Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Мусорные свалки, пластиковое загрязнение, изменение климата — все эти проблемы говорят о необходимости экопросвещения. В Европе экокультуру начинают прививать с детского сада. Как с этим обстоят дела в нашей стране?
1

Кто регулирует экологическое просвещение?

Понятие экологического образования и просвещения в России закреплено в нескольких официальных документах. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» есть пункт о формировании основ экологической культуры у школьников.

Экологическая культура, развитие экологического образования и воспитания прописаны в распоряжении Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года». Экологическое просвещение декларируется и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ. Им должны заниматься, помимо образовательных учреждений, также СМИ, местное самоуправление и учреждения культуры.

Все эти нормы носят скорее рекомендательный характер, поэтому в российских школах не сложилась устойчивая практика экологического образования. Ожидается, что экологическая культура у школьников формируется через смежные с экологией предметы или внеклассную деятельность.

2

Как на самом деле выглядит экопросвещение в школах

Сейчас школы могут вводить курс экологии по своему усмотрению, так как по тому же образовательному стандарту экология – интегрированный предмет, то есть, не обязательный, а дополнительный. В России нет единой государственной политики в этой сфере. Впрочем, и общественный запрос на экологическое образование пока остается на довольно низком уровне.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Как менялось отношение к проблемам экологии в России за последние 20 лет

Зачастую основы экопросвещения фрагментарно даются на предметах вроде биологии, географии или окружающего мира. Экологическим проблемам может уделяться пара глав в учебнике или вовсе несколько абзацев, поэтому учитель отводит на эту тему один-два урока. За это время у детей не успевает сформироваться системное и целостное представление о том, как человек влияет на природу.

3

Что изменилось за последний год?

На экологическое образование в школах сильно повлияла пандемия. Когда школьники ушли на удаленный формат обучения, отменились все экопросветительские мероприятия, а экоуроки отошли на второй план.

Сегодня экологическое просвещение школьников зависит во многом от инициативы отдельных учителей и директоров. Если в школе появляется предмет «экология», то он будет лишь дисциплиной по выбору. Но чтобы появилась такая возможность, учитель должен проявить личное желание и приложить усилия.

Это подтверждает Мария Можаева, учитель биологии «Хорошевской» школы в Москве. По ее словам, экопросвещение в школе зачастую является дополнительной нагрузкой, поэтому за него берутся лишь учителя-энтузиасты.

«Я считаю, что нужен отдельный курс по экологии, хоть он так или иначе встроен в биологию, географию и химию. Но если экологию вернут обратно, я буду только счастлива. Однако есть сложность в том, как это правильно осуществить, так как дети перегружены», – говорит педагог.

В самой школе экологическое воспитание проводят как на смежных уроках, так и через проектно-исследовательскую деятельность, например, изучение загрязнения окружающей среды около школы. Учителя организовывают экскурсии в зоопарк и ботанические сады. Они также вместе с учениками ездят на Белое море и на Кавказ. В здании школы стоят контейнеры для раздельного сбора отходов, а каждый год школьники собирают пожертвования на охрану редких видов животных во время рождественской ярмарки.

4

Роль НКО в экопросвещении

Большую роль в экообразовании среди школьников играют некоммерческие организации. Чтобы облегчить для учителей подготовку к урокам по экопросвещению, движение «ЭКА» в 2014 году запустило проект «Экокласс». Его задача в том, чтобы дать педагогам уже готовые методические материалы: тесты, конкурсы, квесты, видеоролики, плакаты и презентации. Всю информацию учителя получаются бесплатно, имеется разбивка по разным возрастам и темам. Сейчас на портале более 35 интерактивных уроков, которыми воспользовались 90 тыс. учителей по всей России.

«Учителя благодарят нас за уроки, так как им удается выполнить требования государственного стандарта, который предписывает необходимость формировать экологическую культуру. Стандарт есть, но дальше учителя ничем не снабжают и никак не готовят. Наши уроки решают эту задачу», — рассказывает Татьяна Честина, председатель правления движения «ЭКА».

По ее словам, сейчас важно готовить учителей и методики преподавания не только по смежным с экологией предметам, но также распространять экологическое просвещение на другие дисциплины. Необходимо выработать систему образования для устойчивого развития, а не относится к экологии только как к части биологии.

Это может стать альтернативой обязательному предмету по экологии. Такой подход применяют в некоторых странах Европы. Он формирует у школьников экологическую ответственность и метанавык экологического мышления, который помогает понять, что в мире все взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы.

5

Федеральный проект по экопросвещению

Разговоры о возвращении экологии в качестве обязательного предмета в школы идут не первый год. В 2018 году депутаты комитета Госдумы по экологии и окружающей среде уже обсуждали внесение изменений в закон об образовании. Общественная рабочая группа при Минприроды выступила за обязательное введение дисциплины по экологии и отдельного ЕГЭ.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Власти готовят поправки в нацпроект «Экология». Как сильно он изменится?

Летом 2020 года вице-премьер Виктория Абрамченко рассказала, что в нацпроекте «Экология» появится новый федеральный проект по экологическому просвещению. Позже это подтвердил и глава Минприроды Александр Козлов. Пока до конца неясно, как именно он будет выглядеть. Остается открытым вопрос о том, кто будет отвечать за федеральный проект.

«Если за него будет отвечать только Минприроды, то он окажется неэффективным, — говорит Татьяна Честина из движения «ЭКА». — Проект должен быть межведомственным. За школы отвечает Минпросвещения, за ВУЗы — Минобрнауки. Если говорить про экопросвещение взрослых, то должно подключаться Министерство цифрового развития, которое отвечает за массовые коммуникации и СМИ. Эффект будет зависеть от того, как будет налажено межведомственное взаимодействие. Оно пока, к сожалению, отсутствует».

Само движение «ЭКА» предложило свои рекомендации по тому, как сформировать государственную систему непрерывного экологического образования. Например, туда входят обязательный курс по основам устойчивого развития для студентов всех специальностей в средне специальных и высших учебных заведениях, обучение детей в контакте с природой, начиная с детского сада, и другое.

Обновлено 28.07.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть