Из колледжа на предприятие — как «Росатом» растит молодых специалистов

Завершение процесса реконструкции третьей технологической нитки переработки ОЯТ (отработавшего ядерного топлива)
Завершение процесса реконструкции третьей технологической нитки переработки ОЯТ (отработавшего ядерного топлива) (Фото: ПО «Маяк» / «Страна Росатом»)
Разбираемся, как «Росатом» помогает студентам стать ведущими специалистами в атомной промышленности и какую роль в этом играет

Об эксперте: Пономаренко Алексей, заместитель генерального директора — директор блока инженерных компетенций АНО «Корпоративная Академия Росатома».

Из колледжа на предприятие — как «Росатом» растит молодых специалистов

Что такое «Профессионалитет»

«Профессионалитет» — это федеральный проект, запущенный Министерством просвещения РФ в 2022 году. Программа направлена на то, чтобы обеспечить промышленность квалифицированными кадрами и приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в регионах. В этом учебном году в программе приняло участие 150 тыс. студентов колледжей в 42 регионах России.

«Профессионалитет» помогает актуализировать содержание учебных программ, сократить сроки профессиональной подготовки студентов и повысить практикоориентированность. Для этого образовательные учреждения и предприятия объединяются в индустриальные кластеры, которые совместно разрабатывают программу обучения и реализуют ее.

  1. Предприятие-работодатель обозначает потребности отрасли: сколько и каких кадров нужно, какими навыками и компетенциями они должны обладать, на каком оборудовании должны уметь работать;
  2. Образовательные учреждения совместно с работодателем разрабатывают программу и интегрируют запросы предприятия в учебные процессы;
  3. Ведущие эксперты работодателя принимают личное участие в образовательном процессе и выступают наставниками для учащихся.
  4. Педагоги учебных заведений партнеров получают индивидуальные планы развития и проходят стажировки на базе предприятий, атомной промышленности.
  5. После окончания колледжа выпускник может сразу начинать работу на предприятии.

Такой подход дает понимание преподавателям о том, чему следует учить студентов для работы на предприятии, какие навыки и знания нужны в реальности. Поэтому студенты, поступившие по программе «Профессионалитета», учатся по времени меньше, но продуктивнее — они получают компетенции, которые нужны будущему работодателю.

Как «Профессионалитет» помогает атомной отрасли

Оператором проекта «Профессионалитет» в атомной отрасли стала АНО «Корпоративная Академия Росатома». По словам Алексея Пономаренко, созданные образовательно-производственные кластеры уже адаптировали учебные программы под потребности атомной отрасли, стали частью экосистемы подготовки кадров и активно делятся своей экспертизой не только с образовательными организациями, но и другими промышленными компаниями.

«Предприятия атомной отрасли традиционно работают в логике непрерывного обучения кадров. Переход на новую позицию достаточно часто связан с прохождением экзамена на допуск к выполнению работ. Поэтому можно говорить о том, что демонстрационные экзамены и практико-ориентированная подготовка — основа атомной промышленности» — рассказывает Алексей Пономаренко.

Так, «Росатом» одним из первых внедрил практику развития профессиональных сообществ опираясь на решения WorldSkills. На основе международного опыта была создана корпоративная экосистема развития кадрового потенциала, основной движущей силой которой стали профильные эксперты. Это позволило в короткие сроки развернуть движение юниоров «Росатома», сформировать программы переподготовки педагогов учебных заведений партнеров, разработать профильные модули для действующих учебных программ СПО, бакалавриата и магистратуры, внедрить широкую практику демонстрационных экзаменов. Выпускники получили паспорта компетенций в соответствии с мировыми стандартами.

Справка: Опираясь на потребности отрасли и профильную экспертизу предприятий, были созданы 17 отраслевых центров компетенций «Росатома», среди которых инженерное проектирование, мехатроника, сварочные технологии и аналитический контроль.

Для реализации образовательных программ «Профессионалитета» ГК «Росатом» выбрал несколько учебных заведений, среди которых был объявлен конкурс. Победителями стали три учебных заведения: Озерский технологический институт, Озерский технический колледж и Курский монтажный техникум. Планируется, что около 85% студентов, прошедших обучение по программам «Профессионалитета» в этих учреждениях, получат работу на предприятиях атомной промышленности. Например, в Челябинской области (г. Озерск) атомный кластер строится в уникальном формате за счет объединения ресурсов Озерского технического колледжа и Озерского технологического института (Филиала НИЯУ МИФИ) для решения задач ведущего промышленного предприятия города ФГУП «ПО «Маяк» а также малым и средним бизнесом. Эта работа проводится в плотном сотрудничестве с городской и региональной администрацией, поэтому кластер становится основной движущей силой развития всего города.

Как ГК «Росатом» превращает студентов в квалифицированных специалистов

Лифт в будущее-от школы до специалиста за 2-3 года. Наша основная задача создать возможности для максимально быстрого старта молодого специалиста. Поэтому учащиеся могут выбрать траектории профессионального развития уже с 14-16 лет. В программах «Профессионалитета» основной период обучения длится от двух до трех лет. Например, уже сегодня в Озерском технологическом институте по направлению «Радиационная безопасность» можно пройти подготовку за 2 года 10 месяцев. При этом, уже через год после выпуска есть возможность стать специалистом 2-го или 3-го разряда, а это значит еще лет через пять вы можете стать инженером по радиационной безопасности.

Озерск
Озерск (Фото: Лев Кириллов / «Страна Росатом»)

Занятия ведут опытные работники предприятий «Росатома». Залог качественного профессионального образования — актуальные знания и навыки. Поэтому во все профильные учебные программы интегрированы действующие работники ГК «Росатом» в качестве педагогов и наставников. Не остаются в стороне и действующие преподаватели образовательных организаций. Для них проводятся стажировки на предприятиях отрасли и реализуются индивидуальные программы развития на базе АНО «Корпоративная Академия Росатома». Это позволяет учащимся составить наиболее точное понимание своей профессии, овладеть технологическими процессами и даже выбрать конкретные подразделения для своей будущей работы.

Оборудование в колледже такое же, как на предприятии. Не редко оборудование для подготовки студентов заказывают сами вузы и колледжи, однако не всегда учитываются потребности и технологические процессы профильных предприятий. Такой подход содержит риски более длительной адаптации выпускников к задачам реальных рабочих мест. Когда ребята попадают на предприятие, им нужно учиться обращаться с оборудованием заново. В нашем случае мы максимально точно увязываем технологическое оснащение, а также количество и результаты практических занятий, что позволяет максимально сократить период адаптации новых работников к выполнению производственной программы. Это выгодно и учащимся и линейным руководителям, которые могут получить специалиста уже готового к выполнению плановых показателей производственного участка.

«В рамках проекта «Профессионалитет» в сторону промышленности смещена точка принятия ключевых технологических решений. Эксперты «Росатома» не только координируют прохождение практик студентов на предприятиях отрасли, но и выступают наставниками в учебном процессе, чемпионатах профессионального мастерства, включеные в процесс проведения демонстрационнынх экзаменов и определяют наполнение инфраструктурных листов — списков необходимого оборудования, которое используют учебные организации в процессе подготовки учащихся. Поэтому после выпуска из колледжа молодые специалисты приступают к работе в знакомых условиях, профессионально используют оборудование и быстро выходят на максимальные показатели производительности труда», — комментирует Алексей Пономаренко.

Практика сразу на предприятии. Сейчас в «Росатоме» действуют 17 отраслевых центров компетенций, где работники предприятий, а также преподаватели и студенты опорных образовательных учреждений могут пройти теоретическое и практическое обучение под руководством опытных экспертов-наставников.

Например, в Озерске «Росатом» открыл отраслевой центр компетенций по мехатронике. В этом центре студентов учат разрабатывать, конструировать, проводить пусконаладочные работы, осуществлять техническое обслуживание, а также программировать производственные линии современного формата. Занятия ведут ребята доказавшие, что они могут решать невозможные задачи. Никита Норкин и Салават Юсупов не только стали призерами чемпионата мира WorldSkills Казань в 2019 году, но привнесли этот опыт в образовательный процесс колледжа.

Транспортировка транспортно-упаковочного контейнера (ТУК) с Балаковской АЭС на ПО «Маяк».
Транспортировка транспортно-упаковочного контейнера (ТУК) с Балаковской АЭС на ПО «Маяк». (Фото: ПО «Маяк» / «Страна Росатом»)

Накопленные ими знания и навыки позволили разработать подъёмно-транспортную и сборочно-транспортную станции, предназначенные для обучения специалистов по Мехатронике и АСУТП. Данной продукцией была оснащена площадка Международного чемпионата высокотехнологичных профессий Хайтек 2022г. Эти станции являются импортозамещенным вариантом ранее применявшихся продукции компании Festo. Примечательно, что в разработанных «Росатомом» станциях были устранены механические недочеты за счет использования более прочных материалов и полученный конечный продукт стал значительно дешевле аналогов, ранее поставляемых компанией Festo. Представленные станции хорошо себя показали на международном чемпионате высокотехнологичных профессий Хайтек 2022г. и позволяют сдавать демонстрационные экзамены и выполнять лабораторные работы по специальности «Мехатроника и мобильная робототехника» для студентов колледжей и университетов России. Этот опыт является уникальным для страны примером устойчивого развития колледжа и разработки конкурентоспособного оборудования.

Как «Росатом» выстраивает долгосрочное обучение

Сейчас «Профессионалитет» рассчитан на студентов колледжей, и для ГК «Росатом» это одно из звеньев решения кадрового вопроса. Госкорпорация подходит к этой задаче комплексно и создает обучающие программы не только для студентов колледжей, но и для школьников, студентов вузов и действующих работников.

По словам Алексея Пономаренко, «Росатом» видит своей стратегической задачей стать лучшей компанией для раскрытия кадрового потенциала. А это значит стать средой, в которой любой гражданин сможет найти пути своей профессиональной реализации и при этом не стать просто винтиком системы по производству чего-то, а реализовать свои научно-технологические мечты.

Быстрая и максимально объективная оценка знаний и навыков. Залогом успешного развития является своевременное и объективное понимание текущего состояния дел. Наличие актуальной и точной информации о том или ином процессе позволяет принимать правильные управленческие решения. Этот тезис из теории управления применим и для образования. Очень важно не просто иметь максимально точный инструмент диагностики знаний и навыков, но и понимать насколько эффективно человек их применяет в практической деятельности. Иными словами, чтобы перевести процесс в целевое состояние (to be) нужно понять как он строится в данный момент (as-is). Поэтому АНО «Корпоративная академия Росатома» разработала уникальный технологический комплекс на основе иммерсивной окулографии. С помощью шлема виртуальной реальности происходит оценка профессиональных навыков отдельного человека, результаты можно сравнить как с целевым профилем, так и с группой и увидеть результаты более общую картину в этой области деятельности. Примечательно, что разработанный комплекс сокращает время и стоимость проведения оценки: обычно на проверку одного сотрудника нужно 8-9 часов и 100 тыс. руб. на расходные материалы и оборудование — иммерсивная окулография позволяет провести эту проверку за 15-20 минут без использования расходных материалов.

Фото:Unsplash
Экономика образования Среднее профессиональное: кто и зачем поступает в колледж

Собственная корпоративная академия. В 2022 году АНО «Корпоративная Академия Росатома» празднует свое 10-летие. За это время академия накопила уникальный багаж в который входят более 500 образовательных программ и проектов, свыше 4 000 обучающих онлайн-мероприятий. Среди них — развитие лидерского потенциала и бизнес-компетенций сотрудников, управленческое обучение и обучение по корпоративным функциям. АНО «Корпоративная Академия Росатома» реализует экосистемные проекты по привлечению лучших выпускников и профессионалов, оценке персонала, развитию системы подготовки рабочих и инженерных кадров, кадрового потенциала территорий и экспорту HR-технологий; развитию культуры безопасного поведения, корпоративной культуры и исследований.

Основная цель академии — поддерживать реализацию стратегии «Росатома», обеспечивать его кадровую устойчивость, давать сотрудникам необходимые знания для решения сегодняшних и будущих задач и гармоничного развития личности.

Как утверждает Алексей Пономаренко, концепция бесконечного развития или «lifelong education» была вшита в основу российской атомной промышленности. Практически весь период становления этой индустрии сопровождался системой непрерывного обучения, которая обеспечивает безопасность протекания производственных процессов. Специалисты, которые переходят на новые должности, сдают экзамены на допуск к тем или иным работам. Такая система проверки позволяет предприятию быть уверенным в наличии знаний и способности их эффективно применять. Поэтому такие подходы найдут применение и в учебных процессах проекта «Профессионалитет».

Реклама, ЧУ «Центр Коммуникаций», ЕРИР токен 4CQwVszH9pSWLneynib

Обновлено 15.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть