Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Что нужно знать топ-менеджерам для успешной трансформации бизнеса

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Чему учиться, чтобы достичь успеха в цифровой трансформации, и почему в эпоху Индустрии 4.0 человеческий капитал дороже материального, рассказала вице-президент по управлению персоналом АФК «Система» Светлана Матвеева

Суть и тренды цифровой трансформации

Цифровые навыки в последнее время стали едва ли не основной компетенцией для управленцев и других сотрудников компаний. Не в последнюю очередь этому способствовала пандемия коронавируса, ставшая причиной перевода массы работников и рутинных бизнес-процессов в онлайн. Цифровизация затронула всех: крупные корпорации и небольшие стартапы, частные и государственные компании.

Опыт «самоизоляции» и «удаленки» показал: цифровые решения незаменимы не только в жизни каждого человека в отдельности, но и в обеспечении функционирования целого ряда отраслей экономики. Выиграли от этой ситуации компании, раньше других осознавшие важность внедрения современных технологических решений для устойчивости бизнеса.

Почему в цифровизации человеческий капитал важнее денежного

На примере наших активов видно, как сильно повысился уровень цифровизации различных сфер и компаний: вырос спрос на услуги телемедицины, ускорились переход на электронный документооборот, автоматизация процессов и использование современных ИТ-решений. Однако в широком смысле цифровизация — это не просто массовое внедрение тех или иных информационных технологий вроде искусственного интеллекта, «умных» датчиков или сетей быстрой передачи данных. По существу, речь идет о радикальном обновлении способов управления экономикой так же, как под agile теперь понимается уже практически любая современная модель ведения проектов. Образно говоря, сейчас сосуществуют две экономики, как аналоговое звучание (грампластинка) и цифровое (музыка на смартфоне). Причем «цифра» как нечто новое все больше внедряется в традиционные индустрии и трансформирует старые отрасли.

В этой ситуации недостаточно просто купить новый гаджет, 3D-принтер или аппарат МРТ в районную больницу — нужно уметь применять их на практике, чтобы они не просто числились на балансе, а создавали стоимость.

Поэтому, помимо построения цифровой инфраструктуры, так важно научить людей работать по-новому. На заре первой индустриальной революции основное конкурентное преимущество получал тот, кто сумел накопить первоначальный материальный капитал и, к примеру, построить завод. В условиях новой — цифровой — волны, когда привлечение инвестиций в принципе не является проблемой и вопрос о деньгах, к примеру, на открытие кафе или запуск стартапа так остро уже не стоит, преимущество компании определяют именно люди. Человеческий капитал — то, что отличает успешного инвестора, руководителя бизнеса или предпринимателя. Сами по себе деньги не рождают деньги: чтобы получить новый продукт, к деньгам нужно приложить человеческий капитал, под которым мы понимаем прежде всего человеческое время, а также компетенции и страсть, стремление к достижению цели. Работают только эти компоненты вместе.

Фото:Thomas Peter / Reuters
Экономика образования Кадры для цифровой экономики: кто они — дети, студенты, взрослые?

Зачем бизнесу объединяться с университетами

В новой технологичной и меняющейся реальности роль лидеров изменений сильно возросла, но далеко не все руководители и владельцы бизнеса оказались готовы к ним. Нехватка кадров, а также недостаток знаний и понимания того, что нужно для цифровой трансформации, являются главными проблемами половины из почти 120 опрошенных DT Global Business Consulting в 2019 году высших руководителей компаний из разных отраслей бизнеса, работающих в России. По результатам же прошлогоднего форсайта Ассоциации менеджеров и НИУ ВШЭ, на первых строчках в топ-10 глобальных трендов, воспринимаемых топ-менеджерами как «окно возможностей», оказались развитие электронной торговли, маркетплейсов и онлайн-платформ, а также ускорение цифровизации и переход на «умные» системы. Эти факторы значимы для большинства опрошенных руководителей (85%), многие из которых (76%) также отметили повышение требований к компетенциям сотрудников. Поэтому ведущие компании уделяют особое внимание цифровым навыкам менеджеров высшего звена, для которых работа с данными становится таким же базовым умением, как владение инструментами MS Office. Например, в «Сбере» управленцев обучают основам Data Science, программированию на Python и развитию продуктов, что позволяет им выступать в роли квалифицированных заказчиков и руководителей технологических проектов.

Кроме того, одним из главных трендов будущего становится непрерывное обучение в течение жизни. Однако классическое образование зачастую не успевает за изменениями на рынке и не соответствует запросам компаний и обучаемых. Поэтому, чтобы удовлетворять его, университеты стали объединяться с бизнесом и создавать совместные образовательные программы. Под крышей высших учебных заведений собираются практикующие специалисты из различных областей и педагоги с многолетним опытом преподавания. Такая комбинация помогает не отставать от быстро развивающихся технологий и обучать актуальным знаниям, с которыми сразу можно выйти на рынок.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
Экономика образования Университет вещей: как вузам стать технологическими центрами компетенций

Учитывая проблемы, с которыми сталкивается бизнес в России при проведении цифровой трансформации, АФК «Система» вместе с Экономическим факультетом МГУ решила создать программу «Академия бизнес-лидеров: конкурентоспособность в цифровой реальности». Она рассчитана на собственников, топ-менеджеров и членов советов директоров, способных запустить и возглавить трансформационные процессы в своих организациях. Шестимесячный курс призван помочь руководителям совершенствовать свои лидерские компетенции в данной области и начать их активно применять.

Зачем обмениваться знаниями peer-to-peer

Подходы к обучению топ-менеджеров, конечно, сильно отличаются от классической учебы в университете. Поэтому в рамках программы будут применяться относительно новые форматы, например, peer-to-peer обучение. Этот подход предполагает обмен знаниями и позволяет сотрудникам, обладающим определенными навыками, посмотреть на себя и коллег с точки зрения своего опыта и помочь другим, опираясь на накопленную экспертизу.

Такая система выгодна для всех участников процесса, несмотря на то, что им, казалось бы, приходится делиться эксклюзивными «инсайтами» с другими, потому что в современном мире само это слово потеряло первоначальное значение. Сейчас вопрос состоит не в том, чтобы узнать определенную технологию, методику или стратегию, а в том, чтобы ее успешно повторить и усовершенствовать. В действительности все прекрасно понимают, как работают передовые компании, в том числе с точки зрения корпоративной культуры, но многие пока все равно от них далеки. Это происходит потому, что у них часто не хватает опыта, энергии, смелости, чтобы привнести эти практики в свою компанию. Подобное общение peer-to-peer помогает получить этот опыт, нарастить управленческий капитал и развить лидерские амбиции.

Особенности программы «Академия бизнес-лидеров»

В качестве преподавателей в «Академию бизнес-лидеров» привлекли топ-менеджеров активов АФК «Система». Проходить обучение будет в том числе и на площадках этих компаний, чтобы максимально погрузить слушателей в атмосферу цифровых технологий и реальную бизнес-среду. Студентов ждет совместная работа над конкретными проектами цифровых преобразований. Также часть модулей будет проходить на базе МГУ, профессорско-преподавательский коллектив которого состоит из ведущих экспертов своей области. Они поделятся знаниями в сфере цифровизации и основными направлениями, на которые нужно обращать внимание сегодня: это цифровые технологии в бизнесе и технологии как бизнес, институциональные сдвиги, ценностные изменения и техники управления компанией.

Мир сегодня стремительно меняется, и чтобы быть в тренде и принимать решения, основанные на фактах, необходимы новые подходы. Поэтому занятия на программе организованы таким образом, чтобы после прохождения курса слушатель мог:

  • Анализировать влияние технологических трендов, прорывных и перспективных инноваций на бизнес.
  • Принимать стратегические решения по повышению конкурентоспособности бизнеса в условиях цифровизации.
  • Развивать личные компетенции в этом направлении.
  • Выявлять, оценивать и нейтрализовывать риски цифровой реальности.
  • Учитывать институциональные изменения и особенности нормативного регулирования цифровой экономики.
Обновлено 16.09.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть