Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Почему глава Amazon вкладывает миллиарды в борьбу с изменением климата

Фото: Shutterstock, Paul Morigi / Getty Images
Фото: Shutterstock, Paul Morigi / Getty Images
Джефф Безос серьезно относится к борьбе с изменением климата. В 2020 году его компания запустила венчурный фонд в размере $2 млрд для инвестиций в технологии, сокращающие выбросы. Но так ли у Amazon все экологично?

Amazon — онлайн-магазин, сферы влияния которого распространились в других индустриях. Теперь компания является крупнейшим поставщиком облачных услуг и системы «умного» дома, дизайнером одежды, рекламной и продюсерской площадкой в телевидении и кино, издателем книг и владельцем краудсорсинговой платформы. Рыночная капитализация Amazon на январь 2021 года превышает $1,5 трлн, а ее основатель Джефф Безос является богатейшим человеком на Земле.

«Зеленые» планы Amazon

Средства из заявленного Amazon фонда в размере $2 млрд будут направлены на поиск новых технологий с наиболее экологичными решениями для хранения, транспортировки и производства энергии. Которые также можно будет внедрять в деятельность самой компании.

Профессор менеджмента Калифорнийского университета в Дэвисе Пол Гриффин говорит, что эффективность фонда будет зависеть от того, как инвестируются деньги, и насколько прозрачна информация о влиянии и расходах.

«Мы могли бы услышать яркие объявления о присужденных средствах, но не стоит забывать, что мероприятие создано негосударственной организацией, поэтому мы не можем видеть много информации о реальных делах и реальных результатах. Кроме того, добровольная отчетность, которую мы увидим, будет так или иначе предвзятой, чтобы репутация Amazon выглядела хорошо», — отметил Гриффин в разговоре с изданием The Telegraph.

При этом стоит отметить, что этот фонд не является благотворительной акцией Amazon. И то, что одна из ведущих корпораций мира намерена именно инвестировать $2 млрд, говорит о потенциале отдачи от «зеленых» инвестиций, стимулируя дальшейшее внедрение устойчивых технологий в бизнес.

Еще до этого, в феврале 2020 года, Безос объявил о взносе в размере $10 млрд от своего имени в фонд по финансированию ученых, занимающихся разработкой технологий по борьбе с изменением климата. Также компания Amazon построила около 100 тыс. электромобилей Rivian, а к 2040 году хочет добиться углеродной нейтральности своего бизнеса.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Что такое углеродная нейтральность

В 2020 году Безос купил право на название хоккейного стадиона в Сиэтле. Чуть позже компания сообщила, что переименует его в Climate Pledge Arena — «Стадион климатических обязательств».

«Вместо того, чтобы называть его Amazon Arena, мы называем его Climate Pledge Arena, как регулярное напоминание о неотложной необходимости принятия мер по борьбе с изменением климата», — прокомментировал миллиардер решение в своем Instagram:

Перспективы «зеленых» технологий

Данные исследовательской фирмы Pitchbook показали, что в 2018 году стартапы в сфере экологически чистых технологий в США привлекли от венчурных инвесторов более $7,1 млрд, что довольно внушительно для развивающегося направления.

Если же говорить не о венчурном рынке, а о корпорациях, такие вложения позволяют нарастить эффективность бизнеса, помочь ему подготовиться к последствиям изменения климата, а также выстоять в условиях кризиса и пандемии коронавируса. В случае с Amazon можно привести пример Zoox — стартапа по производству беспилотных автомобилей. Основанная в 2014 году, компания затем была куплена Amazon, в соответствии с планами Безоса по созданию экологически чистых способов доставки товаров для покупателей.

Отсюда возникает надежда на то, что аналогичные шаги будут предпринимать и другие мировые корпорации, мотивированных как финансовыми, так и имиджевыми преимуществами экологичности.

Например, глава одного из крупнейших в мире инвестфондов Blackrock Ларри Финк в 2020 году признал в письме клиентам, что изменение климата ускорит «фундаментальную перестройку финансов».

Фото:Bloomberg
Зеленая экономика «Зеленое» будущее банков: принципы устойчивого развития в финансах

Кстати, мода на «зеленые» инвестиции последних лет — это не новинка, а в какой-то мере возрождение тренда 15-летней давности. По подсчетам экспертов Pitchbook, в период с 2006 по 2008 год вложения венчурного капитала в сектор «зеленых» технологий США выросли на 137%, но в конечном итоге эта история прекратилась после финансового кризиса 2008 года.

Все ли так идеально у самой Amazon?

На деле, собственные экологические показатели компании вызывают критику не только многих исследователей, но и самих работников Amazon. Рост продаж в 2019 году на 20% сопровождался увеличением выбросов углекислого газа на 15% (6,77 млн т) за тот же период.

Также остаются вопросы о реальном значении нескольких миллиардов долларов для компании, стоимость которой перешагнула за $1,5 трлн (капитал самого Безоса оценивается на 18 января 2021 года в $181 млрд).

Уже больше года, сформировав группу под названием Amazon Employees for Climate Justice, сотрудники Amazon настаивают на том, чтобы компания серьезнее относилась к проблеме климата. Их целью является совмещение широкого выбора, быстрой доставки с идеями устойчивого развития. Отношения между основателем компании и этим движением оказались не самыми гладкими, есть даже слухи о череде увольнений, что вызывает множество вопросов.

Пока картинка далека от идеала. «Amazon уделяет приоритетное внимание росту и продажам, а не сокращению выбросов CO2. Компания до сих пор не доказала, что ее бизнес-модель может отвечать принципам устойчивого развития», — заявила группа после объявления о создании фонда.

Но все-таки амбиции компании по сокращению своего углеродного следа значимы. Amazon надеется к 2025 году обеспечить 100% своей операционной деятельности «чистой» энергией. А к 2030 году — свести к нулю выбросы углерода во всех поставках.

В эпоху глобализации пример Amazon является исторически важным для компаний всех масштабов. Стремление к устойчивому развитию и экологизации производства — лишь развивающееся направление для бизнеса.


Подпишитесь на наш «Зеленый» канал в Telegram. Публикуем свежие исследования, эко-новости и советы, которые помогут жить, не вредя природе.

Обновлено 18.01.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть