Как онлайн-магазину наладить сбор и переработку упаковки от продавцов

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Ozon — российский маркетплейс, работает на рынке с 1998 года. По итогам 2020 года оборот площадки составил более 195 млрд руб., количество заказов — 73,9 млн.

Задача

Сократить количество отходов, соблюсти экологические стандарты и помочь продавцам отправить упаковку на переработку.

Предпосылки и мотивация

В индустрии e-commerce большая часть отходов возникает еще до передачи заказа клиенту, говорит менеджер по экологической безопасности Ozon Кира Каменева. По ее словам, речь идет в первую очередь об упаковке продавцов и поставщиков, в которой товары поступают в логистические центры.

Решение

Организовать сбор, подготовку и вторичную переработку упаковки от продавцов в рамках программы Ozon Recycle.

Реализация

Программа Recycle стартовала в 2014 году и до 2018 года действовала только в фулфилмент-центре компании в Тверской области. Сейчас в проекте задействовано более 20 объектов — сортировочных центров и фулфилмент-фабрик. Здесь выделены специальные зоны, где гофроупаковка и стретч-пленка собираются, кипуются с помощью прессов и отправляются на переработку.

По словам Каменевой, в проекте участвуют более 20 компаний-партнеров, которые занимаются вывозом упаковки и ее отправкой на переработку. Как правило, они также берут на себя установку прессов на объектах. Но в 2020 году Ozon поставила первый собственный пресс на новой фулфилмент-фабрике в Ростове-на-Дону. Также в фулфилмент-центре в Хоругвино (Московская область) разместили «треш-конвейер». Он позволяет отправлять гофрокартон и пленку в зону прессования сразу после распаковки, не тратя времени на перемещение отходов по складу. Собранное вторсырье перерабатывается на бумажных комбинатах. Например, из-под Твери оно отправляется на Каменскую бумажно-картонную фабрику.

Летом 2020 года программу Recycle распространили на клиентскую упаковку. Покупатели часто открывают заказы прямо в пункте выдачи и оставляют отходы на месте, в итоге там скапливается много картона и стретч-пленки. Теперь в собственных пунктах выдачи Ozon персонал нарезает и складывает оставленные клиентами коробки. А курьерская служба забирает упаковку вместе с клиентскими возвратами и отвозят ее в сортировочные центры. Пока проект работает в пилотном режиме на территории Московского региона.

Результаты

По итогам 2020 года доля отходов, отправленных на переработку, составила 68%. При этом вторсырье (гофрокартон и стретч-пленка) перерабатывается на 100%. Благодаря проекту компания соблюдает экологические стандарты и меньше тратит средств на захоронение отходов, отмечают в Ozon.

Планы и перспективы

Проект расширяется по мере развития логистической инфраструктуры компании. Во всех новых крупных логистических центрах в 2021 году Ozon планирует устанавливать прессы для кипования вторсырья.

Московский опыт по утилизации клиентской упаковки планируют протестировать в других субъектах России, начиная с Приволжского региона.

Обновлено 11.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть