Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Какие тренды будут влиять на городскую политику в ближайшие годы

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Города все больше трансформируются – в том числе из-за пандемии. Каких приоритетов придерживаются власти деловых центров и агломераций в развитии проектов, привлечении инвестиций и конкуренции за таланты?

Об эксперте: Юлия Никуличева, руководитель отдела стратегического консалтинга компании JLL.

Борьба за инвесторов

Экономический успех городов зависит от многих факторов. Сейчас из-за пандемии фискальные возможности многих из них пострадали по трем основным причинам:

  1. Уменьшились налоговые поступления от компаний, пострадавших из-за распространения COVID-19;
  2. Городские власти предпринимали, а некоторые и продолжают предпринимать экстренные меры по поддержке отраслей, получивших наибольший ущерб. Одновременно возросла нагрузка на бюджеты из-за значительного роста расходов на медицину;
  3. Частные инвесторы стали осторожнее и тщательнее анализируют риски проектов, в особенности инфраструктурных.

Поэтому встает вопрос, как городам дальше продолжать инвестиционную политику и реализовывать крупные проекты. Ведь активно развивающийся город с отличной инфраструктурой будет успешнее в борьбе с другими агломерациями за привлечение частных инвестиций и талантов.

Крупнейшие глобальные деловые центры (например, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Сингапур) часто сталкиваются в борьбе за инвесторов, которые выбирают, в каком городе лучше реализовать свою программу. Не менее острой остается и борьба за таланты, в особенности за молодежь, представителей поколений Y и Z, выбирающих, где жизнь привлекательней с точки зрения их ценностей.

Фото:Артем Геодакян / ТАСС
Экономика инноваций ИИ вместо участкового: как технологии меняют городскую среду

Бизнес-стратегии успешных городов можно условно поделить на две группы по применяемым локальными властями типам политики:

1. Установленные регламенты

Городская политика может основываться на следующих столпах:

  • Четко прописанные системы управления, которым власти неукоснительно следуют. Они позволяют инвесторам принимать осознанные решения по инвестициям в тот или иной проект. Примером может служить Лондон, который до 2000-х годов провел реформу муниципального управления. До этого британская столица была поделена на 33 района, у каждого из которых было свое руководство, решавшее исключительно локальные проблемы. В 1999-2000 годах власти решили вернуть упраздненную в 1986 году должность мэра города и создать администрацию «Большого Лондона» для вопросов, связанных с развитием всей агломерации в области транспорта, жилой застройки и реализации инфраструктурных программ. Это помогло более целенаправленно решать задачи по привлечению частных инвесторов в такие проекты.
  • Фискальные возможности. Речь идет о городах, обладающих значительными средствами от собранных налогов, что позволяет им реализовывать амбициозные проекты. Примерами могут служить Шанхай и другие крупные агломерации, выигравшие от проведенной центральной властью реформы по развитию фискального федерализма. В них значительные доли от поступлений крупных налогов, таких как НДС (50%) или налог с продаж, теперь идут непосредственно в городские бюджеты. Шанхай, например, на полученные средства запустил программу государственно-частного партнерства, выпустил муниципальные облигации и так далее. Это позволило реализовать важные для города инфраструктурные проекты.
  • Гибкая оптимизация правил землепользования, быстро реагирующая на изменения спроса. Так, подобный подход используется в Токио: гибкая система городского планирования не ограничивает девелопмент в том или ином районе одним или двумя функционалами. Также в центре японской столицы снято ограничение по высотности. В отличие от многих других городов, у застройщиков Токио нет ограничений по превращению бывшего производственного здания в апартаменты. Власти столицы Японии активно способствуют регенерации застройщиками территорий вблизи крупных транспортных узлов. В конечном итоге, выигрывает город, в котором создаются новые городские кварталы и центры притяжения.

Что касается политики Москвы, то, наверно, для нее задача по созданию сильной фискальной базы неактуальна. Градостроительная политика столицы достаточно гибка и позволяет девелоперам реализовывать проекты разной сложности и многофункциональности. Но несмотря на упрощение согласований и подходов к взаимодействию с бизнесом, представители городской власти не часто прислушиваются к мнению предпринимателей и идут на изменения законодательства.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Как бизнес привлекают к инфраструктурным нацпроектам

2. Мягкие механизмы взаимодействия с бизнесом

Городам из этой группы свойственны:

  • Четко определенная долгосрочная политика, позволяющая потенциальным инвесторам планировать деятельность с меньшим уровнем рисков. Например, разработанная Денвером долгосрочная политика по трансформации города из производственного в технологический и финансовый центр позволила ему увеличить поток инвестиций, так как инвесторы четко понимали приоритеты городской политики. Под эгидой городского агентства по развитию был создана площадка для диалога между университетами и бизнесом. Город при этом активно продвигает идеи, озвученные на ней. Все это дало уникальный результат: за последние 20 лет структура экономики Денвера существенно изменилась в сторону инновационных и сервисных компаний.
  • Проактивная позиция по взаимоотношению с бизнесом, в частности, с малыми и средними компаниями. Города, которые активно ведут диалог и выстраивают свою политику, в том числе, со стартапами, могут рассчитывать на отдачу в среднесрочной перспективе, поскольку такие компании в совокупности могут дать мощный толчок развитию экономики города и привлечь инвесторов, специализирующихся именно на новых компаниях и бизнес-инкубаторах. К примеру, городские власти индийского Бангалора долгое время не имели возможностей и компетенции как для сбора локальных налогов, так и для планирования и реализации муниципальных программ. Поэтому инициативу в свои руки взял частный бизнес, в результате чего были созданы и внедрены системы сбора налога на недвижимость и учета муниципальных расходов. Выиграли от этого все: у властей появились стабильные денежные потоки и возможность реализовывать проекты свободных экономических зон для компаний, работающих в сфере ИТ; упростились и систематизировались правила землепользования; была создана система электронного города. Все это существенно облегчило новым компаниям выход на рынок, а также упростило работу девелоперов.
  • Бренд и история города, усиливающие его привлекательность для инвесторов при наличии соответствующих политик. Так, Мельбурн всегда стремился привлекать таланты, но географическое расположение Австралии осложняло эту задачу. Власти города использовали его историю для создания образа мультикультурного центра с большим количеством объектов культуры и искусства, комфортного для проживания, с привлекательным и спокойным образом жизни. Также город активно внедрял технологии в управление городом и его инфраструктуру. Поэтому сегодня город имеет репутацию глобального инновационного и культурного центра.
  • Консенсус и непрерывность политики — когда несмотря на сменяющуюся политическую партию, побеждающую на муниципальных выборах, политика города продолжает реализовываться в том же ключе. Таким примером являются города в Германии, не меняющие общую политику города в области налогообложения и городского регулирования, даже если в результате муниципальных выборов побеждает другая партия.

Борьба за таланты

Еще один важный пункт в политике городов — как привлекать таланты, которые будут способствовать росту экономики города. Города, как и компании, успешны благодаря привлеченным профессионалам. Пандемия коронавируса при этом ускорила часть основных трендов, зародившихся задолго до нее. Можно выделить три основные тенденции во взаимодействии городов и жителей, которые будут определять развитие успешных мегаполисов в среднесрочной перспективе.

1. Цифровизация и автоматизация

Для того, чтобы современный город успешно управлял своими ресурсами и взаимодействовал с бизнесом и жителями, ему нужно широко применять цифровые платформы, автоматизирующие процессы. И здесь Москва опережает очень многие европейские центры по используемым технологиям и масштабу применения цифровых сервисов в разных аспектах жизни города и его жителей.

Фото:Sean Gallup / Getty Images
Экономика образования Как удержать ИТ-таланты в России: пять советов бизнесу

2. Глокализация

С одной стороны, растет спрос на локальное предложение тех или иных сервисов и товаров: люди хотят их видеть в пешей доступности от своего места жительства или работы. При этом ожидания по типу представленных в месте проживания обязательных точек питания и услуг возросли.

С другой стороны, виден тренд на глобализацию предложения со стороны как производителей, так и компаний, оказывающих услуги. Она позволяет им экономить на издержках, так как многие современные товары и услуги для продвижения и реализации требуют значительных вложений в технологии. Без масштабирования деятельности на многие страны компании не смогут выжить. Одновременно с этим мы видим повсеместное открытие фермерских и прочих несетевых магазинов, и в подтверждение нашего тезиса о технологичности фермеры для успешной продажи своей продукции все чаще выбирают онлайн-платформы, а не обычные магазины.

3. Экологическая устойчивость

Потребность в повсеместном использовании экологичных решений и технологий, в том числе, на уровне города, особенно высока у поколений Y и Z, так как тренд на более бережное отношение к окружающей среде получил толчок к развитию именно в последние два десятилетия, когда взрослели люди, родившиеся в конце ХХ — начале XXI веков.

Экологичность относится не только к использованию и утилизации продуктов и технологий, но и к образу жизни. Среди 20-ти и 30-летних гораздо больше людей, следующих концепции здорового образа жизни. Если посмотреть на данные опросов, проведенных среди молодых людей в европейских городах и в Москве, то мы почти не увидим разницы в отношении к экологической повестке. Тем не менее, Россия все еще отстает от многих стран Европы по уровню экологичной переработки мусора, использованию электрического транспорта, в том числе в личных целях. Поэтому молодежь в Москве часто сама ищет возможности для реализации принципов осознанного отношения к природе — люди в возрасте до 30 лет чаще занимаются раздельным сбором и утилизацией мусора, зачастую за свой счет, минимизируют использование пластика в своей жизни и так далее.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Как менялось отношение к проблемам экологии в России за последние 20 лет

Города, наиболее активно воплощающие в своих стратегиях такие подходы, имеют более высокую привлекательность для молодежи и с большей вероятностью смогут привлечь частных инвесторов для масштабных проектов и трансформации.

Влияние трендов на рынок недвижимости

Девелоперы и инвесторы должны держать в голове, что из-за произошедших за последние годы глобальных изменений в экономической и социальной сферах необходимо будет приспособиться к изменившемуся спросу. Например, во время пандемии уменьшилась востребованность торговых помещений. Все в больших сегментах торговли люди теперь пользуются онлайн-заказами. Как результат, многие торговые объекты сейчас требуют перезапуска. Некоторые неликвидные помещения стоит перепрофилировать в офисы или коворкинги, а другие можно было бы использовать под городскую логистику или дарксторы.

Фото:РБК Тренды
Экономика инноваций Что такое дарксторы и как они работают: подкаст РБК «Что изменилось?»

Также поменяется ценность (стоимость земли) в разных районах из-за изменения доходности проектов. Это в свою очередь влияет на прогнозируемые финансовые потоки проектов.

Уже существенно изменился спрос на объекты разного назначения, что привело к переменам в доходности объектов. Так, из-за смены потребительских привычек растет спрос на склады и различные объекты внутригородской логистики (фулфилмент-центры, склады «последней мили», дарксторы). Также существенно вырос спрос на дата-центры — и это общемировой тренд. Они востребованы финансовыми организациями, геймерскими компаниями, онлайн-ретейлом, прочими онлайн-платформами — теми, кому нужен быстрый и эффективный обмен данными.

У арендаторов и операторов, работающих с объектами коммерческой недвижимости, изменения были разнонаправленные, и в ближайшие два-три года мы ожидаем следующие тренды:

  • Офисы ожидает работа в условиях неопределенности и необходимость поиска краткосрочных решений по размещению сотрудников;
  • В торговле и логистике приоритет — в расположении объектов вблизи потребителей, внутри жилых районов. Также ожидается появление новых типов операторов со своими технологическими требованиями. Складская же недвижимость в целом чувствует себя очень хорошо, и этот тренд сохранится в среднесрочной перспективе;
  • Гостиницы ожидает сложно прогнозируемый период восстановления, поскольку все еще непонятно, когда мы окончательно вернемся к прежнему образу жизни, и будут ли сняты все ограничения на передвижения людей, в том числе на международном уровне.

Для пользователей и потребителей можно выделить следующие основные тренды:

  • Больший приоритет локального предложения и уменьшение времени получения услуги и товаров;
  • Изменение в транспортных потоках между районами;
  • Изменения в графике работы: приоритет у гибридной модели — удаленно / в офисе.
Обновлено 09.06.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть