«Фантастик Пластик»: 13 дизайнерских предметов из переработанных отходов

Фото: Московский музей дизайна
Фото: Московский музей дизайна
Каждую секунду в мире производят 20 тыс. пластиковых бутылок. 50% утилизируют, 7% перерабатывают, остальные идут на свалку и в океан. Но иногда пластик становится не только причиной экокатастроф, но и предметом искусства

«Фантастик Пластик» — второй выставочный проект Московского музея дизайна в пространстве Новой Третьяковки. В нем принимают участие 40 зарубежных и российских дизайнеров. В экспозиции представлено более 300 объектов, созданных из переработанного и вторично использованного пластика. После вынужденного перерыва, вызванного второй волной пандемии коронавируса, выставка вновь открылась 21 января и продлится до 30 мая 2021 года. Ниже мы рассказываем о наиболее ярких экспонатах проекта.

1. Сумки Polyarus

Дизайнер, основательница бренда Polyarus — Александра Полярус — более пяти лет шьет сумки и рюкзаки из нетканых баннеров, ремней безопасности, автомобильных и велосипедных камер. Один из самых больших ее проектов — сотрудничество с компанией Adidas. После Чемпионата мира по футболу 2018 года у Adidas осталось 2 тыс. кв. м баннеров, которые они хотели использовать вторично. Так появились шоперы Polyarus из переработанных рекламных растяжек — подарки спортсменам, клиентам и партнерам. Александра также создавала проекты для Русского музея, «Газпром нефти» и Сбербанка.

Сумки Polyarus
Сумки Polyarus (Фото: Московский музей дизайна)

2. Военно-морской стул № 111

Emeco — американская компания по производству стульев, большая часть которых изготавливается из переработанных материалов вручную. История предприятия уходит корнями в 1944 год, когда был спроектирован первый «Военно-морской стул» (Navy Chair) для ВМС США. Тогда модель выпускалась из переработанного алюминия, ведь в ходе Второй мировой войны этот материал стал дефицитным. Признанный иконой дизайна, «Военно-морской стул» производится до сих пор. В 2010 году компания Coca-Cola предложила Emeco сотрудничество, чтобы уменьшить количество пластиковых бутылок, попадающих на свалки. В результате появилась новая модель этого стула из современного вторсырья — пластика. На каждый стул уходит 111 использованных бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТ). С момента презентации модели продано более 270 тыс. стульев, то есть спасено около 30 млн бутылок.

Navy Chair 111
Navy Chair 111 (Фото: Московский музей дизайна)

3. Кроссовки Futurecraft и Primeblue

Parley — это общественное движение, которое хочет изменить потребительское отношение людей к планете, сформировать экологическую сознательность через образование и взаимодействие. На протяжении многих лет оно привлекает известные компании и творческих людей, чтобы повысить информированность общества о том, сколь серьезна проблема накопления пластика в океанах. Parley ведет активную деятельность по очистке океанских вод и сотрудничает с коммерческими фирмами, подыскивая применение собранному пластику.

Одним из партнеров Parley стала немецкая корпорация Adidas, принявшая на себя обязательство снижать вред, наносимый их производством природе. В первую очередь это касается использования полиэстера, который очень распространен в спортивной индустрии благодаря своим характеристикам: он быстро сохнет и мало весит. В 2019 году большинство футболок и кроссовок Adidas было изготовлено по экологически рациональным технологиям, а в некоторых специальных коллекциях, созданных в сотрудничестве с Parley, все изделия на 75% состоят из вторичного полиэстера. В 2020 году компания представила экологичную коллекцию PrimeBlue. Это спортивные топы, футболки, легинсы, шорты и кроссовки из переработанного материала, который содержит 50% океанского пластика. Другие дизайнеры — в частности, англичанка Стелла Маккартни — также присоединились к движению Parley.

Кроссовки из переработанного пластика
Кроссовки из переработанного пластика (Фото: Московский музей дизайна)

4. Коллекция одежды «Сырье для защиты океанов» Bionic

Bionic производит высококачественные ткани и полимеры из пластика, собранного в разных водоемах и на их берегах. Разработанная компанией «бионическая пряжа» (Bionic Yarn) универсальна: ее можно использовать как самостоятельную нить или в составе тканей для чемоданов, ковров, обуви, автомобилей, купальников, веревок и других изделий. Bionic сотрудничает с такими брендами, как Timberland, Hunter Douglas, Moncler и Chanel. Рэпер Фаррелл Уилльямс, по совместительству креативный директор Bionic, создал несколько коллекций для нидерландского бренда G-Star RAW. Название джинсовой коллекции 2015 года — «Сырье для защиты океанов» («RAW for the Oceans») — обыгрывает само название марки. Все эти модели сшиты из «бионической пряжи» с высоким содержанием переработанного океанического пластика.

Коллекция RAW for the Oceans
Коллекция RAW for the Oceans (Фото: Московский музей дизайна)

5. Скейтборды из переработанных рыболовных сетей Bureo

Компания Bureo сотрудничает с рыбаками, живущими на побережьях Южной Америки, и превращает выброшенные рыболовные сети в качественные потребительские товары: скейтборды, солнцезащитные очки, элементы настольных игр, мебель и многое другое. Исследования показали, что неводы и сети составляют 10% океанского пластика и представляют серьезную угрозу для морских обитателей и подводных экосистем. Производственный процесс в Bureo начинается со сбора утилизируемых рыболовных сетей силами чилийских прибрежных общин. Сырье очищается и сортируется по типам. Подготовленные материалы измельчаются и сплавляются в гранулы, которые затем формуются, становясь новым продуктом. В партнерстве с Carver компания Bureo разработала два скейтборда. Их деки полностью изготовлены из сетей. Для производства модели Minnow Cruiser требуется около 3 кв. м вторсырья, для Ahi Performance Cruiser — приблизительно 5 кв. м.

Скейтборд Bureo x Carver
Скейтборд Bureo x Carver (Фото: Московский музей дизайна)

6. Переработанный нейлон Econyl

Под маркой Econyl производится революционный материал для индустрии моды и дизайна интерьеров — регенерированный нейлон, или эконил. Из этих нитей, идентичных первичному брендированного нейлону, получаются чрезвычайно прочные купальники, сумки и ковры. Известные марки, среди которых Prada, Burberry, Adidas и H&M, используют восстановленный нейлон для создания продуктов, которые можно без потери качества перерабатывать снова и снова. Производство эконила начинается со сбора отходов — рыболовных сетей, ковровых покрытий, тканей и промышленного пластика — по свалкам всего мира, из морей и океанов. Вторсырье сортируется и очищается, чтобы извлечь из него максимум нейлона, а благодаря интенсивному процессу регенерации нейлоновые отходы возвращаются к исходному уровню чистоты. Каждые 10 тыс. т нитей Econyl позволяют сэкономить 70 тыс. барр. нефти и сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 57,1 тыс. т.

Рюкзак Econyl x Prada
Рюкзак Econyl x Prada (Фото: Московский музей дизайна)

7. Дождевики Plastic Doom

Галина Ларина — графический дизайнер, иллюстратор, исследователь, экоактивист и создатель бренда Plastic Doom, который специализируется на вторичном использовании полиэтиленовых пакетов для создания новой функциональной одежды, аксессуаров и предметов интерьера. Основные идеи бренда — осознанное потребление, переработка отходов и разумное отношение к природным ресурсам. Галина сама изготовила машину по плавке пластика. В качестве сырья в ней используются полиэтиленовые пакеты, собранные в общественных заведениях. Методом сплавки из них производятся дождевики, панамы, зонты, рюкзаки и даже мебель. Первая коллекция дизайнера была показана на территории креативного пространства «Хлебозавод» в Москве, после чего стала частью выставки Wearable Expressions в Калифорнии. Созданные в рамках проекта изделия также экспонировались в Лос-Анджелесе (США), Тбилиси (Грузия) и Эйндховене (Нидерланды).

Дождевик по дизайну Галины Лариной
Дождевик по дизайну Галины Лариной (Фото: Московский музей дизайна)

8. «Народный павильон» Overtreders W и Bureau Sla

Overtreders W — амстердамское агентство пространственного дизайна, основанное в 2006 году Рейндером Баккером и Хестер ван Дейк. Bureau SLA архитектора Петера ван Ассе существует с 2002 года и также находится в Амстердаме. Главным местом встреч и центральной дискуссионной площадкой на Голландской неделе дизайна в 2017 году стал «Народный павильон» (People’s Pavilion). Получив заказ на проектирование объекта, Overtreders W и Bureau SLA предложили неординарный подход к «зеленому строительству». Все материалы, необходимые для создания павильона площадью 250 кв. м, взяли в аренду на девять дней. Принцип «100% взаймы» предполагал, что детали нельзя ни привинчивать, ни склеивать, ни сверлить, ни пилить: они должны были вернуться к хозяевам неповрежденными. Детали скреплялись между собой ремнями и стальными лентами. Черепицу изготовили из бытовых пластиковых отходов по собственному проекту Bureau SLA и Overtreders W. «Народный павильон» тем самым открывает новые перспективы в «зеленой архитектуре»: выразительный дизайн в нем сочетается с формированием новых социальных партнерств и применением технологий интеллектуального строительства.

«Народный павильон»
«Народный павильон» (Фото: Московский музей дизайна)

9. Пресс для переработки пластиковых отходов

Буляш Тодаева — промышленный дизайнер, инженер в области устойчивого развития, сооснователь студии Birzha и автор zerowaste.lab. Проект Тодаевой «Press Plastic» — пресс для переработки пластиковых отходов в листовой материал — стал победителем конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2020. Цели проекта — разработка технических и организационных решений на предприятиях для перехода к экономике замкнутого цикла, минимизация отходов производства. В экспозиции представлены готовые изделия — результат экспериментов с переработанным пластиком: мебель, аксессуары и прочие предметы искусства и дизайна.

Листы из переработанного пластика проекта Press Plastic
Листы из переработанного пластика проекта Press Plastic (Фото: Московский музей дизайна)

Барный стул с обивкой от Press Plastic
Барный стул с обивкой от Press Plastic (Фото: Московский музей дизайна)

10. Мебель и светильники из отработанного нейлона Hot Wire Extensions

Молодой экологичный бренд, основанный в Лондоне швейцарским дизайнером Фабио Андри, внедряет совершенно новый способ производства на базе своих экспериментов с материалами и методами проектирования. В этом процессе участвует отработанный нейлоновый порошок — отходы выборочного лазерного спекания (SLS) при 3D-печати. Обычно он используется несколько раз, а потом выбрасывается.

Этажерка Hot Wire Extensions из переработанных материалов
Этажерка Hot Wire Extensions из переработанных материалов (Фото: Московский музей дизайна)

Внутрь контейнера, заполненного смесью кварцевого песка и нейлонового порошка, помещают нихромовую проволоку. Через нее пропускают электрический ток — нейлон оплавляется и принимает заданную форму. Так сыпучее вещество превращается в твердый, безупречно спаянный материал, подобный кости. Эта технология открывает безграничные возможности для создания объектов самых разных форм, размеров и назначения. Hot Wire Extensions делает мебель, светильники, скульптуры и пространственные инсталляции, а также выполняет специальные заказы. Среди клиентов Фабио Андри — государственные учреждения, галереи дизайна, магазины и частные лица.

11. Проект The New Raw «Напечатай свой город»

Исследовательская дизайн-мастерская The New Raw расположена в Роттердаме. Основатели студии стремятся замкнуть производственные циклы, сократить выброс углекислого газа, сплотить сообщество и поддержать местных производителей. Залог устойчивого будущего они видят в сочетании дизайнерского мышления, тщательного изучения материалов и роботизации производства. «Напечатай свой город» — это эксперимент по использованию пластиковых отходов при проектировании городского пространства. Само название проекта призывает к действию, объединяет людей с целью совместной переработки пластика и превращения его в сырье, из которого посредством 3D-печати производится мебель для общественных мест.

Напечатанные на 3D-принтере парковые скамейки проекта The New Raw
Напечатанные на 3D-принтере парковые скамейки проекта The New Raw (Фото: Московский музей дизайна)

Все предметы эргономичны и оснащены дополнительными функциями — предусматривают, например, велопарковку. Первым продуктом, выпущенным в рамках проекта, стала скамья ХХХ, разработанная по заказу муниципалитета Амстердама. На изготовление одной скамейки уходит ровно столько пластиковых отходов, сколько производит в год среднестатистическая пара амстердамцев. Кроме того, проект продемонстрировал свой потенциал в Салониках (Греция) в рамках акции «Безотходное будущее», организованной компанией Coca-Cola. Мастерская The New Raw представила там инсталляцию из предметов уличной мебели.

12. Коллекция одежды Rethinking

В рамках проекта «Rethinking» Джейкоб Якубов — художник, галерист и основатель бренда Who I am — исследует потенциал переработанных материалов. «Rethinking» («Переосмысление») — так называлась проходившая в его галерее выставка, где были представлены скульптуры Катерины Садовски и Лилии Ли-Ми-Ян, а также капсульная коллекция одежды, созданная художницами совместно с Who I am. Вещи из этой коллекции частично или полностью изготовлены из вторсырья. Активно применялся синтетический материал Biflex из переработанных волокон: из него сделаны платье и комбинезон. Прозрачный плащ выполнен из вторичной ПЭТ-пленки. Рубашка и платье из органзы декорированы пайетками из ПЭТ-листов: такие обычно используют для наружной рекламы. Проект «Rethinking» побудил художников обратиться к новым для них материалам, и в этом контексте пластик воспринимается уже не как проблема, а как ресурс для творчества.

Прозрачная рубашка из переработанного пластика
Прозрачная рубашка из переработанного пластика (Фото: Московский музей дизайна)

13. Часы, наполненные океаническим микропластиком

Нил Броди с 2016 года использует вторичный пластик, преобразованный в авторский материал — «океанский терраццо». Материал этот производится по той же технологии, что и обычный терраццо, но вместо гранитной или мраморной крошки Нил утапливает в смолу сотни крошечных кусочков пластика. Так он создает покрытия для своей коллекции мебели.

«Песочные» часы Capsule
«Песочные» часы Capsule (Фото: Московский музей дизайна)

В 2019 году Нил представил «Капсулу» («Capsule») — современные песочные часы, наполненные кусочками микропластика, найденными в Тихом океане. Это скорее приглашение к диалогу, нежели функциональный объект. Художник хочет напомнить зрителю, как мало у нас времени, чтобы спасти планету. Создавая такие объекты, Нил выступает в роли экологического активиста и призывает людей сознательно относиться к использованию природных ресурсов.


Подпишитесь на наш «Зеленый» канал в Telegram. Публикуем свежие исследования, эко-новости и советы, которые помогут жить, не вредя природе.

Обновлено 11.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть