ESG из принципа: как быть ответственным эмитентом

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Публичная нефинансовая отчетность набирает популярность. ЦБ выпустил рекомендации для российского бизнеса по содержанию и раскрытию такой отчетности

Ответственный подход к инвестированию становится все более популярным. Со стороны инвесторов растет интерес к данным об учете компаниями целей устойчивого развития, рисков и возможностей, связанных с воздействием ESG-факторов. Многие фондовые биржи вводят требования к раскрытию нефинансовой информации. Публикация отчетов с такими сведениями с каждым годом становится все более актуальной для российского бизнеса. Повестка устойчивого развития не теряет своей важности даже в условиях текущей структурной трансформации российской экономики.

Фокус раскрытия

В июле 2021 года Банк России выпустил рекомендации публичным компаниям по раскрытию в отчетах информации о том, как они учитывают факторы, связанные с воздействием на окружающую среду, социальной политикой и корпоративным управлением (ESG). Рекомендации регулятора не являются обязательными для акционерных обществ. Пока никаких обязательств по публикации нефинансовой отчетности в России нет.

Рекомендации регулятора обобщают ведущие международные практики, но при этом учитывают особенности страны. Они предназначены, прежде всего, для публичных компаний, чьи акции торгуются на бирже или внебиржевых площадках. Другим компаниям они также могут быть полезны, так как качественная отчетность по ESG позволяет завоевать не только доверие акционеров, но и клиентов, сотрудников и деловых партнеров.

Доступ к нефинансовой информации для всех заинтересованных лиц дает им возможность более адекватно оценить риски и позволяет на качественно ином уровне судить о долгосрочной финансовой устойчивости бизнеса. Компании могут использовать нефинансовую отчетность для более выгодного привлечения финансовых ресурсов, а все заинтересованные лица — для более взвешенного принятия решений в отношении таких компаний.

Как правильно раскрывать ESG-информацию

  1. Каждая компания вправе самостоятельно определять документ, в котором будет раскрываться нефинансовая информация, а также объем и формат раскрытия в зависимости от целей раскрытия, характера и масштабов бизнеса. Банк России рекомендует компаниям раскрывать нефинансовую информацию в годовых отчетах акционерного общества.
  2. Помимо годового отчета для публикации нефинансовой информации компания может выбрать отчет об устойчивом развитии, экологический отчет, отчет о корпоративной социальной ответственности и иные формы отчетов, включающие информацию об ESG-факторах.
  3. Обществу рекомендуется раскрывать нефинансовую информацию за отчетный период, составляющий 12 месяцев. В качестве периода для раскрытия данных рекомендуется использовать календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
  4. Раскрывать нефинансовую информацию регулятор рекомендует на русском языке. При этом дополнительное раскрытие на иностранных языках обеспечит лучшую доступность сведений для всех заинтересованных лиц.
  5. В случае если в состав ESG-информации включены сведения и показатели, выраженные в денежном измерении, их рекомендуется указывать в рублях.
  6. Утверждать нефинансовый отчет рекомендуется совету директоров компании.
  7. Компаниям рекомендуется размещать нефинансовую информацию в интернете на своем сайте, а также на площадке информационного агентства, аккредитованного Банком России на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах российских компаний. Срок публикации не должен превышать срок, установленный для раскрытия годового отчета общества.
  8. Доступ к ESG-информации компаниям рекомендовано предоставлять минимум на три года с момента публикации.
  9. Группам компаний рекомендуется раскрывать консолидированную отчетность по всей группе, при этом компании, входящие в группу также должны раскрывать собственную ESG-информацию, имеющую для них существенное значение.
  10. Если компания выбрала для раскрытия ESG-информации нефинансовый отчет, то ей рекомендуется давать ссылку на него в отчете эмитента и в годовом отчете акционерного общества

Фото:Unsplash
Зеленая экономика ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать

Что рекомендуется включать в отчетность?

