О том, какие проблемы в обществе раскрывают произведения массовой культуры с зомби и существуют ли аналоги вируса зомбизма в реальном мире, говорим с кинокритиком «Кино-театр.ру» и RussoRosso Дмитрием Соколовым и Евгенией Тимоновой, натуралистом и автором YouTube-канала «Все как у зверей».
Дмитрий рассказал, почему режиссеры хорроров избегают термина «зомби» и в каких случаях зараженного почти невозможно отличить от обычного человека. Евгения объяснила, как токсоплазма заставляет нас любить котиков и почему, чтобы развлечься, мы стремимся испытать страх.
Ведущий подкаста — Григорий Волчков — преподаватель Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, креативный продюсер шоу «Еще одну и спать», основатель Telegram-канала «Кинокляча».
Несколько хайлайтов разговора
- Дмитрий Соколов, кинообозреватель:
Поп-культура знает три традиции феномена зомби. Представители первой — мертвецы, которых воскресили при помощи магии вуду. Образ таких монстров возник после выхода фильма Виктора Гальперина «Белый зомби» в первой половине XX века. Их заменили покойники, которые оживают сами по себе. Они появились 30 лет спустя в картине «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Происхождение последней традиции обязано работе Дэнни Бойла «28 дней спустя», она увидела свет в 2000-е годы. В этом хорроре люди становятся зомби, заражаясь вирусом.
Классический зомби-хоррор показывает хрупкость человеческой цивилизации. То, что недавно казалось невероятно устойчивым, разрушается за пару недель. В произведениях Джорджа Ромеро человек во время зомби-апокалипсиса превращается в чудовище, забывая про всякое уважение к другим. Индивидуальное начинает перевешивать коллективное.
При войне с зомби на короткой дистанции авторитарные режимы всегда эффективнее, чем демократические. Однако у диктатур есть большой минус. В них, как правило, граждане не имеют железной воли, которая очень пригодится при длительной борьбе с противником.
Комедийный ужастик «Зомби по имени Фидо» по своей задумке глубже, чем может показаться. Его визуальная стилистика отсылает нас к идиллическому миру Америки 1950-х годов. В нем власть и все блага принадлежат белым людям, а зомби трудятся на своих хозяев, напоминая рабов-афроамериканцев. Фильм 2006 года, рассказывающий о пробуждении самосознания у зависимых людей, опередил свое время. Сейчас тема меньшинств безумно популярна.
Если вдруг наступит зомби-апокалипсис, у нас не будет права на ошибку, ведь любой укус означает смерть. В таком случае надо быть очень осторожным: запереться дома, осознать масштаб катастрофы и раздобыть себе оружие.
- Евгения Тимонова, натуралист:
Вирус зомби возникает как одна из форм симбиоза — паразитизм. Зомбирующий эффект таким образом проявляется, когда один организм встраивается в другой, подчиняя его поведение своим целям. Причем, хозяину кажется, что его действия не зависят от кого-то извне, хотя на самом деле они управляются паразитом.
Вирусы лучше других агентов справляются с изменением чужого сознания. Некоторые ученые даже представляют их в виде флешек, которые можно вставить в любой организм. Эти информационные носители перепрограммируют сознание биологического объекта так, что он превращается в завод по изготовлению подобных им флешек.
Млекопитающие становятся настоящими героями зомби-апокалипсиса, когда заражаются вирусом бешенства. Подхватившие его животные преследуют цель как можно быстрее распространить копии вируса, которые содержатся в их слюне. Что ежик, что человек с бешенством ведут себя примерно одинаково, впадая в крайнюю тревогу, а первый еще и бросается на все, что движется.
Если человек создаст вирус зомби, распространение последнего будет очень сложно контролировать. Наука сейчас не в силах остановить даже те вирусы, которые уже существуют. Не стоит надеяться, что, если мы изготовим что-то подобное и выпустим в мир для поражения врагов, оно принесет нам пользу. Это не сработает, потому что люди не умеют управлять вирусами.
Человек — животное с очень высокой внутригрупповой кооперацией. Для нас важно разделение на «своих» и «чужих». Эта способность передалась нам генетически от наших дальних предков. Мы все потомки людей, которые очень сильно не любили чужих.
Вы можете послушать другие выпуски подкаста «Забегая вперед» на Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Spotify, CastBox.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.