Мы привыкли думать, что картины будущего — это часть настоящего. У любой деятельности должен быть план — в нашей культуре это залог успеха. Но сейчас глобальные встряски все чаще отправляют наш замечательный план в мусорное ведро — даже до пандемии выживали только 10% компаний (с очень хорошими бизнес-планами). На самом деле план — это просто картинка того, чего ещё нет. Мы придумываем планы — и можем их менять. Какие практики планирования будут работать в условиях неопределенного будущего — с таким блиц-опросом мы обратились к экспертам из разных сфер и областей. Первым на вопросы РБК Тренды ответил футуролог Павел Лукша.
Об эксперте: Павел Лукша, российский футуролог, эксперт Центра развития образования бизнес-школы СКОЛКОВО (SEDeC), основатель инициативы Global Education Futures, член-корреспондент Всемирной академии искусств и наук. Создатель методики работы с будущим Rapid Foresight, сооснователь рабочей группы при ООН «Будущее капитала», сооснователь Исследовательского альянса «Навыки будущего» WorldSkills, член рабочей группы по развитию навыков Делового совета BRICS.
Как составить успешный план для бизнеса на год? А на пять?
Никак. Логика бизнес-планирования на пять лет подходит для стабильных времен. Сейчас время большой перетряски и перезагрузки. На выходе из этого периода — который продлится как раз от года до пяти — нас скорее всего ждут совсем другие правила игры. В такой ситуации гораздо лучше работает agile-метод: быстрое тестирование идей, быстрое разворачивание того, что успешно, быстрое сворачивание и фиксация убытков для того, что не работает.
Какие технологии сильнее всего изменят общество в перспективе пяти лет?
Правительства всего мира смотрят на опыт Китая по контролю над своим населением с помощью цифровых технологий, в т.ч. рейтингов. Если китайский опыт сочтут успешным, то разные модели рейтингования ползучим образом начнут распространяться по миру. Цифровая психология + такие рейтинги — взрывная смесь для всех моделей управления и политики прошлых веков.
Второй важный вопрос — кончилась ли эпоха нефти навсегда. Это будет зависеть от появления дешевых мощных батарей — Tesla обещает на днях представить новую разработку, и, если они действительно ее сумели создать, нас ждет переход к новому наземному транспорту, для которого не нужно топливо. Если давно ожидаемый переход к новой парадигме действительно случится, то не весь мир, но конкретно российское общество ждут большие потрясения.
Какие навыки будут востребованы в вашей сфере через три-пять лет?
Моя сфера — образование для управленцев. Нельзя учить других, если сам не находишься на переднем крае, не моделируешь то поведение и те принципы управления, которые хочешь передавать. Поэтому будут востребованы гибкие экосистемно-ориентированные организации. Образование стремительно становится цифровым, «смешанным» (комбинация онлайн и офлайн обучения), будут выигрывать те, кто умеет его хорошо делать. Все более важны уникальный опыт, переживание — и все больше нужны те, кто умеет его создавать, например, через игропрактику. Кризис ускоряет трансформацию образования, особенно в нашей сфере.
Какие типы / разновидности компании будут в выигрыше через десять лет?
Мир становится более сетевым и более гибким. Те, кто научится в этом работать — организовывать удаленную работу, вовлекать сообщества, быть легкими и текучими — будут выигрывать у остальных. Будут выигрывать создатели и держатели экосистем — или те, кто делает себя в экосистеме незаменимым, делает критический сервис. Данные — «новая нефть», а точнее «новая кровь» компаний, и те, кто не сможет быть data driven — просто уйдут.
Как мы будем обмениваться информацией через десять лет?
Я — один из инициаторов появления в нашей стране целого ряда инициатив, связанных с интерфейсом мозг-компьютер. Прорывы в нейронауках будут менять способы коммуникации, прямая коммуникация мозг-мозг — будущее человечества. Но ничего подобного в ближайшие десять лет не произойдет, мы еще слишком мало знаем о работе мозга. Основные тренды коммуникации на ближайшие годы уже проявились: станет больше видео, станет больше коротких сообщений, будет все больше VR фото и видео. Но лучшим способом обмена информацией будет оставаться старый добрый «разговор по душам», который любят в России.
Как люди будут зарабатывать на жизнь через десять лет? А вы?
Будет все больше самозанятых и все больше тех, кто продает свой труд и его результаты через сеть. Таких форматов уже очень много — через десять лет они возрастут многократно, разовьются платформы «сетевой занятости». Все больше людей будут находить свое вдохновение, свое призвание — и зарабатывать им. Я сам люблю то, что я делаю — буду, как и сейчас, работать с людьми и организациями, помогать им разбираться с будущим и находить путь в свое собственное будущее.
В каких городах мы будем жить через 15 лет? Какие сервисы и бизнесы в них будут процветать?
Будущее городов — это, по сути, выбор модели цивилизации. Сейчас человечество стоит перед развилкой: учиться ли нам жить более осознанно, или отдавать свою жизнь в руки больших цифровых систем, которые будут нами управлять. Сохранять модель индустриально-потребительской экономики, губительную для планеты — или учиться быть более экологичными. Я верю в оживление городов, в то, что за следующие 15 лет начнется переход к более человечной и более экологичной модели. Поэтому будет процветать, например, городское фермерство, ремесла, фестивали и праздники, новые более человечные модели городского образования, здоровый образ жизни, и многое другое. Города, о которых мы мечтали в детстве.
Что будет самым ценным ресурсом через 20 лет?
Забота, внимание, доверие, любовь.
Как строить планы в эпоху волатильности и неопределенности?
Волатильность и неопределенность по своей природе противоречат идее «плана». Появляется другая логика. Например, когда растение прорастает из семечка и становится большим деревом, у него в каждой клетке есть «план», генетическая программа. Но эта программа очень гибкая, она подстраивается под то, сколько солнца, воды, ветра у растения в этом месте, какие у него соседи, едят ли его насекомые, и так далее. У растения есть некий образ себя в будущем, целевое состояние — но нет однозначного пути, этот путь подбирается каждую минуту. Нам нужно научиться вести себя так же — иметь в себе образ цели, идеального результата, к которому мы стремимся — но одновременно быть гибкими, все время менять свой план с учетом обстоятельств. Стратегическая гибкость для стратегической неопределенности.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.