Школа будущего: как технологии влияют на учебный процесс

Школа будущего: как технологии влияют на учебный процесс

Робототехника, монтаж видео, запись треков — предметы, которые пока не связаны с классическим образованием. При этом в шведской школе уже вводят уроки по игре в Minecraft, а в Калифорнии преподают геометрию в виртуальной реальности в игре Half-Life. Как технологии меняют учебный процесс — на этот вопрос ответил ведущий YouTube-канала «Индустрия 4.0» Николай Дубинин.

Традиционное обучение по книгам в момент его создания было самым дешевым и доступным способом передачи информации. О звуках и видео тогда не могло быть и речи. Школа XX века отвечала на запросы людей своего времени. Но XXI век — это уже про креативные технологии, которые не могут не влиять на процесс обучения.

Школа будущего

Образовательный центр Tumo располагается недалеко от «Москва-Сити».

Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в эту школу — отсутствие парт. По словам центр-менеджера Tumo Александра, это принципиальное решение. Парты ассоциируются со строем, который убивает образное мышление.

Второе, что не может не удивить человека, учившегося в классической школе, — ту-мобиль. Его разработали в главной школе в Ереване, где все занимаются на стационарных компьютерах. Технология позволяет студентам подъезжать друг к другу и работать вместе.

В школе есть большая зона для самообучения — так называемый атриум. Здесь каждый получает необходимые теоретические знания в комфортном для себя темпе. После студент отправляется работать в ВоркШоп над групповым проектом. Туда его уже сопровождают кураторы.

Вообще, слова «ВоркШоп», «куратор», «коуч» можно заменить привычными всем «класс» и «учитель». Однако от этих терминов отказываются специально. Это должно сломать в голове подростков установку, что они в школе. По той же причине все общаются на «ты».

Фото:Shutterstock
Экономика образования Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник

В аудиториях все модифицировано. Сначала в нем может проходить мастер-класс по кинопроизводству, а потом по 3D-моделированию или программированию. У робототехников студия отдельная. В ней установлен огромный стол, за которым и создают больших роботов.

Устройство учебного процесса

Основная миссия — познакомиться со студентами, дать им возможность попробовать себя в разных проектах, после которых они смогут понять, чем именно хотят заниматься. В школе всего восемь основных направлений:

  1. анимация,
  2. кинопроизводство,
  3. 3D-моделирование,
  4. разработка видеоигр,
  5. музыка,
  6. робототехника,
  7. программирование,
  8. графический дизайн.

Учащимся нужно выбрать четыре из них. Но перед этим они выполняют восемь заданий — по одному на каждое направление, чтобы попробовать себя во всем.

Сначала удивляет отсутствие таких направлений, как VR, AR, беспилотники. Но это легко объясняется. Если человек решил, что хочет заниматься исключительно созданием роботов, он идет получать соответствующее образование.

Стоимость обучения и поиск заинтересованных студентов

Есть три разных направления. Первый вариант — очное обучение. Он стоит 30 тыс. руб. Второй — смешанный стоит 15 тыс. руб. Третий, позволяющий учиться только онлайн — 5 тыс. руб.

При этом регулярно разыгрывается 100 грантов. С их помощью ищут молодых и талантливых людей. Сейчас в соцсетях проходит конкурс. Задача — снять мотивационное видео и рассказать, как студент хочет развиваться, почему и как ему в этом поможет школа.

Центр цифрового лидерства SAP

Tumo — не единственное место, побывав в котором, человек сталкивается с будущим. Компания SAP объединяет студентов со всего мира и дает им возможность проявить себя и развиваться, создавая новые технологии и интересные проекты.

Региональный директор Университетского Альянса SAP в Кремневой долине Виктор Таратухин преподает в Стэнфордском университете с 2015 года. Каждый год он участвует в реализации новых идей со студентами Стэнфорда и ребятами из других стран. Вместе они создают проект по дизайн-мышлению на протяжении девяти месяцев. Раньше они могли встречаться вживую, теперь — нет. Из-за этого участники лишились возможности привыкнуть друг к другу. Это, бесспорно, сделало их работу сложнее.

Перед компанией стоит задача позволить студентам раскрыть себя. Важен не только результат, но и процесс работы, образное мышление. Конечно, если какой-то проект получится создать, SAP найдет возможность поддержать студентов.

Так, например, три студентки базовой кафедры SAP НИУ ВШЭ Эльвира Козлова, Валерия Юдина и Юлия Скрупская работают над созданием платформы для дистанционного обучения. Студенты учатся онлайн уже почти год, и все сталкиваются примерно с одними и теми же проблемами: не удается войти в программу — это приводит к потере времени. Девушки решили провести кастинг ИТ-специалистов, которые смогут создать платформу, с помощью которой учиться будет удобно. Этого приложения сейчас не хватает многим студентам.

Фото:из личного архива
Экономика образования Будущее образования в онлайне: как поменяются лекции, студенты и педагоги

Дистанционное обучение и новые технологии

Школьники опять учатся дома. Все снова стали обсуждать внедрение технологий виртуальной реальности в процесс обучения. Но как? Новый шлем, который выпустил в этом году Facebook, стоит около 50 тыс. руб. Вряд ли это подойдет школьникам. Но интересно то, что существуют обучающие курсы по VR, которые можно заказать на дом. Занимается этим Московский городской университет правительства Москвы.

Виртуальная реальность меняет отношения, снимает барьеры и какие-либо ограничения. В VR человек полностью включен в процесс. Это нельзя сравнить с нахождением у монитора компьютера. В виртуальной реальности мы начинаем верить миру и тому, что нарисовано вокруг. Подключаются также чувства и эмоции.

Именно поэтому все тренажеры, которые компания создала при помощи виртуальной реальности, действительно помогают. Человек включается в игру, и мозг реагирует так, как будто ситуация настоящая.

Индустрия 4.0 Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

Тренажеры VR

В VR-центре есть много обучающих программ. Например, существует тренажер для сотрудников Государственной инспекции по недвижимости. Тренирует он, так сказать, умение отказываться от взяток. Как это работает?

Процесс похож на искушение в виртуальной реальности. Сотрудник смотрит, где находится самострой, а где нет. Сначала ему необходимо сфотографировать объект и описать все. После к ним подходит собственник жилья и пытается предложить взятку.

Другая обучающая программа связана с практикой публичного выступления. Она оценивает всего два параметра: молчит человек или говорит, а также куда направлен твой взгляд. Ну точнее, шлем. Зрителями становятся боты.

Еще один тренинг построен на отснятых заранее видео с актерами. Человек от первого лица ведет диалог с разными людьми и пытается выбрать варианты, которые подходят для общения с собеседниками разных характеров, или старается распознать эмоции.

Но сказать, что все скоро будут учиться в VR, и что про поездки на лекции можно будет забыть, — сложно. Да и долгие лекции в виртуальной реальности пока ставятся под сомнение. Ведь больше 40 минут сложно находиться в пространстве.

Получается, что технологии, которые используются в процессе учебы, дают нам больше практики. Ты получаешь знания и дальше применяешь их. Профессиональные же курсы за полгода будут стоит дешевле обучения в университете. Классическое образование останется фундаментом, а новые навыки станут на нем этажами.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 25.11.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть