пластика и засыпают их землей. Рядом с захоронениями в воде растут мангровые леса. Если растения начнут погибать, это будет означать, что вредные вещества попали за пределы полигона.

Остров из отходов Симакао, Сингапур
Остров из отходов Симакао, Сингапур (Фото: MSE Singapore)

Осушение и дренаж: острова в Нидерландах

Для создания островов голландцы используют не насыпи, а польдеры — осушенные участки побережья. В Нидерландах часть моря огораживают дамбами и откачивают воду со всей образовавшейся территории. Система рукотворных дамб в Нидерландах получила название «Зейдерзе». Это крупнейший инженерный проект страны в ХХ веке, который вошел в список современных чудес света. На осушенных землях построили провинцию Флеволанд, где живут почти 400 тыс. человек.

Расширение на севере: острова в России

В России искусственные острова встречаются в разных уголках страны: это острова Новая Голландия и Порт Бронка в Санкт-Петербурге, Сухо на Ладожском озере, Черепаха в Азовском море у Таганрога, а также незаконченный проект «Федерация» в Сочи.

Больше всего к технологии насыпных островов, или «намыва», прибегали в Санкт-Петербурге и его окрестностях. По приказу Петра I насыпным способом увеличили площадь острова Котлин — территорию, где сейчас находится Кронштадт. Таким же способом расширили территорию Заячьего острова, где установили часть укреплений Петропавловской крепости. На намывных землях находятся Летний сад, Троицкая площадь, Лахта-центр, Южно-Приморский парк, а на севере Васильевского острова на искусственных территориях формируется новый жилой район, который в народе так и называется — «намыв».

Геополитика и перенаселение: острова в Китае

В 2010-х годах в Китае стартовала программа строительства искусственных островов в спорном архипелаге Спратли в Южно-Китайском море. В этой части моря проходят важнейшие торговые пути, и Китай рассчитывает усилить свое влияние в регионе, построив аэродромы, стоянки для судов и грузовые терминалы. В настоящее время в архипелаге Спратли Китай создал шесть крупных островов, имеющих оборонное значение.

Еще один масштабный китайский проект — Lantau Tomorrow Vision в Гонконге. Перенаселение, рекордно высокая стоимость жилой недвижимости и нехватка площадей под застройку создают серьезную проблему для жителей города. Новый искусственный остров начнут строить в 2025 году, он будет занимать 1700 га. Для сравнения: площадь острова Палм-Джумейра в Дубае составляет 560 га. Остров будет располагаться на высоте шести метров над уровнем моря, что должно защитить его от тайфунов, даже если под воздействием климатических изменений средняя температура вырастет, а уровень воды поднимется. Предполагается, что на искусственных островах Гонконга расположится крупнейший деловой район города и 260 тыс. домов.

Предполагаемый транспортный план Lantau Tomorrow Vision
Предполагаемый транспортный план Lantau Tomorrow Vision (Фото: Lantau Government Website)

Что не так с искусственными островами

Главные противники возведения искусственных островов — экологи. Влияние строительства насыпных островов ОАЭ на окружающую среду стало заметным в Персидском заливе. Согласно исследованиям, агрессивное вмешательство в прибрежные экосистемы сделало их хрупкими и неустойчивыми. Ученые пишут о загрязнении воды, изменении прибрежных морских отложений и превращении ранее чистых песков в болото. Исследователи также предупреждают, что если все проекты искусственных островов ОАЭ будут реализованы, они «полностью уничтожат около 63 км2 экосистемы Персидского залива». Ученые доказали, что строительство острова в Дубае уничтожило единственный в регионе коралловый риф.

Искусственные острова, которые Китай строит в Южно-Китайском море, также повредили рифы. До реализации проекта рифы в этом регионе уже пострадали от разрушительных методов рыболовства, а теперь им понадобится не меньше 10–15 лет для восстановления. Если дноуглубительные работы будут продолжаться, сроки восстановления коралловых рифов увеличатся, а это, в свою очередь, приведет к дефициту морской жизни в Южно-Китайском море. По словам Джона В. Макмануса, профессора морской биологии и экологии Университета Майами, соль и ил уже «изгнали рыб с рифов», из-за чего они могут лишиться защиты и стать легкой добычей для хищников.

Опасения у экологов и общественности также вызывает проект островов в Гонконге. Эдвин Лоу Че-фен, исполнительный директор организации The Green Earth, заявляет, что выбросы углерода от строительства мостов, соединяющих искусственные острова, будут огромными. Проект негативно скажется на цели Гонконга достичь углеродной нейтральности к 2050 году и повлияет на климат, что повлечет за собой более суровые условия погоды для 7 млн жителей города.

Ученые считают, что остров, несмотря на его высоту, будет уязвим для наводнений. Они приводят в пример тайфун «Джеби»: осенью 2018 года он вызвал разрушительное наводнение в японском аэропорту Кансай, построенном на насыпных землях. Кроме того, искусственный остров для расширения застройки нанесет ущерб китайским белым дельфинам, которые находятся под угрозой исчезновения. Участок будет построен в местах обитания этих млекопитающих.

Из-за тайфуна «Джеби» часть аэропорта, включая взлетные полосы и парковку, оказалась под водой
Из-за тайфуна «Джеби» часть аэропорта, включая взлетные полосы и парковку, оказалась под водой (Фото: Reuters)

Кроме того, что искусственные острова отрицательно влияют на экологию, нельзя до конца быть уверенными и в надежности таких территорий. Японский аэропорт Осаки, построенный в 1994 году на двух искусственных островах, к 2018 году опустился примерно на 11 м и продолжает медленно «проседать», что связано со сложностями при строительстве на морском фундаменте.

Искусственные острова позволяют решить проблему перенаселения, наладить экономику и отсрочить затопление территорий, вызванное глобальным потеплением. Однако строительство таких островов приводит к климатическим изменениям за счет большого углеродного следа и нарушает морские экосистемы.

Обновлено 28.08.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть