Мне бы в небо: как сделать летающие авто реальностью и не нарушить закон

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Общество стоит на пороге транспортной революции, но летающие автомобили и автобусы до сих пор остаются лишь проектами. Разбираемся, что же на самом деле стоит на пути к мечте и почему покорить небо — лишь половина дела

Почти реальность

Перспективы доставки товаров и людей по воздуху с использованием коптеров, дронов или летающих автомобилей уже давно перестали быть просто словами. Автомобили или капсулы, способные подниматься в небо, могут перевозить людей уже сейчас — как и коптеры, применяющиеся для транспортировки грузов.

Эксперты предрекают новым типам воздушного транспорта большое будущее. По прогнозам, рынок доставки дронами вырастет с нынешних около $530 млн до примерно $40 млрд к 2030 году. Индустрия же летающих автомобилей может разрастись до почти $4 млрд к 2035 году.

Интерес к летающим авто активно высказывают и мировые автогиганты (вроде Toyota или Hyundai), и агрегаторы такси, и ведущие игроки авиационной отрасли. Свой концепт летающего транспорта показывал даже российский концерн «Калашников». Особое внимание перспективам пассажирских перевозок уделяют стартапы. Компании Volocopter, Wisk Aero, Lilium, AeroMobil и десятки других нацелены на выход на этот рынок уже в ближайшие годы. В Volocopter, к примеру, рассчитывают, что городские аэротакси могут стать реальностью уже в 2026–31 годах.

Фото:Pantuo Aviation
Индустрия 4.0 В Китае представили проект высокоскоростного аэротакси будущего

Если договориться с разработчиками, то сесть в один из уже существующих летающих авто и пролететь несколько десятков километров в рамках тестовых полетов возможно уже сейчас. Но в городах таких транспортных средств по-прежнему нет. И проблема здесь не в технологиях.

Фундамент новой мобильности

Физическое наличие летающего автомобиля и возможность парить над городами — не единственное, что необходимо для полноценного включения новых транспортных средств в жизнь города. Любой транспорт требует инфраструктуры в виде дорог или маршрутов, сети заправок или их аналогов, систем контроля и безопасности движения на дороге. Еще один необходимый критерий — наличие правовых механизмов, допускающих то или иное транспортное средство к использованию.

  • Правовые вопросы

Как показывают попытки компании Terrafugia пройти административные барьеры на пути к легальным полетам их автомобиля Transition, этот процесс может занять немало времени. В США, например, подобное транспортное средство должны одобрить в Федеральном управлении гражданской авиации (FAA) и Государственной администрации контроля безопасности на дорогах. В 2021 году летающий автомобиль Terrafugia получил одобрение от FAA, став на шаг ближе к желаемому статусу первого подобного транспортного средства, допущенного к использованию в реальных условиях. Пилоту при этом понадобится как лицензия на полеты, так и водительские права.

Даже опыт с самокатами подтверждает, что ввод новых для городов видов транспорта требует разработки отдельных правил. В случае же с куда более опасными летающими автомобилями требования к водителю будут в разы жестче. Впрочем, наличие водителя не является абсолютным приоритетом для производителей летающих авто.

Фото:Донат Сорокин / ТАСС
Экономика шеринга К чему приведет временный запрет электросамокатов в Петербурге

«С учетом тенденций по цифровизации можно предположить, что в будущем управление воздушным движением будет полностью автоматизировано, а участие человека будет ограничено мониторингом работы автоматизированных технических средств», — отметил менеджер индустриальных проектов космического центра Сколтеха Андрей Потапов.

Продвинутые функции автопилота помогут преодолеть барьер повышенных требований к водителю. В перспективе это позволит обеспечить массовость летающих автомобилей — по прямой аналогии с проектами «обычных» самоуправляемых авто, активно разрабатываемых сегодня по всему миру.

  • Инфраструктура

Летающий автомобиль, будь он управляемый или автономный, должен заряжаться и выступать в роли удобного транспорта, и для этого нужна отдельная инфраструктура. К примеру, концепт аэротакси эффективнее всего будет работать в условиях максимальной доступности. Но забирать пассажиров в необорудованных дворах будет затруднительно, потому разговоры о необходимости массового обустройства площадок для взлета и посадки ведут уже сейчас. В случае, если число пригодных для посадки мест останется, как сегодня, минимальным, весь концепт быстрого способа передвижения по воздуху может оказаться под угрозой.

Повышенные риски с воздушным транспортом связывает и сама его специфика: мелких происшествий в небе не бывает. Любое ЧП может привести к серьезным последствиям. В России число жертв ДТП с участием обычных такси увеличилось на 20% только в этом году, и перспективы повторить печальный опыт в условиях воздушного трафика накладывают свой отпечаток. Купировать эти проблемы, обезопасив как большие аэротакси, так и мелкие дроны, невозможно без создания единой системы контроля всего воздушного транспорта.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Инструкция: как зарегистрировать квадрокоптер и где его можно запускать

Улет, учет и контроль

Контроль потока летающих автомобилей и воздушного пространства в целом — объективная необходимость, с которой города сталкиваются уже сейчас. Как показывает пример дронов, для полетов которых закрывают целые зоны (например, около аэропортов), обеспечение контроля над потоками летающих авто станет одной из наиболее актуальных задач. Несмотря на экономические перспективы, ни одно транспортное средство не будет допущено на улицы и уж тем более в небо без разработки механизмов связи и мониторинга его поведения. И создать такую систему еще только предстоит. Сейчас же ситуация сравнима с обычными автомобилями на заре их зарождения, когда ни четких правил, ни инфраструктуры, ни развитых норм поведения на дороге не было.

Внедрение летающих автомобилей подразумевает полный пересмотр городского воздушного пространства, и необходимость адаптации зданий под новые нужды — лишь часть этого процесса. Основная же задача состоит в том, чтобы организовать воздушное пространство, как интегрировав его в существующую транспортную систему, так и обезопасив участников дорожного движения от столкновений и других рисков, сопряженных с полетами. Фактически речь будет идти о создании маршрутов, сценариев передвижения и способах навигации в воздухе, которым будут следовать как летающие машины под управлением автопилота, так и, если они вообще будут, средства под управлением человека.

«Места взлета и посадки будут обеспечены физической и информационной защитой. Они будут оборудованы соответствующими сертифицированными техническими средствами навигации, наблюдения и связи, обеспечивающими взлет и посадку, — рассказал в беседе с РБК Владислав Шифрин, советник генерального директора научно-исследовательского центра «Аэроскрипт». — Дома могут быть оснащены смарт-порталами для приема небольших грузов. Ретейл перейдет на цифру и доставку с помощью дронов. Информационные системы электронной коммерции, умного города и система управления городским воздушным движением будут связаны между собой и пользователями защищенными информационными потоками на базе единой цифровой платформы».

При этом, по словам Шифрина, эра новой аэромобильности подразумевает использование в городских агломерациях новых средств связи, навигации, наблюдения и управления радиочастотным спектром системы организации воздушного движения. С существующими технологиями управления воздушным движения они будут несовместимы из-за ожидаемого неприемлемого влияния электромагнитных излучений на полеты пилотируемой авиации — в случае использования тех же радиочастот.

Ввод инструментов по контролю за воздушным трафиком обеспечит бесшовное внедрение аэромобилей, позволит заранее избегать столкновений и прочих ЧП. Единый стандарт работы, контроля и сопровождения деятельности летающих авто — принципиальный элемент экосистемы воздушного транспорта. Именно эти элементы завершают формирование новой индустрии.

В будущем эта экосистема может представлять собой систему из правил и действий регуляторов по аналогии с надзором за нарушителями и системой сертификации и проверки авто. Немаловажный вклад в создание экосистемы внесет полноценный переход к 5G, а также заинтересованность в подобных проектах со стороны государства. И именно от властей может зависеть окончательная дата наступления эры городского воздушного транспорта.

Воздушный передел

Вопросами регулирования новой сферы занимаются уже сейчас: работа над документами, регламентирующими эту сферу, ведется сегодня и в США, и в ЕС, и в Китае, где, к слову, вопрос требует особой проработки из-за плотного контроля воздушного пространства военными. В этом случае вопрос может принимать масштабы, сопоставимые с проблемами развертывания 5G в России, где интересы инновационных индустрий также вызывали вопросы у оборонного ведомства. Потому разработкой законов, регулирующих летающие авто, многие предпочитают заниматься уже сейчас.

С другой стороны, любому государству выгодна перспектива возглавить новую индустрию, благодаря чему отечественные производители имеют все шансы рассчитывать на поддержку. Создание совместных экспертных групп или практика активного стимулирования перехода к новым технологиям, как в случае с программой развития электромобилей в России, могут сыграть положительную роль.

Летающие автомобили и перспектива перевернуть понимание городского транспорта покажут, насколько бизнес и государство готовы к диалогу ради общего блага. Это процесс, который будет проходить параллельно во всех развитых странах мира. И пока что вопрос о том, кто сможет эффективнее и быстрее всех выстроить систему контроля, безопасного использования и поддержки индустрии летающих автомобилей, по-прежнему открыт.

Обновлено 11.01.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть