Product Owner: кто это такие и где их взять

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Профессия Product Owner — одна из самых перспективных на рынке. Но таких специалистов остро не хватает: они не успевают осваивать нужные навыки. Рассказываем, как эту проблему решают в Продуктовом офисе «Сбера»

Product Owner: кто это такие и где их взять

Об эксперте: Юлия Чуприна, управляющий директор Продуктового офиса в подразделении Agile-трансформации и внедрения инструментов изменений «Сбера».

Задача

Как можно быстрее адаптировать новых Product Owner к продуктам, с которыми им предстоит работать.

Мотивация и предпосылки

Благодаря переходу в «цифру» компании могут запускать больше новых продуктов и делать это намного быстрее, чем раньше. Но помимо интересных идей и цифровой инфраструктуры, для каждого такого запуска нужны люди.

Ключевую роль здесь играeт Product Owner, который отвечает за продукт на всех этапах — от идеи до презентации пользователям. По оценке Linkedln, сегодня это одна из 15 самых перспективных профессий в США.

Product Owner (PO, владелец продукта) совмещает в себе функции руководителя проекта, менеджера продукта и маркетолога.

Что он делает:

  • создает продукт и обеспечивает его развитие;
  • синхронизирует работу разработчиков и дизайнеров, исследует целевую аудиторию и находит проблемы клиента, которые разрешает продукт;
  • ведет команду от идеи и планирования разработки до демонстрации пользователю;
  • контактирует с заказчиками и общается с пользователями, чтобы выбрать верную стратегию развития продукта и донести до команды их ожидания.

Что он должен уметь:

  • проектировать и проводить пользовательские и рыночные исследования;
  • создавать продуктовую стратегию и дорожную карту продукта;
  • понимать ожидания заказчика и пользователей, выстраивать эффективную коммуникацию со всеми сторонами,
  • фокусировать работу команды на достижении цели;
  • находить точки роста в продукте;
  • выделять значимые метрики и постоянно их отслеживать.

Источник: «Атлас профессий будущего» (подготовлен «Сбером» и ВШЭ).

Потребность в таких специалистах растет быстрее, чем потенциальные кандидаты успевают освоить все необходимые скиллы и набрать опыт. Тем более, что профессия предполагает мультизадачность, а значит, очень широкий набор навыков.

При этом российский бизнес часто фокусируется на hard skills и уделяет мало внимания «мягким навыкам» — эмпатии, умению договариваться, критическому мышлению, креативности. В итоге компании получают владельцев продукта, которые разговаривают с клиентом от случая к случаю и в основном руководят разработкой.

Экономика образования Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Но именно коммуникация и контакт с клиентами критически важны в быстро меняющейся среде, говорит управляющий директор Продуктового офиса в подразделении Agile-трансформации и внедрения инструментов изменений «Сбера» Юлия Чуприна. «Это общая проблема для рынков России и СНГ. У нас нет такой специальности как Product Owner. В Штатах она более распространена, американские стартапы и технологические компании давно идут по этому пути», — рассказывает она.

В «Сбере» увидели, что вакансии PO закрываются не так быстро, как хотелось бы. А новые сотрудники «не во всех моментах одинаково хороши». Дело осложнялось тем, что продуктов у «Сбера» много, и они все разные — от банковских до развлекательных. «Мы понимали, что нам трудно взять с рынка идеального кандидата», — вспоминает Чуприна.

Решение

В «Сбере» стали искать альтернативные пути, чтобы ликвидировать нехватку кадров: компания решила работать с новичками. Причем как с действующими кандидатами, так и с участниками продуктовых команд, выполняющими смежные роли.

Здесь выбрали комплексный подход к профессиональному развитию сотрудников: запустили корпоративное Product Management Community для обмена опытом и передовыми продуктовыми практиками, а также разработали программы обучения и адаптационные траектории. При этом акцент сделали на развитии своих продуктов и применении полученных знаний.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Что такое Agile и подойдет ли он вашей компании

Реализация

Для подготовки и адаптации PO разработали несколько программ и форматов:

  • Стартовый уровень: серия видеоуроков с теорией. Они рассказывают, что такое продуктовый подход и как с ним работать. Запущен в 2020 году.
  • Базовый уровень: продуктовый курс, который существует с сентября 2021 года. Включает отработку навыков на своих продуктах с помощью экспертов Продуктового офиса «Сбера».

Сотрудники создают и совершенствуют дерево метрик для своего продукта, изучают примеры из опыта «Сбера» и других компаний, подобранные с учетом задач каждого участника. Также среди основных задач уровня — донести мысль о важности коммуникации с клиентом и научить правильно общаться.

  • Продуктовая мастерская: программа продвинутого уровня с персональным подходом. Рассчитана на глубокую проработку продукта и построена по принципу акселератора. Команда приходит сюда со своим продуктом и целями. Например, выйти на определенный уровень прибыли, поднять средний чек, привлечь новых клиентов.

В течение трех месяцев каждая команда с трекерами и экспертами в индивидуальном порядке развивает свой текущий продукт. За это время они успевают проверить гораздо больше гипотез и провести экспериментов, что позволяет быстрее подсветить «слепые» зоны в продукте и выявить точки роста.

Чтобы попасть в акселератор, команды проходят диагностику. В ходе интервью с трекерами они объясняют, над каким продуктом работают, кто их конкуренты и клиенты, что какую ценность дает продукт и какую проблему решает, какие метрики стоит использовать.

Но некоторым командам такой формат не подходил, им нужно было закрыть более узкие вопросы по своему продукту. Так родилась идея проводить тематические продуктовые интенсивы. Они позволяют под руководством эксперта устранить пробелы в знаниях в проблемной области.

В обеих программах сотрудники работают над своими продуктами, сразу применяя полученную информацию на практике. При этом обучение в интенсивах происходит более точечно, чем в мастерской.

  • Discovery: проверка востребованности продукта и коммуникация с клиентами. По словам Чуприной, психологически это наиболее трудная часть для российских PO. «Нужно учиться общаться с клиентом, делать предположения и идти их проверять, а не принимать на веру собственное мнение. Вот это самое сложное», — говорит она.

Учитывая трудности, для прокачки этого направления создали специальное пространство. Здесь участники получают рекомендации по поводу того, какой способ проверки гипотезы лучше подойдет, и полный перечень материалов, чтобы изучить этот метод и провести проверку.

«Когда продакты понимают, что хорошее интервью похоже на то, как ты общаешься со своим одноклассником, которого не видел 10 лет, то и качество беседы становится выше. Они видят, что это не сакральное знание, доступное только избранным», — рассказывает Чуприна.

В пространстве Discovery со своими продуктами работают как опытные специалисты, так и новички. К примеру, первые могут исследовать здесь свои гипотезы и найти новые варианты их проверки. А вторые — получить рекомендации по типам экспериментов и полный гайд по их проведению.

Результаты

Стартовый курс, целью которого было структурировать ожидания от PO в рамках компании и погрузить их в основы продуктового подхода, прошли 2,5 тыс. сотрудников. В их число входят 97% PO банка и те, кто хотел бы развиваться в продуктовом направлении.

В этом году Продуктовый офис запустил курс с акцентом на практику — построение гипотез и проведение экспериментов, изучение особенностей продукта и грамотное применение метрик. К середине 2022 года его пройдут все РО и значительная часть участников продуктовых команд (дизайнеры и аналитики). В общей сложности — более 1 тыс. человек.

В Продуктовой мастерской за два года работы было запущено восемь потоков, ее прошли более 80 команд.

После запуска образовательных программ скорость подготовки людей на позицию Product Owner выросла, говорит Чуприна. А обученность по направлению Discovery увеличилась на 21%.

Но главное, подчеркивают в «Сбере», сотрудники стали эффективнее решать продуктовые задачи. Благодаря обучению и экспертной поддержке они быстрее находят и устраняют проблемы в продуктах и быстрее переходят к запускам. Кроме того, они делятся своими знаниями с соседними подразделениями.

«По результатам прохождения мастерской многие команды показывают отличные результаты, — рассказывает Юлия Чуприна. — Это может быть пересмотр бизнес-модели продукта, кратное увеличение дохода, что отчасти является мерилом успеха нашей работы». Она также подчеркивает, что речь не о персональной прокачке продакта, а о смене майндсета целой команды. Поэтому внедрение новых инструментов работы происходит более комплексно.

За счет командного развития в программах и дальнейшей работы результат команд в целом становится более заметным. «В таком случае карьерный рост более чем возможен даже в такой крупной компании как «Сбер», причем как по вертикали, так и по горизонтали», — добавляют в Продуктовом офисе.

Планы и перспективы

В «Сбере» планируют масштабировать новый подход к обучению PO в продуктовых интенсивах и одновременно — усиливать индивидуальную составляющую. Прежде всего, за счет расширения списка тем для интенсивов и работы с профильными для продуктов экспертами.

«Есть разные подходы и разные уровни сложности. У нас несколько тысяч продактов. Мы не хотим их учить, а хотим помогать им делать крутые продукты и сразу видеть результат работы», — говорит Чуприна.

Обновлено 28.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть