Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Что такое «зеленая» сертификация и можно ли ей доверять

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В новом выпуске «Зеленого подкаста» РБК Трендов разбираемся в типах экологических маркировок и выясняем, можно ли им верить

Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify. А еще подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Будем рады обратной связи — пишите нам на podcasts@rbc.ru, ответы на какие вопросы вы не смогли найти и кого из экспертов хотели бы услышать у нас в подкасте.

Если вы придерживаетесь принципов осознанного потребления, то наверняка обращаете внимание на экологическую маркировку. Экологическую сертификацию сейчас проходят самые разные товары — продукты питания, бытовая химия, косметика, одежда, стройматериалы, древесина. По данным ВЦИОМ на осень 2021 года, 55% россиян учитывают экологичность товара при выборе, а 64% даже предпочтут более дорогой товар, если он считается безопасным для окружающей среды.

Может показаться, что значок с экологическим сертификатом — это залог того, что продукт, который мы покупаем, произведен без вреда для природы и может быть так же бережно утилизирован. Но не все так просто.

Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская, основательница бюро экологического образования «Састейнбл» и блогер.

Таймлайн выпуска

00:15 — Как на самом деле работает эко-маркировка товаров и где ее искать

2:40 — Три основные маркировки и их значение для потребителя

6:45 — Сертификация отдельных продуктов

7:40 — Как IKEA незаконно использовала древесину из Сибири

11:07 — С рыболовством все не так просто

12:42 — Как на самом деле выбирать экологичные продукты

Что такое экологическая маркировка

Экологическая маркировка — это свидетельство того, что продукт прошел соответствующую экологическую сертификацию. У каждого сертификата есть свой стандарт, по которому эксперты и проводят проверку. Критерии могут быть разные: какое сырье используют, безопасен ли состав для природы и человека, насколько экологически чистое производство, можно ли переработать упаковку продукта и так далее.

Экологическая сертификация носит необязательный характер. Производители проходят ее, чтобы продвинуть свой товар на рынке и сделать его более привлекательным для покупателей. Экомаркировка как бы сигнализирует: этому товару можно доверять.

Фото:IMAG3S / Shutterstock
Зеленая экономика Экомаркировка: зачем она нужна бизнесу и обществу

Три типа экомаркировки

Экомаркировка первого типа или сертификация по жизненному циклу. Методика сертификации учитывает весь жизненный цикл продукта: от добычи сырья до переработки упаковки. Большая часть таких экомаркировок по всему миру объединена во Всемирную ассоциацию экомаркировки. Экомаркировки первого типа считаются самыми серьезными и авторитетными. Всего в мире существует около 30 экомаркировок первого типа.

В России есть только одна экомаркировка по жизненному циклу, признанная мировым сообществом и входящая во Всемирную ассоциацию экомаркировки. Это «Листок жизни». Эту маркировку на данный момент имеют порядка 150 наименований товаров. Среди них лакокрасочные и строительные материалы, бытовая химия, продукты питания и даже коньяк. Например, маркировку «Листок жизни» можно найти на продукции таких компаний как «Сады Придонья», Henkel, SPLAT и «Ступинский химический завод».

Фото:РБК Тренды
Зеленая экономика Экологичная бытовая химия: «Зеленый» подкаст РБК Тренды

Сертификацию для маркировки «Листок жизни» проводит «Экологический союз». Это первый и единственный в России орган по сертификации, имеющий право на выдачу экомаркировки первого типа. Чтобы получить экологический сертификат, производитель должен соблюдать нормы природоохранного законодательства, иметь программу снижения нагрузки на окружающую среду, развивать экологическую культуру в компании и регулярно обучать сотрудников.

В российских магазинах можно встретить также импортные товары с иностранными экомаркировками первого типа: «Голубой ангел», «Северный лебедь», «Европейский цветок», «Зеленый журавль».

Экомаркировка второго типа касается отдельных свойств продукции.

Она наносится на упаковку в виде надписей без графических знаков. Например, на продукте может быть написано «содержит вторсырье», «биоразлагаемый», «не наносит вреда окружающей среде». Такое заявление может сделать любая инстанция, которая участвовала в разработке или дистрибуции продукта. Проверить такие заявления трудно. Лишь конкретные обещания производителей, например, что продукт не содержит сульфатов, можно проверить в ходе независимой экспертизы.

Фото:Griffin Wooldridge / Unsplash
Зеленая экономика Почему биоразлагаемые пакеты ускоряют процесс загрязнения планеты

Экомаркировка третьего типа — это декларации об экологичности продукта, без заключения, насколько он экологичен. Эта маркировка выглядит как таблица на трех-пяти листах, содержащая экологически значимую информацию. Никаких значков на упаковке товара не ставится.

По сути такая маркировка вообще не касается потребителя, оценить экологичность по этому описанию может только специалист. Этот вид экомаркировки предназначен в первую очередь для обмена данными между предпринимателями.

Какие еще бывают маркировки

Есть экологические сертификаты, которые касаются оценки конкретных показателей определенных категорий продуктов. Их выдают независимые организации. Наиболее известные из них:

  • FSC (Forest Stewardship Council, Лесной попечительский совет) — древесина и продукция из нее, в том числе бумага.
  • MSC (Marine Stewardship Council, Морской попечительский совет) — рыба и морепродукты.
  • Öko-Tex — одежда и текстиль.
  • Fair trade (Справедливая торговля) — кофе, какао-бобы, шоколад, ремесленные и сельскохозяйственные продукты, часто — из развивающихся стран.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Как научиться читать экомаркировку на упаковке продуктов и вещей

Скандалы с эко-сертификатами

Летом 2021 года британская некоммерческая организация Earthsight опубликовала результаты расследования, которое выявило, что IKEA много лет покупала древесину из сибирских лесов, которая вырубалась незаконно. При этом древесина имела сертификацию FSC. Выяснилось, что лесозаготовительные компании вырубали больше древесины, чем было предусмотрено договорами аренды, и вели заготовку в защитных лесах под ложным предлогом вырубки больных деревьев. Также они незаконно использовали километры береговой полосы.

По оценкам расследователей, за последние 10 лет эти компании вырубили более 2 млн кубометров древесины в защитных лесах. А FSC продолжал сертифицировать лесоуправление на этих участках.

А годом ранее стало известно, что IKEA продавала буковые стулья из древесины, незаконно вырубленной в карпатских лесах Украины. Эта древесина также имела сертификат FSC.

В расследовании говорится, что такие проблемы могут возникать, потому что аудиторы конкурируют между собой за бизнес с лесозаготовительными компаниями, которые им платят. Это приводит к снижению качества проверок.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Экологи проследили поставки срубленного защитного леса из Сибири до IKEA

Но и до этих расследований к FSC тоже возникали вопросы. Например, в 2018 году Greenpeace, который был одним из основателей совета, вышел из него. По мнению организации, принципы и критерии FSC соблюдались далеко не всегда. В одних регионах сертификация действительно улучшила систему лесопользования, но в других — там, где высок уровень коррупции, не достигла своих целей по сохранению лесов и социальной поддержке местного населения.

MSC недавно стал одним из фигурантов документального фильма Seaspiracy режиссера Али Табризи. Он рассказывает, что промышленное рыболовство в целом очень негуманно и вредит всей экосистеме океана. И проверить, соблюдаются ли требования устойчивого и безопасного для природы рыболовства, практически невозможно. Кроме того, автор документалки утверждает, что за 20 лет существования MSC в сертификации отказали лишь паре рыболовецких компаний. А 80% дохода этой организации составляют деньги от лицензирования рыбы и морепродуктов.

Что делать, если многим маркировкам нельзя верить на 100%

  • Изучать вопрос. Чем лучше вы разбираетесь в вопросах экомаркировки, тем сложнее производителям ввести вас в заблуждение.
  • Скачать бесплатное приложение Ecolabel Guide. В нем есть полная база общепризнанных экомаркировок и отраслевых знаков и сканер с функцией их распознавания.
  • Голосовать рублем и распространять информацию о произошедших скандалах с сертификацией. Можно подписывать петиции и обращения в сертифицирующие органы и задавать им закономерные вопросы.
  • Отказываться от лишнего и покупать только то, что действительно нужно. Даже вызывающая доверие экомаркировка не должна оправдывать перепотребление.
Обновлено 11.01.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть