Детский сад и школа — это база, а кружки и секции — пространство, где ребенок ищет себя. Но в современном мире выбор стал слишком широким. Балет или плавание? Робототехника или рисование? Английский, ментальная арифметика, гитара, футбол, шахматы, программирование, танцы? Список бесконечен.
Как выбрать секции и кружки для ребенка правильно
Родители мечутся между страхом «упустить момент» и тревогой «не перегрузить ребенка». Психологи уверяют: золотая середина существует. Она начинается с внимания к интересам ребенка и готовности родителей отпустить часть контроля.
Шаг 1: отставить в сторону собственное «я»
Нередко за стремлением «дать детям все самое лучшее» стоят вовсе не потребности ребенка, а тревога взрослых. «Бывает так, что родители записывают детей в десятки кружков не потому, что ребенку это нужно, а потому, что боятся: без музыки, спорта, английского он будет «хуже других», — объясняет психолог, психодраматерапевт, схема-терапевт, тренер Института психодрамы, коучинга и ролевого тренинга (ИПКиРТ) и автор книг Ольга Малинина.
Эксперт назвала несколько установок, которые мешают объективно подойти к вопросу дополнительного образования ребенка.
1. Установка «Я хороший родитель». Это компенсаторная история: «В моем детстве не было возможностей, поэтому ребенку я дам максимум». Даже если этот максимум ему не нужен. Для таких взрослых часто имеет значение, что о них думают, поэтому они впадают в крайности для обеспечения собственной репутации. А у детей часто появляется чувство долженствования: «Родители стараются, все для меня делают, значит, я должен быть хорошим/послушным/успешным».
2. Установка «Ребенок как инвестиция». В такой истории взрослые буквально транслируют детям: «Я в тебя вкладываю, поэтому ты должен давать результат». Ребенок становится проектом, причем без права на ошибку. Он обязан всегда быть лучшим.
3. Установка «Ты мое продолжение». Такие родители видят ребенка не отдельной личностью со своими предпочтениями, а собственной маленькой копией: «Ты такой же, как и я. Ты должен и можешь хотеть только того, чего хочу я. У нас с тобой одна цель, одни интересы».
4. Установка «Второй шанс». Здесь взрослые пытаются с помощью детей реализовать все свои несбывшиеся мечты, исправить ошибки детства: «я не состоялась как балерина, так пусть дочь попробует», «я мечтал играть за «Спартак» — отдам сына в футбол». Реальные способности, физические данные и предпочтения самого ребенка, конечно, не учитываются.
5. Установка «Мне лучше знать». Это про взрослых, уверенных, что ребенок неспособен самостоятельно принимать решения, а значит, нужно это делать за него. Сюда же можно отнести убеждения, что мир опасен и, дабы ребенок не увлекся чем-то плохим, нужно занимать каждую минуту его свободного времени чем-то полезным. В обоих случаях это про то, что дети воспринимаются как безвольные и бесхарактерные существа, не имеющие ни своего мнения, ни силы воли.
Все эти установки так или иначе связывает одно — гиперконтроль. А здоровая забота — это когда родители предлагают, но учитывают желания ребенка, поддерживают, помогают найти ориентиры.
Шаг 2: понять, что ребенку действительно интересно
Задавать ребенку вопрос «Чего ты хочешь?» нередко бывает малоэффективно. Дети часто сами не знают ответа или не могут его сформулировать так, чтобы быть понятыми. Однако важное уточнение: не существует ребенка, которому вообще ничего неинтересно.
Детский психолог, нейропсихолог и игровой терапевт Елена Мазурова советует предлагать разные виды деятельности (не ограничиваясь стандартным набором вроде английский + спорт) и наблюдать за реакцией ребенка. «После каждой такой пробы обсуждать впечатления. Можно задать вопрос прямо, а если ребенку трудно ответить, помогут наводящие вопросы: «Понравился ли педагог?», «Не было ли скучно?», «Что больше всего запомнилось?», — отмечает эксперт. Мазурова подчеркивает, что такие вопросы важны еще и в ситуациях, когда ребенок отказывается идти на занятия. Может оказаться так, что выбранное направление ему нравится, но не устраивает, например, тренер.
Какие-то склонности видны в обычной жизни. Обратите внимание на то, что ребенок с удовольствием делает в свободное время, с друзьями, на прогулке. Если, например, малыш часами рисует, стоит посмотреть в сторону арт-кружка. «Важный момент: не переусердствовать. Заботливые родители часто попадают в ловушку: замечают любовь ребенка к рисованию и тут же — вот тебе мольберт, дорогущая пастель и лучшая бумага. А через месяц ребенок переключился на футбол. Получается, деньги на ветер. Поэтому мой совет: начинайте с малых трат», — объясняет игровой терапевт.
Как помочь ребенку не бросать начатое
Итак, вы выявили интересы и склонности ребенка. Дальше перед родителями стоит задача помочь ребенку освоиться, а со временем — не бросить кружок. Или все-таки бросать можно и нужно?
Первое и самое важное: не стыдите ребенка за желание пробовать и передумать. Когда, как не в детстве, ему разбираться с тем, что ему интересно?
Тем не менее многие родители беспокоятся, что частая смена секций и кружков сделает ребенка непостоянным, безответственным. Елена Мазурова спешит развеять этот миф, отмечая, что в младшем возрасте пробовать разное даже полезно, ведь именно через разнообразие ребенок познает себя. А если такого опыта не было, то этот этап может начаться во взрослом возрасте.
К 10–12 годам желательно, чтобы у ребенка был опыт устойчивого посещения кружка. Хотя бы несколько лет. Это учит доводить дело до результата. Но в более раннем возрасте смена интересов естественна.
«Мне лень» как сигнал
Фраза «мне лень» редко говорит о реальном желании ребенка ничего не делать. Чаще это сигнал усталости, перегрузки или потери интереса.
Елена Мазурова:
«Эта история особенно характерна для школьников, которые после уроков просто выдыхаются и, правда, хотят единственного — отдохнуть. Родителям также стоит посмотреть, а не требуют ли они слишком многого: если к непростой школьной программе прибавляются три кружка в неделю, музыка и спорт, неудивительно, что организм истощается физически и эмоционально, поэтому включаются защитные механизмы, чтобы снизить нагрузку».
Другие возможные варианты «лени»:
- занятие оказалось не по темпераменту (активному ребенку скучны шахматы);
- атмосфера неблагоприятная (токсичный/ невовлеченный педагог, буллинг в группе);
- эмоциональные трудности (например, у подростков такая «лень» может быть признаком развивающейся депрессии).
Родителям важно не вешать ярлыки поспешно, а искать истинную причину и работать с ней.
Баланс между «хочу» и «надо»
Конфликты часто возникают, когда родители настаивают на «полезном» (например, английский), а ребенок хочет «бесполезного» (рисование). Решение — диалог.
Ольга Малинина:
«Важно уважать выбор ребенка, а затем мягко предлагать то, что считаете нужным. Тот же английский, например, можно встроить в жизнь: смотреть фильмы, учить фразы в быту, превратить язык в игру».
Таким образом, дети не чувствуют давления, а родитель получает возможность реализовать свои намерения.
Александр Борисычев, детский невролог и психиатр:
«Важно не забывать: кружки — дело добровольное, поэтому решающим фактором остается желание ребенка. Полезно время от времени сверяться: для чего ребенок ходит в секцию или кружок, что ожидает получить. Если цели или интересы меняются, стоит обсуждать это вместе. А постепенно, с возрастом, ответственность за дополнительное образование нужно передавать самому ребенку».
Бросить — это навык, а не слабость
Многие родители боятся: если позволять ребенку бросать кружки, он вырастет несобранным, непоследовательным, недисциплинированным. Но психологи видят в бросании начатого важный навык — умение слышать себя.
Александр Борисычев:
«Испытывать страх или сомнения — абсолютно нормально, тем более в тех аспектах жизни, которые занимают ее львиную долю. Тем не менее иногда ребенку трудно отличить, он устал бороться с трудностями или действительно потерял интерес. В такой ситуации полезно задать себе вопрос: «Если бы все давалось легко, мне бы хотелось и дальше этим заниматься?»
Александр советует делать «отсечки»: дать себе один—три месяца и по истечении срока пересмотреть решение. Если интерес не вернулся, спокойно завершать. Однако, как настаивает Елена Мазурова, важно ставить точку красиво, то есть довести дело до какого-то результата: выступить на концерте, закончить проект, устроить прощальную вечеринку. Тогда прекращение воспринимается не как поражение, а как опыт.
Когда точно стоит бросить кружок
Наверное, каждый родитель так или иначе сталкивался с ситуациями, когда ребенок отказывался идти на занятие. Причины могут быть самые разные: от усталости до вышедшего обновления в любимой игре. Именно поэтому эксперты рекомендуют оценивать состояние ребенка после занятия.
Елена Мазурова:
«Очень часто после вот этих «не хочу» перед кружком следует «класс, мам, это было самое лучшее занятие». Но если подавленное состояние сохраняется и по окончании занятия, это уже может быть сигналом о том, что следует что-то менять».
Игровой терапевт назвала несколько веских причин оставить кружок или секцию.
1. Буллинг от педагогов или других ребят. Токсичная среда — это повод немедленно прекратить занятия в этом кружке. Даже если он один такой в своем роде и заменить его нечем. Психическое здоровье ребенка важнее.
2. Неинтересный формат. Бывает так, что кружок или секция не отвечают потребностям ребенка, его возрасту. Например, для малышей выбрана слишком серьезная подача, для подростков — скучная. Плохо организованное занятие может отбить интерес даже у самого вовлеченного ребенка.
3. Потеря интереса. И это, правда, уважительная причина бросить начатое. А еще это классный навык для дальнейшей жизни — умение сказать «нет» тому, что не нравится.
Если страшно, что ребенок все бросит и перестанет интересоваться чем-либо, Елена Мазурова советует обозначить сферы, в которых вы точно хотите его видеть. Например, это спорт, творчество и социальные навыки. Дальше позвольте ребенку самому выбирать конкретные направления и частоту посещений.
Помните: задача взрослых — помогать и поддерживать, ведь настоящее развитие начинается там, где ребенок чувствует интерес, а не давление.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.