Компаниям предлагается публиковать такую нефинансовую информацию:

  • описание существенных тем (воздействие на окружающую среду, воздействие на социальную сферу, взаимоотношения с работниками, соблюдение прав человека, борьба с коррупцией). Темы, связанные с выбросами парниковых газов, условиями труда и бизнес-этикой, являются существенными независимо от характера и масштабов деятельности организации;
  • собственную стратегию устойчивого развития;
  • краткую информацию о бизнес-модели;
  • данные о корпоративном управлении;
  • сведения о политиках и процедурах, связанных с устойчивым развитием, и полученные результаты в этой области;
  • описание основных рисков и возможностей, связанных с ESG-факторами, а также описание того, как компания управляет этими рисками и возможностями, в том числе в рамках взаимоотношений с деловыми партнерами;
  • основные нефинансовые показатели деятельности компании в зависимости от вида бизнеса.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Идем на Восток: ESG в регионе MENAT. Обзор №1

Регулятор также рекомендовал компаниям проводить независимую внешнюю оценку нефинансовой информации в форме профессионального подтверждения, в том числе с привлечением аудитора.

Еще больше об отчетности

Чтобы помочь эмитентам, которые стремятся следовать принципам устойчивого развития и быть прозрачными для клиентов, контрагентов и инвесторов, Мосбиржа в январе 2023 года представила обновленную версию гида по ESG-практикам «Руководство для эмитента: как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития».

Биржа составила подробную инструкцию по подготовке к выпуску ESG-инструментов в Секторе устойчивого развития Московской биржи. В новом руководстве для эмитентов освещается начавший в 2022 году работу российский рынок биржевой торговли углеродными единицами. Кроме того, в новом гиде раскрыты новые аспекты устойчивого развития компаний через поддержание биоразнообразия и через управление цепочкой поставок.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Зачем российские корпорации стремятся быть «зелеными»

Торговая площадка уделила особое внимание аспектам нефинансового и климатического раскрытия информации, на которую инвесторы все чаще смотрят при оценке компании. Биржа описывает подходы, которые российские компании могут применять для отражения в отчетности вопросов экологии и других факторов устойчивости своей бизнес-модели в условиях меняющейся операционной среды.

Потенциал внутренней рейтинговой системы

Помимо нефинансовой отчетности, многие инвестиционные компании и управляющие активами используют ESG-рейтинги как один из источников информации, влияющей на принятие инвестиционных решений. Методики оценки финансовых показателей компаний давно разработаны и опробованы, а вот процедуры оценки экологических, социальных и управленческих показателей пока только разрабатываются.

ESG-рейтинг является внешней независимой оценкой деятельности организации. По оценкам компании KPMG, на мировом рынке около 160 организаций присваивают ESG-рейтинги или предлагающих информационные продукты с использованием ESG-данных. В России получить ESG-рейтинг компания может как у кредитных рейтинговых агентств, так и у финансовых и нефинансовых организаций. Основные игроки рынка ESG-рейтингов в России — четыре кредитных рейтинговых агентства, главным видом деятельности которых является предоставление рейтинговых услуг — НКР, НРА, Эксперт РА и АКРА.

Сравнить ESG-оценки разных кредитных рейтинговых агентств довольно сложно до тех пор пока нет единого толкования, что считать ESG-рейтингом и что он характеризует. В январе 2023 года ЦБ опубликовал методологию ESG-рейтингов.

Для продолжения разработки отраслевого стандарта ESG-рейтингов регулятор предложил придерживаться двух вариантов рейтингов:

  • Первый — текущий ESG-рейтинг. Он представляет собой профиль компании, мнение о количественных и качественных характеристиках ее деятельности в области устойчивого развития. Регулятор считает необходимым предусмотреть три отдельных рейтинговых продукта для каждой компоненты: E (окружающая среда), S (общество) и G (управление) — с минимальным базовым набором факторов для раскрытия в соответствии с ранее выпущенными рекомендациями по нефинансовой отчетности.
  • Второй вариант отражает мнение об управлении и подверженности организации рискам устойчивого развития на горизонте одного года. Он будет касаться только компоненты Е.

Для применения единообразной шкалы предлагается адаптировать символику кредитных рейтингов. В частности, использовать популярные рейтинговые категории: от ESG-C (низкий уровень) до ESG-AAA (высокий уровень).

ESG-рейтинги должны быть наглядны, прозрачны и сопоставимы между собой. Это поможет повысить эффективность рынка финансирования устойчивого развития, считает регулятор. В течение двух-трех лет регулятор планирует наблюдать за применением своих рекомендаций, а также улучшать их и переиздавать по мере обновления положений о раскрытии информации об устойчивом развитии. По мере накопления рейтинговой практики планируется рассмотреть целесообразность введения регулирования ESG-рейтингов как особой категории — некредитных рейтингов.

Обновлено 28.07.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть