Об авторе: Александр Чулок, профессор, д.э.н., директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Что такое тренд и как долго он живет
Определений трендов очень много, но вот базовое, рабочее, которое используют исследователи, занимающиеся форсайтом
Тренд — это устойчивая тенденция, наблюдаемая в настоящее время, и действие которой сохранит влияние на рассматриваемый объект в будущем.
Очень важно, что должно быть некоторое действие. Например, многие говорят, что старение населения, новые материалы или изменение климата — это тренд. А разве раньше климат не менялся? Новые материалы применяли в Древнем Египте при строительстве пирамид. Да и стареем мы с тех пор, как нас выгнали из Эдема.
То есть должно быть какое-то действие, то, что мы используем в наших практических интересах. Например, мы должны наблюдать ускорение или замедление старения населения или усиление значимости эффектов изменения климата, появление или широкое распространение материалов с программируемыми свойствами.
И следующее, что очень важно, — это некоторые преломления тренда на объект, например использование нейросетей и ИИ в медицине или бетона с добавлением графена — в строительстве. Так что определение тренда тоже очень важно, чтобы оно само за себя говорило, потому что часто трендами считают отдельные направления, и дальше это вызывает много вопросов. Я за то, чтобы в одном коротком и емком предложении уже было понятно, что происходит.
Подходов к классификации трендов много:
-
Маркетологи традиционно использовали так называемый PEST-анализ (политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological) факторы).
-
Позже он был модернизирован в STEEPVL-подход (социальные (Social), технологические (Technological), экономические (Economic), экологические (Ecological), политические (Political), ценностные (Values) и юридические (Legal) факторы).
-
Сейчас в большинстве наших форсайт-исследований мы применяем классификацию STEEPVLE (Социальные (Social), технологические (Technological), экономические (Economic), экологические (Ecological), ценностные (Values), юридические (Legal) и энергетические (Energy) факторы), что позволяет обеспечивать охват трендов в 360 градусов.
Ключевые методы трендвотчинга
Конечно, динамика развития трендов может быть разная. Самый известный — цикл хайпа, ежегодно составляемый консалтинговой компанией Gartner, так называемый Hype Cycle. Однако экономисты давно уже знают так называемую S-образную кривую, на базе которой она основывается.
Есть еще несколько подходов: к развитию технологий, например, применим так называемый уровень готовности технологии, Technology Readiness Level (TRL). Но в настоящий момент мы понимаем, что развитие трендов действительно нелинейно, могут быть и различные сторонние эффекты, и в какие-то временные области, зоны тренды и их развитие могут ускоряться или замедляться. Например, насчет того же ИИ — некоторые исследователи говорят про переход в эпоху так называемой мягкой сингулярности уже в ближайшие пять лет, а ряд консервативно настроенных экспертов предупреждают о ненулевой вероятности наступления «ИИ-зимы», когда излишний оптимизм технократов может не оправдаться.
И для того, чтобы отследить всю эту динамику, нужны действительно серьезные инструменты, позволяющие комбинировать количественные, качественные методы, оценки отдельных специалистов и данные эмпирических исследований. Таковым во всем мире является форсайт — процесс систематической научно обоснованной оценки перспектив будущего науки, экономики и общества с учетом глобальных трендов, внутренних заделов и вовлечением всех стейкхолдеров, формирующих будущее.
В Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ это делают с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, которая отслеживает динамику развития глобальных и национальных трендов, используя и патенты, и результаты передовых научных исследований, и блоги, и СМИ. Но это действительно огромное направление. В системе сейчас более 850 млн документов, и каждый день в автоматическом режиме актуализируется более 30 тыс. материалов.
Как отличить перспективные идеи от краткосрочных тенденций
Когда мы говорим про тренды, надо понимать, что важно выбрать объект наблюдения. Если изучать проблемы сокращения биоразнообразия в одной из стран или в выбранном регионе мира, то принципиально важно понимать, к какой области мы дальше эти знания применим. Это форсайт или исследование будущего развития агропромышленного комплекса? Тогда тренд понятен и важен. А если мы, например, изучаем атомные ледоколы и делаем там форсайт, то, может быть, это и не самый значимый фактор.
Всегда важно задавать вопросы, в отношении чего мы рассматриваем тренды, это тоже значимо. И грамотно определить объект исследования — отдельная головоломка. Например, изучая АПК, должны ли мы рассматривать влияние цифровых технологий? Или фудтех как перспективное направление? Казалось бы, очевидный ответ — «да». Но часто такая междисциплинарная, межотраслевая повестка во многом превосходит границы областей интересов или мандатов отдельных министерств, ведомств, компаний. И мы становимся заложниками прошлого: структурой, подходами, которые были заложены несколько десятилетий назад, пытаемся построить будущее. Хотя если выстраивать длинные связи, то понятно, что через два-три шага все влияет на все, и даже сокращение биоразнообразия бабочек в Южной Африке может через несколько «эффектов домино» повлиять на строительство плавучих атомных энергостанций в России.
В исследованиях будущего важно соблюдать разумный баланс между консервативной, косной идеологией, что «ничего не поменяется», и излишне оптимистической позиции футуризма про «билеты в Большой Театр на Марсе». Для того чтобы такой баланс найти, нужен человек. Человек с особым складом ума.
Кто такой визионер
Сейчас действительно многие задаются вопросом, кто такой визионер, кого можно таковым считать. Мне в этом плане очень нравится мультфильм «Рататуй», где была высказана интересная мысль, которую главный герой только в самом конце понял. Дело не в том, что великим кулинаром может быть каждый. Но великий повар может получиться из каждого — в том смысле, что он может родиться в любой среде.
Наверное, то же самое относится и к визионерам. Для того чтобы действительно появился великий провидец, нужно стечение обстоятельств, это должен быть человек, обладающий безусловным взглядом в будущее, силой воли, чтобы этот взгляд отстаивать, ответственностью (потому что это действительно очень большая ответственность — экспериментировать, тем более с будущим), некой горячностью или драйвом, куражом, но при этом основываться на знаниях, на результатах науки. Если мы посмотрим на великих визионеров, мы действительно можем сказать, что Сергей Королев, например, или Герберт Уэллс не делали специальные форсайты, специальные прогнозы, но в этом-то и смысл.
Если мы рассматриваем ретроспективу, то можем сказать, что да, может быть, Стиву Джобсу не нужны были долгосрочные планы, он сам представлял собой все это в едином целом. Но сколько приходится неудачников на единицы таких великих визионеров? Мы, то есть и компании, и страна, и мир в целом, должны сделать визионерство в каком-то смысле частью управленческой рутины. И здесь должно быть сочетание нескольких подходов.
Действительно, должен присутствовать и кураж (как в предпринимательстве нужно обладать специальной чувствительной жилкой), и взгляд в будущее, и ответственность. И все-таки основой всего должны быть серьезные исследования. Как часто говорят, «чуйка» хороша, но когда она подкреплена именно научной базой, это совершенно другие уровень и качество.
Так что великий визионер должен обладать сочетанием этих качеств, но визионерство как рабочая рутина может присутствовать в компаниях, в госуправлении, в экономике. И этому можно научиться. Точно так же, как рисовать может каждый, но великим художником не каждый может быть. Но если вам нужен минимальный уровень умений, то его можно освоить на базе классического, научно обоснованного форсайта.