Илон Маск и Джефф Безос. Как два миллиардера соревнуются в космосе

Фото: Alex Wong, Patrick Pleul / Getty Images
Фото: Alex Wong, Patrick Pleul / Getty Images
Илон Маск и Джефф Безос, богатейшие люди планеты, много лет развивают частные космические компании. Заявленные цели — удешевить разработку космического оборудования, сделать полеты доступнее и колонизировать Марс

В конце сентября 2021 года Илон Маск, предприниматель и глава космической компании SpaceX, обвинил Джеффа Безоса, миллиардера, бывшего главу Amazon и основателя другой компании по освоению космоса Blue Origin, в том, что последний использует судебную систему США, чтобы замедлить развитие SpaceX.

«Ты не можешь проложить свой путь к Луне с помощью судов, какими бы хорошим не были твои юристы», — сказал Илон Маск на конференции CodeCon 2021.

РБК Тренды разобрались, чем различаются Blue Origin и SpaceX, почему компании подвергаются общественной критике и как два миллиардера конкурируют друг с другом.

Сделать космос доступнее

Компания SpaceX была основана в 2002 году Илоном Маском, бывшим акционером PayPal и генеральным директором компании по производству электромобилей Tesla.

Главная цель SpaceX — сокращение расходов на полеты в космос и колонизация Марса. На сегодняшний день компания разработала многоразовые ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy, а также космический корабль Dragon (вторая версия этого корабля 16 сентября 2021 года совершила туристический полет с гражданскими на борту).

Среди достижений компании Маска — выведение ракет-носителей на околоземную орбиту, пристыковка кораблей к МКС, многочисленные успешные запуски и посадки использованных ступеней ракет-носителей.

Также были попытки купить российские баллистические ракеты, закончившиеся провалом, взрывы ракет Falcon 1 при запусках и неудачные попытки посадить ракеты на морские платформы.

Космический корабль Crew Dragon, совершивший полет 16 сентября 2021 года с гражданскими лицами на борту
Космический корабль Crew Dragon, совершивший полет 16 сентября 2021 года с гражданскими лицами на борту (Фото: NASA)

Помимо этого, SpaceX разрабатывает отдельное направление — спутники Starlink. Идея заключается в том, чтобы окутать Землю сетью телеком-спутников на низкой околоземной орбите, благодаря чему человечество будет иметь доступ к высокоскоростному интернету. В том числе, в отдаленных территориях.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Starlink: как сверхскоростной интернет покоряет космос

Blue Origin была создана Джеффом Безосом на несколько лет раньше, в 2000 году.

Задача Blue Origin похожая: сделать космос доступнее, а космическую технику — надежнее. На данный момент у Blue Origin всего два опытных образца и несколько прототипов:

  • New Shepard — шестиместный космический корабль для суборбитальных полетов, первый пилотируемый запуск которого состоялся 20 июля 2021 года.
  • New Glenn — тяжелая орбитальная ракета-носитель.
  • Blue Moon — прототип посадочного модуля для высадки на Луну.

Джефф Безос и прототип Blue Moon, представленный 9 мая 2019 года
Джефф Безос и прототип Blue Moon, представленный 9 мая 2019 года (Фото: Blue Origin)

Несмотря на 16 успешных суборбитальных полетов, лишь один из них проходил с людьми на борту. Запуск тяжелой ракеты New Glenn постоянно переносится, отдаляя перспективу полета на орбиту. Ожидается, что запуск New Glenn произойдет в конце 2022 года.

Полеты не дальше орбиты

Главное отличие двух частных компаний, созданных миллиардерами, — дальность полетов производимых ими кораблей.

Blue Origin предлагает суборбитальные полеты, они проходят на недостаточной для выхода на орбиту скорости. Например, суборбитальный полет Джеффа Безоса и других участников прошел на высоте чуть больше 100 км над Землей, в то время как высота низкой околоземной орбиты — 240 км.

Запуск ракеты New Shepard с четырьмя гражданскими на борту с платформы в Восточном Техасе, июль 2021 года
Запуск ракеты New Shepard с четырьмя гражданскими на борту с платформы в Восточном Техасе, июль 2021 года (Фото: Blue Origin)

Для того чтобы выйти на низкую околоземную орбиту, нужно достигнуть первой космической скорости, которая составляет 7,91 км/с. Корабль должен подняться на высоту и «пробиться» сквозь атмосферу.

Суборбитальные полеты предлагает и компания британского миллиардера Ричарда Брэнсона Virgin Galactic. В июле 2021 года он совершил полет на ракетоплане Unity, достигнув так называемой «границы космоса», где уже заметно искривление горизонта Земли.

Команда Unity 22 компании Virgin Galactic. Суборбитальный полет был совершен 11 июля 2021 года, на девять дней раньше полета Джеффа Безоса
Команда Unity 22 компании Virgin Galactic. Суборбитальный полет был совершен 11 июля 2021 года, на девять дней раньше полета Джеффа Безоса (Фото: Virgin Galactic)

SpaceX Илона Маска совершает орбитальные полеты. Последний миссия состоялась 16 сентября 2021 года. Космический корабль Crew Dragon с гражданскими лицами на борту стартовал с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида). После отделения от второй ступени ракеты-носителя и включения двух собственных двигателей Crew Dragon был выведен на орбиту высотой 585 км. Спустя три дня корабль совершил посадку на воду у берегов Флориды в Атлантическом океане. Таким образом, запуск Crew Dragon стал первым полетом в космос исключительно с гражданскими лицами на борту.

Миллиардер и капитан корабля Джаред Айзекман смотрит на землю из иллюминатора корабля Crew Dragon
Миллиардер и капитан корабля Джаред Айзекман смотрит на землю из иллюминатора корабля Crew Dragon (Фото: SpaceX)

Астронавт или просто турист?

Согласно Федеральному управлению гражданской авиации США (FAA), космическим считается полет на расстоянии не менее 80 км от поверхности Земли. Формально и Джефф Безос, и Ричард Брэнсон, должны получить звание астронавта, однако согласно уточненным правилам FAA, претендент на получение этого звания должен «внести существенный вклад в обеспечение безопасности полета». Что является существенным вкладом, не уточняется.

Пока что ни Безос, ни Брэнсон не получили почетного нагрудного знака «крылья астронавта», который NASA выдает участникам космических полетов. Возможно, для тех людей, кто совершает суборбитальные полеты за деньги, придумают специальный значок «космический турист».

Илон Маск, глава компании SpaceX: «Круто, что они [Джефф Безос и Ричард Брэнсон] тратят деньги на развитие космоса, но суборбитальные полеты — лишь шаг по направлению к орбите».

Несмотря на то, что суборбитальные полеты Джеффа Безоса или Ричарда Брэнсона лишь формально можно назвать «полетом в космос», такие пилотируемые экспедиции важны для изучения космоса и космической физики.

Волна хейта

Несмотря на значимость частных полетов в космос для науки, многие воспринимают их лишь как игрушку для богатых.

Стоимость одного места на корабле New Shepard компании Blue Origin составила $28 млн. Согласно отчету NASA, цена полета на корабле Crew Dragon компании SpaceX еще дороже — около $55 млн за место.

Полет на суборбитальном корабле компании Virgin Galactic миллиардера Ричарда Брэнсона еще недавно обошелся бы в $250 тыс., но после удачного полета в июле 2021 года цена возросла до $450 тыс. за место.

Не все участники платят за полет из своих денег. Некоторые их, например, просто выигрывают. Так, участником полета на корабле Crew Dragon стала 51-летняя Сиана Проктор, геолог, выбранная из-за поста в Twitter, где она объяснила, почему должна полететь в космос. Саму миссию на корабле Crew Dragon профинансировал Джаред Айзекман, предприниматель и миллиардер.

На сегодняшний день полеты в космос все еще недоступны абсолютному большинству людей и ситуация вряд ли изменится в ближайшие годы.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Космический туризм: что надо знать

Из-за дороговизны полетов и Маск, и Безос подвергаются критике. Согласно отчетам, за четыре минуты невесомости во время суборбитального полета Джефф Безос потратил около $5 млрд.

Движение Global Citizen посчитало, что на эти деньги можно было бы спасти от голода 37,5 млн человек или полностью профинансировать доступ к вакцинам для 2 млрд человек из стран третьего мира.

Критике также подвергается и то, что технологические магнаты тратят миллиарды на космические полеты, но при этом избегают уплаты налогов.

Специализирующийся на журналистских расследованиях журнал Pro Publica в июне 2021 года сообщил, что основатель Amazon Джефф Безос вообще не платил подоходный налог в 2007 и 2011 годах, основатель SpaceX Илон Маск — в 2018 году. В другие года богатейшие люди Америки платили налоги по средней ставке 15,8% — это меньше, чем большинство американцев.

Элизабет Уоррен, кандидат в президенты США в 2020 году, принадлежащая к левому крылу Демократической партии, публично критиковала основателя Blue Origin: «Джефф Безос совершает приятные полеты в космос, пока он и другие миллиардеры обыгрывают налоговую систему и почти не платят налогов».

Судебная активность

Причина, по которой Маск высказался про Безоса в конце сентября, заключается в контракте на создание пилотируемого лунного корабля. Согласно подписанному в апреле 2021 года соглашению, корабль для NASA будет строить компания SpaceX. Ориентировочная стоимость корабля — $2,9 млрд.Ранее предполагалось, что SpaceX и Blue Origin будут участвовать в проекте совместно, чтобы NASA в итоге выбрало лучший из двух конкурирующих кораблей и имело резервный вариант. По словам руководителя программы пилотируемых полетов Кэти Людерс, агентство отказалось от такого варианта по соображениям экономии, так как Конгресс профинансировал лишь четверть от того, что NASA запросило для программы.

Blue Origin сначала пожаловалась в Счетную палату США, но та в июле встала на сторону NASA. Затем Blue Origin подала в суд и на NASA. В иске компании указывалось, что процесс выбора подрядчика на разработку корабля «имел свои недостатки».В ответ на сентябрьские высказывания Маска на конференции CodeCon компания Джеффа Безоса Amazon отослала изданию The Verge 13-страничный PDF-файл со списком судебных исков и ходатайств от компании SpaceX к правительству США, намекая, что не только Blue Origin использует судебную систему, чтобы получить нужное решение государства.

Соперничество Маска и Безоса проявляется и в других вещах — весь 2021 год они соревнуются за звание самого богатого человека. 7 января 2021 года Маск опередил Безоса и стал богатейшим человеком планеты, затем Джефф Безос снова занял первую строчку. 3 октября 2021 состояние Маска перевалило за $200 млрд, снова сделав главу SpaceX богатейшим человеком Земли. Вновь обогнав Джеффа Безоса, Илон Маск сказал изданию Forbes: «Я отправил Джеффри Б. гигантскую статую цифры 2 вместе с серебряной медалью».

Обновлено 13.10.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть