Как государству и бизнесу преодолеть дефицит квалифицированных рабочих

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Работодателям по всей России не хватает квалифицированных рабочих. Изменить ситуацию можно совместными усилиями государства и бизнеса. Рассказываем, откуда в России дефицит «синих воротничков» и как с ним справиться

Откуда в России дефицит «синих воротничков»

В России не хватает квалифицированных работников практически во всех отраслях, особенно «синих воротничков» — специалистов рабочих специальностей. Например, спрос на работников производства, добывающей отрасли и сельского хозяйства вырос на 45% в третьем квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом в 2020 году.

При этом выросло число вакансий слесарей на 27%, сварщиков — на 19%, а кондитеров — на 15%. А 56% опрошенных компаний Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) нуждаются в профессиональных рабочих. Бизнес не может полностью укомплектовать штат, независимо от ситуации на рынке — и в кризисы, и в периоды подъема экономики.

Фото: Росстат
Фото: Росстат

Одна из причин дисбаланса на рынке труда — отток мигрантов из-за пандемии. Параллельно с этим снизилась и внутренняя миграция россиян. По данным Росстата в 2020 году, внутренних мигрантов стало меньше на 520,4 тыс. человек, или на 12,9% по сравнению с предыдущим годом. Потребность в квалифицированных кадрах испытывают не только отдельные предприниматели, но и целые города.

«Города — тоже работодатели. Многомиллионная Москва нуждается в поварах для столовых, в сантехниках, парикмахерах, тьюторах. Для любых городов среднее профессиональное образование — вход в профессию, возможность в будущем открыть свое малое предприятие. В Москве огромное количество мигрантов из российских регионов и ближнего зарубежья, потому что московских специалистов не хватает. Если государство не закроет этот дефицит, его закроет рынок с помощью миграции», — отметил руководитель Центра урбанистики при экономическом факультете МГУ им. Ломоносова, председатель совета директоров Московского центра урбанистики Сергей Капков.

Другая причина дефицита — демографическая яма. За последние десять лет число людей 20—24 лет снизилось почти вдвое — с 12 млн человек до 7 млн человек. Людей 25—29 лет тоже стало меньше, а это один из самых активных возрастов для трудоустройства.

Почему дефицит кадров — не единственная проблема

Работодатели сталкиваются не только с дефицитом кадров, но и со снижением качества их подготовки. Задача среднего профессионального образования — давать сильные практические навыки, но они очень отстают от реальных потребностей бизнеса.

Несоответствие компетенций работников требованиям работодателей растет и остается одной из главных проблем мирового рынка труда. Например, в рабочих специальностях не хватает специалистов, которые сочетают гибкие навыки и профессиональную экспертизу. По шкале Burning Glass, в мире около трети вакансий с таким запросом, но людей не хватает.

Еще одна проблема — недостаточная оснащенность колледжей и техникумов. В большинстве учебных заведений стоит устаревшее оборудование, которое не соответствует современным производствам.

Но есть и хорошие новости. Выпускники школ стали чаще выбирать среднее профессиональное образование — около 60% выпускников девятых классов. В начале 2000 годов СПО выбирали только 10–12% учеников. В России более 3,6 тыс. средних учебных заведений, в которых учатся около 3,3 млн студентов. Больше 2 млн студентов учатся на бюджете.

Согласно данным Института образования НИУ ВШЭ, изменился социальный статус студента колледжа — представление молодежи о карьере меняются, а высшее образование становится менее доступным. При этом среди таких студентов все больше выходцев из семей среднего класса. Самые популярные программы среднего профессионального образования: «Информационные системы и программирование», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Повар, кондитер», «Сестринское дело».

Выход — в объединении усилий

По данным BusinesStat в 2021 году, количество студентов среднего профессионального образования в России в 2016—2020 годах выросло на 17,2% — с 2,85 млн человек до 3,34 млн человек. Но только 60% из них находят работу по специальности. Чтобы увеличить этот процент, нужно приблизить подготовку колледжей к требованиям работодателей. Для этого в Министерстве просвещения России разработали федеральный проект «Профессионалитет».

«Министерство просвещения проводит работу над проектом в беспрецедентно открытом диалоге с работодателями, с широким участием экспертного сообщества, в том числе на площадке РСПП и в рамках работы Партнерского совета, созданного при Минпросвещения», — отмечает сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Андрей Комаров.

«Профессионалитет» включает три основные инициативы.

  1. Вовлечение партнеров. Создатели проекта планируют вовлечь представителей профессиональных сообществ в среднее профессиональное образование. «Действующие игроки рынка» станут инвесторами образовательной системы — смогут сформировать свои запросы к программе, вовремя скорректировать подготовку студентов и помогут им найти работу. Для этого за инвестиции в среднее профессиональное образование планируют ввести специальный налоговый вычет — эту инициативу поддержал президент России на съезде РСПП 17 декабря.
  2. Новые программы. В техникумах и колледжах введут новые образовательные программы. Они будут короче, но практичнее и интенсивнее: до двух лет для рабочих профессий, до трех лет — для более технологичных.
  3. Другая подготовка. Планируется создать центры молодежных инициатив внутри учебных заведений. А еще воссоздать государственную систему подготовки преподавателей специально для СПО.

В программе примут участие около 150 тыс. студентов, обучающихся по специальностям железнодорожной, атомной, металлургической, нефтегазовой и нефтеперерабатывающей отраслей, в области машиностроения и легкой промышленности. Для этого в проект инвестируют около ₽30 млрд в 2022—2024 годах.

Проект поможет развить государственно-частное партнерство в сфере СПО. По мнению Андрея Комарова, это наиболее эффективный формат взаимодействия бизнеса и государства для подготовки кадров. Именно в таком формате 10 лет назад им был создан проект «Будущее Белой металлургии» в Первоуральске Свердловской области. Инвестиции в образовательную инфраструктуру составили более ₽1,5 млрд. За это время по программе было подготовлено больше 1 500 специалистов для инновационных производств.

«Будущее Белой металлургии» — одна из первых программ в России, основанная на дуальной модели: 60% обучения студенты осваивают и отрабатывают практические навыки, 40% — изучают необходимую теорию. Благодаря такому подходу за 3 года и 10 месяцев студенты могут освоить две основные и две смежные профессии, получить квалификационные разряды и реальный производственный опыт не менее полутора лет.

Другой пример государственно-частного партнерства — профильный колледж «Хино» в Подмосковье. «Хино» открыли в 2019 году на базе Химкинского техникума, на котором готовят рабочих для производства грузовиков на автозаводе. В колледже создали новый учебный корпус, лаборатории и мастерские. А еще разработали 11 модульных образовательных программ, опираясь на требования будущих работодателей.

Подобный колледж открыли в Красногорске в 2019 году, но уже с уклоном в ИТ. Благодаря договору «Ростелеком», в колледже готовят специалистов в сфере телекоммуникации, кибербезопасности и других цифровых услуг. При этом основной упор по-прежнему сделали на практику — она занимает до 65% всего времени обучения.

Дуальное обучение помогает предприятиям корректировать подготовку студентов, делая акцент на специфику своей работы, и потом набрать в штат специалистов, которых уже не потребуется дополнительно обучать. А колледжам и техникумам — обучать студентов навыкам, которые действительно пригодятся на рынке труда. Именно такой подход поможет системе среднего профессионального образования создать новое поколение квалифицированных рабочих.

Обновлено 24.12.2021
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть