Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Настолки и пляжи: как бизнес помогает разобраться в сортировке отходов

Фото: coca-cola.ru
Фото: coca-cola.ru
Люди в России готовы к раздельному сбору отходов. Им просто нужно помочь разобраться в особенностях сортировки. Что для этого делают крупнейшие производители и предприятия?

Вот уже несколько лет тема защиты окружающей среды не сходит с первых полос крупных изданий. Эксперты и экоактивисты едины во мнении, что в борьбе с растущими объемом ТКО (твердых коммунальных отходов) нужно выступить единым фронтом. В противном случае экологической катастрофы не избежать.

В 2020 году в мусорных контейнерах по всей России оказалось 48,5 млн т отходов. В среднем один житель страны производит 450 кг мусора в год. На полигоны и свалки из общего количества объемов ТКО отправилось 36,1 млн т. На сжигание ушло 24,1 тыс. т, а процент переработки пока не превышает отметки в 7%. Но в ближайшем будущем все должно измениться. «Мусорная» реформа, которая заработала в 2019 году, преобразит всю систему обращения с отходами. К 2030 году на переработку должно отправляться не менее 36% ТКО.

Помочь достичь глобальных национальных целей могут жители страны. По данным последнего опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), опрошенные россияне тверды в своей решимости изучить тонкости раздельного сбора отходов (РСО). В анкетировании участвовали 1,5 тыс. человек в возрасте от 18 лет. Подавляющее большинство — 87% респондентов — признались, что готовы выбрасывать бутылки, пачки и стекло в разные контейнеры. Однако подходящей инфраструктуры рядом с местом их проживания пока нет. Такую причину озвучили 71% россиян.

Фото:Юрий Смитюк / ТАСС
Зеленая экономика Эко-сумка стимулов: как вовлечь регионы в раздельный сбор отходов

Пока государство ищет способы установки контейнеров РСО для удобства жителей, представители бизнес-сообщества уже перешли от слов к делу. Крупные предприятия и корпорации создают масштабные проекты, которые помогают разобраться, зачем и как правильно сортировать свой мусор. Как компании привлекают внимание жителей к вопросу раздельного сбора отходов? Представим ряд организаций, у которых есть чему поучиться.

«Пляж без отходов», Coca-Cola

Coca‑Cola в России уже не первый год внедряет «зеленые» инициативы. В 2021 году компания решила заняться пляжами Новороссийска. Ежегодно тысячи россиян выбирают этот город для отдыха вместе с друзьями и семьей. Чтобы сделать город еще привлекательнее для туристов, Coca‑Cola в России запустила проект под названием «Пляж без отходов» в рамках экологической программы «Разделяй с нами».

На городских пляжах установили контейнеры для РСО. За три месяца удалось собрать и отправить на переработку более 3 т отходов. Но на этом инициатива не закончилась. 29 сентября в Новороссийске открылась интерактивная экспозиция «Пляж без отходов» или Zero Waste Lab. Посетив ее, жители и гости города могут узнать о правилах сортировки отходов, экологичном образе жизни и проблеме переработки мусора в России. Там же появилась и инсталляция, которая демонстрирует этапы переработки отходов. Еще экспозицию оборудовали зонами отдыха и пунктами сбора вторсырья с бонусной программой мотивации посетителей.

Запись в facebook пользователя cocacola.russia

«Вместе с администрацией Новороссийска мы открыли новое мультимедийное пространство «Пляж без отходов». Для Coca‑Cola в России этот проект является частью глобальной стратегии «Мир без отходов»: мы поставили перед собой цель перейти на полностью перерабатываемую упаковку к 2025 году, а к 2030 году обеспечить сбор и переработку 100% упаковки, выпускаемой на рынок. Мы верим, что любая упаковка может и должна быть переработана и использована повторно. В рамках проекта «Пляж без отходов» мы создаем в Новороссийске удобную инфраструктуру для этого, рассказываем местным жителям и гостям курортного города о том, как правильно сортировать отходы, привлекаем их внимание к проблемам заботы об окружающей среде», — объяснила директор по внешним связям, коммуникациям и корпоративной социальной ответственности компании Coca-Cola в России и Белоруссии Елена Ковалева.

В первый год после запуска «Пляжа без отходов» в Новороссийске компания планирует собрать и отправить на переработку более 16 т пластика, металла и стекла. В общественных местах появилась городская мебель из переработанного пластика. Всего установили 60 контейнеров для раздельного сбора отходов, 16 информационных стендов, 20 скамеек, 12 шезлонгов, 2 качелей.

Для жителей Новороссийска и гостей города будут проводиться ежемесячные мастер-классы, которые помогут увеличить уровень экопросвещения в регионе. Новороссийск — второй город в России, где ****Coca-Cola реализовала концепцию «Город без отходов». Впервые выставочное пространство Zero Waste Lab появилось в 2020 году в Казани.

Шезлонги из переработанного пластика
Шезлонги из переработанного пластика (Фото: coca-cola.ru)

Музей из морских контейнеров, «Синергия+»

Культурная столица пополнилась новым образовательным объектом. В июне 2021 года в Санкт-Петербурге открылся проект под названием «Музей «PRO мусор». Идея социально-ориентированного стартапа пришла руководителям холдинга «Синергия+».

Музейный комплекс разместился не в помещении, а в морских контейнерах высотой в 12 м. Общая площадь музея — 1000 кв. м. Главная особенность проекта — мобильность. Здание из контейнеров можно разобрать и собрать заново. Эта функция позволяет создателям перевозить выставочный комплекс в разные города России и даже страны. Инженеры поработали и над системой утепления. Она позволяет поддерживать определенную температуру внутри помещении, вне зависимости от времени года снаружи.

Как выглядит музей
Как выглядит музей (Фото: promusorv.ru)

Посетители могут познакомиться с главной экспозицией музея «От древних времен сквозь СССР в современный мир». Создатели выставки воссоздали быт советской квартиры, придумали мусорные скульптуры, а в стенах разместили разноцветные пакеты. И все это ради одной цели — изменить привычный взгляд людей на мусор. Еще в комплексе есть:

  • научная лаборатория;
  • лекторий;
  • магазин экотоваров;
  • летняя открытая терраса;
  • экотехнопарк.

Как рассказал основатель первого в мире интерактивного образовательного выставочного комплекса PRO мусор Герман Хильченко, главная задача — популяризировать и воспитать культуру обращения с отходами с малых лет.

«Мы хотим привить простую людям мысль. Отходы — это не мусор. Это сырье для производства ценной продукции», — подытожил Хильченко.

Интервью с основателем первого в мире интерактивного образовательного выставочного комплекса PRO мусор Германом Хильченко

Экокорзины и детские площадки, P&G и «Магнит»

У каждой компании свои способы рассказать о важности раздельного сбора отходов. Procter & Gamble и розничная сеть «Магнит» объединили усилия, установив 100 экокорзин для сбора мягкой упаковки от сменных блоков шампуней и бальзамов для волос, жидкого мыла и использованных зубных щеток.

Сеть экокорзин появились в «Магнит Косметик» в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Собранная упаковка отправится на переработку. Из зубных щеток сделают шариковые ручки, а мягкая упаковка станет основой для производства плитки или скамеек.

Также в рамках партнерства двух компаний до конца 2021 года откроются еще две детские площадки из переработанного пластика: в Казани и Орле. Города стали лидерами открытого голосования в рамках программы «Подари пластику вторую жизнь». Площадки из вторсырья уже появились в Краснодаре, Дзержинске и Архангельске. На церемонии открытия в Краснодаре побывал музыкант Дима Билан.

Детские площадки создаются из вторсырья, который собирается покупателями через созданную сеть фандоматов для приема пластиковой тары. Из переработанного пластика сделаны забор, песочница, лавочки, покрытие, урны, а также частично сам детский городок.

Детская площадка из вторсырья в Краснодаре
Детская площадка из вторсырья в Краснодаре (Фото: P&G, «Магнит»)

Магнитная настольная игра, «Десятое Королевство»

Рассказывать о проблемах экологии и раздельном сборе отходов нужно детям с ранних лет. Именно в юном возрасте важно заложить экологическое сознание, простыми и понятными действиями: выбрасывать мусор только в урну, вовремя выключать свет и воду, не рвать растения, сортировать бытовые отходы, помогать бездомным животным. И все это должно происходить в игровой форме.

Этого принципа придерживался производитель игр и игрушек «Десятое Королевство». Компания выпустила настольную магнитную игру «Учимся сортировать мусор». Как говорится в описании, это экологическая игра для ребенка от трех лет. В ней есть:

  • магнитные поля-баки для сортировки мусора — 5 шт.;
  • магниты с изображением различного мусора — 60 шт.;
  • брошюра-подсказка.

Игра будет полезна не только детям, но и родителям. Вместе с ребенком сможете распределить более 60 видов мусора по пяти контейнерам, разделив отходы на пластик, бумагу, стекло, органические отходы и металл. Если возникнут трудности при игровой сортировке, то справиться с ними поможет брошюра-подсказка.

Обзор экологической игры «Учимся сортировать мусор»

Магнитная настольная игра «Учимся сортировать мусор» — это не просто игра. Это полноценное учебное пособие, из которого можно узнать не только, как сортировать, но и что происходит с отходами дальше.

Обновлено 20.10.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть