Отказ от коротких перелетов: как авиации сократить углеродный след

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay
На днях Франция отказалась от коротких перелетов внутри страны. Что это значит для отрасли и как во всем мире стараются компенсировать углеродный след от авиаперелетов — в материале РБК Трендов

Французский опыт

10 апреля парламент Франции проголосовал за отмену некоторых внутренних рейсов между Парижем и Нантом, Лионом и Бордо, которые можно заменить поездкой на поезде продолжительностью не более 2,5 часа. Первоначально планировалось запретить рейсы между городами, расстояние между которыми можно преодолеть на поезде за четыре часа, но после обсуждения в парламенте требование смягчили. Даже без новых законов восстановление рынка авиаперевозок после после пандемии до докризисного уровня ожидали только к 2024 году.

Впрочем, от некоторых рейсов на небольшие расстояния во Франции отказались еще в 2020 году — так, Air France еще год назад перестала осуществлять короткие перелеты в обмен на финансовую поддержку государства.

Французское нововведение — лишь одно из многих предложений из правительственного законопроекта о климате. Цель — сократить выбросы углекислого газа на 40% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года.

По данным международной неправительственной организации Transport & Environement, в период с 1990 по 2010 год количество рейсов по всему миру увеличилось почти в два разы, что спровоцировало на 70% больше выбросов парниковых газов в атмосферу. При этом авиаперевозки — единственный крупный источник выбросов, который был исключен из Парижского соглашения. Это означает, что их можно легко упустить из виду, особенно если учесть, что международная авиация не учитывается в кадастрах или целевых показателях выбросов какой-либо страны.

Фото:Matthew Staver / Bloomberg
Зеленая экономика Как изменение климата угрожает безопасности авиаперелетов

Артем Герасименко, урбанист, основатель Центра «Здоровые города», автор одноименного телегам-канала:

«Запрет, принятый во Франции, — это шаг маленький для экологизации авиации в целом, но большой с точки зрения экологического сознания. В плане защиты окружающей среды эффект здесь действительно будет, но не максимально возможный. Так, между самыми популярными направлениями — Парижем и Марселем — сохранилось сообщение и остался самый большой пассажиропоток.

Но эффект, который произвело это решение на рядового пассажира, неоценим. До определенного момента никто даже не верил, что такой запрет возможен: раньше подобный сценарий можно было представить только в случае банкротства и нерентабельности таких полетов. Я уверен, что в ближайшие годы мы будем видеть больше таких примеров из многих европейских стран. Следующий шаг для экологизации авиаотрасли — переход с ископаемого топлива на водородное».

Как авиация пытается быть экологичнее

Несмотря на то, что авиационная отрасль производит только 2,5% СО2 от общего количества мировых выбросов в атмосферу, в разных странах уже пытались решить проблему.

Экосбор

Правда, оппозиция критиковала эту норму, утверждая, что лучше бы от компаний требовали увеличить процент используемого биотоплива.

  • Есть экосбор и в Нидерландах — от €7,5 за пассажира. Кроме того, новый налог должен заставить путешественников отказаться от использования самолета на средних дистанциях (до 500–600 км), делая поезда более конкурентоспособными. Парламент Нидерландов в 2019 году проголосовал за запрет авиарейсов между Амстердамом и столицей Бельгии Брюсселем. Впрочем, эту меру так и не реализовали — она нарушала законодательство ЕС о свободном перемещении между странами.
  • В 2020 году правительство Австрии ввело сбор размером в €30 на авиабилеты на расстояния меньше 350 км. Национальный перевозчик Austrian Airlines получил финансовую поддержку в обмен на отказ от полетов по маршруту Вена — Зальцбург. Великобритания, Германия, страны Северной Европы и Каталония также применяют экологические тарифы к авиации. Например, правительство каталонской автономии облагает налогом выбросы оксидов азота в атмосферу, возникающие при взлете и посадке коммерческой авиации.

Отказ от перелетов

Одна из крупнейших европейских авиакомпаний — KLM — использовала идею отказа от перелетов для своего продвижения. В июле 2019 года компания KLM запустила рекламную кампанию с лозунгом «летайте ответственно».

«Когда мы начинали 100 лет назад, нашей главной заботой была безопасность. Мы не знали о нашем воздействии на окружающую среду», — говорилось в открытом письме директора авиакомпании.

На странице компании KLM называет самым эффективным методом повлиять на изменение климата использование биотоплива. В этом году KLM заявила, что до 2022 года купит 75 тыс. т биотоплива.

Фото:Jasper Juinen / Bloomberg
Зеленая экономика Поезжайте поездом: зачем KLM убеждает клиентов меньше летать

Компенсация

Многие авиакомпании используют программы компенсации, когда пассажир может доплатить за билет — а деньги от этого идут на программы по борьбе борются с глобальным потеплением. Среди компаний, которые предлагают пассажирам заплатить во время покупки билета за выбросы, крупнейшие авиалинии — в частности, Virgin Atlantic, British Airways, The Emirates и Qantas.

Лидеры по выбросам СО2

Не так давно аналитики Transport & Environment составили рейтинг общих выбросов авиакомпаний. Оказалось, что первое место в рейтинге общих выбросов авиакомпаний занимает немецкий авиаперевозчик Lufthansa — 19,11 млн т CO2, за ним следуют British Airways (18,38 млн т) и Air France (14,39 млн т). Эти же авиакомпании получили рекордную финансовую помощь от государств. Эксперты призывают пересмотреть такой шаг — по их мнению, финансовая помощь не должна предоставляться без предварительного согласия стран-членов ЕС с планом по декарбонизации авиации.

Фото:Bloomberg
Зеленая экономика Как государству продвигать экологическую повестку

Также выяснилось, что авиакомпании не несут финансовую ответственность за рейсы, начинающиеся или заканчивающиеся за пределами Европы — это позволяет не платить углеродный сбор. В случае с Lufthansa, British Airways и Air France авиакомпании не компенсируют 77%, 86% и 83% выбросов СО2 соответственно. Ирландская авиакомпания Ryanair является крупнейшим производителем выбросов на рейсах внутри Европы.

Лейбористская партия Великобритании предлагает вовсе запретить частные самолеты в Соединенном Королевстве с 2025 года. По прогнозам, именно перелеты станут главным источником выбросов в Великобритании к 2050 году. На внутренние рейсы там приходится около 5% всех авиационных выбросов страны. В основном речь идет о полетах по маршрутам длиннее 550 км. Простое копирование французской идеи сможет снизить выбросы в Великобритании лишь на 0,3%. Но если отдать только поездам маршруты по стране на расстояние до 700 км, то эффект будет совсем другим, уверены эксперты. К примеру, поездка из Лондона в Эдинбург на поезде позволит уменьшить количество выбросов на 232 кг, чем самолет, летящий по тому же маршруту. Эксперты предлагают к 2025 году совершать поездки внутри страны на расстояние до 700 км, длящиеся не более 4,5 часов, только по железной дороге. Такая политика позволит сократить выбросы внутренней авиации примерно на 35%.

Среди других предложений — задуматься о международных рейсах. 70–80% самолетов направляются из Великобритании в Европу, из них более 50% — к ближайшим соседям. Обычно дорога не превышает 1 500 км. Это расстояние можно проделать за сутки на поезде или автомобиле. А от Лондона до Бельгии, Люксембурга, Нидерландов и некоторых городов Франции не более 700 км. Между тем, в эти четыре страны из столицы Великобритании улетает около 100 рейсов в день.

Фото:AP IMAGES
Зеленая экономика Флот размером с Латвию: как лайнеры загрязняют воздух в портах Европы

Биотопливо и экологичные самолеты

Авиационная промышленность Европы запустила план Destination 2050 по достижению углеродного нейтралитета к 2050 году. В стратегии говорится, что 92% выбросов углекислого газа в авиации может быть сокращено за счет использования чистых технологий, таких как водород, гибридные двигательные установки и устойчивое авиационное топливо.

Некоторые компании уже активно используют биотопливо. Так, Hainan Airlines даже совершил трансокеанский перелет на биотопливе. Boeing 787, заправленный топливом на основе растительного масла, прилетел из Пекина в Чикаго. Горючее содержало и стандартный авиакеросин, но на 15% состояло из масла вторичного использования, которое собирали в кухнях ресторанов Китая.

  • Finnair еще четыре года назад запустил трансатлантический рейс Хельсинки — Нью-Йорк, выполнявшийся на новых самолетах, использовавших биотопливо. Кроме того, при покупке билета на рейсы авиакомпании можно оплатить биотопливо, которое будет использовано на рейсах авиакомпании. С помощью этого сервиса можно перевести любую сумму и на другую инициативу перевозчика — например, на развитие проекта по улавливанию углерода и посадку деревьев.
  • Singapore Airlines тоже борется за сокращение выбросов, в том числе за счет использования новых моделей самолетов, более эффективных схем полетов и организации воздушного движения.
  • EasyJet ранее уже объявила о закупке большой партии экологичных аэробусов A320 Neo. Новые самолеты производят на 15% меньше СО2 и потребляют на 15% меньше топлива.
  • У самого Airbus тоже далеко идущие планы — так, концерн поставил цель создать к 2035 году первый самолет с нулевым выбросом вредных веществ.
  • KLM разрабатывает самолет «Flying V» со сниженным общим весом и аэродинамическим сопротивлением. Он может вмещать столько же пассажиров, сколько и новейшие Airbus, но при этом будет на 20% экономичнее.
  • Еще одна экологичная разработка — водородно-электрический самолет ZeroAvia. Самолет сможет принять на борт до 20 пассажиров и пролетит около 500 миль (около 800 км), так что он может стать опцией для местных рейсов.

«Более эффективные новые самолеты не приведут к общему сокращению авиационных выбросов, если они будут продолжать сжигать ископаемое топливо, а водородные самолеты еще не будут готовы к выходу на рынок. Правительства и промышленность должны сосредоточиться на финансировании и внедрении биотоплива, у которого уже есть значительный промышленный и экологический потенциал», — заявил Джо Дарденн, менеджер по авиации T&E.

Углеродный калькулятор и Flygskam: что делать потребителям

Популярное слово Flygskam, которое буквально переводится со шведского как «стыдно летать», соответствует новым тенденциям. Молодые европейцы сознательно отказываются от пользования самолетами.

Если совсем отказаться от полетов не получается, можно сделать осознанный выбор, используя индекс авиакомпаний «Атмосфера», который сравнивает и ранжирует углеродную эффективность 200 крупнейших авиакомпаний мира.

Цель индекса — сделать климатическую эффективность фактором конкуренции между авиакомпаниями. В индексе каждая авиакомпания получает от 0 до 100 баллов эффективности, в зависимости от длины полета (короткий, средний и длинный). Этот инструмент позволяет пассажирам сравнивать авиакомпании, предлагающие рейсы по конкретным направлениям, и выбирать авиакомпанию, которая производит наименьшее количество выбросов CO₂.

Чтобы узнать свой углеродный след, можно воспользоваться калькуляторами, который запустили многие авиакомпании. Рассчитать свой экослед от авиаперевозок можно здесь.

Есть свои калькуляторы и у Air France, Delta Airlines, Emirates и других. Пассажиры «Аэрофлота» рассчитать объем своего негативного воздействия могут по этой ссылке.

Авиакомпании при этом активно стараются компенсировать нанесенный экологии ущерб — раздают пледы из переработанного пластика, вводят раздельный сбор на борту, предлагают веганские блюда и отказываются от печатной продукции.

При всем этом авиаотрасль остается крайне неэкологичной даже в мелочах. Например, «безбагажная» стратегия последних лет, когда билет без багажа стоит намного дешевле билета с багажом.

«Разумеется, многие летят только с ручной кладью, после чего покупают необходимое в городе прибытия — от пены для бритья до туристической палатки. И перед обратным рейсом выбрасывают вещи, которые могли бы служить много дольше, — просто потому что это дешевле, чем платить авиакомпании за багаж. Вот и получается, что пока весь мир стремится к осознанному потреблению, авиакомпании всячески этому препятствуют. Можно сколько угодно пересаживаться на электромобили, но какой в этом толк, если над тобой люди летают из Москвы в Мадрид через Афины?» — уверен блогер Кирилл Бегун.

Обновлено 19.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть