EdCrunch Reload 2022: что обсуждали на образовательной конференции

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Социально-эмоциональное обучение становится одним из приоритетных направлений в образовании. О том, как меняются EdTech и вузы, эксперты обсудили на конференции EdCrunch Reload

О конференции

EdCrunch Reload — крупнейшая в Европе конференция по новым технологиям в образовании, которая проводится с 2014 года. Ежегодно на конференции выступают эксперты со всего мира. В 2022 году конференция была посвящена шести трекам, которые захватывают раннее детство, школьное и высшее образование, корпоративное обучение и рынок EdTech. 350 экспертов из 25 стран поделились знаниями о нейробиологии и технологиях, чтобы участники научились трансформировать обучение, устранять формальные подходы, повышать вовлеченность в обучение.

«Сегодня отрасль образования стоит перед большим вызовом цифровизации. Новые технологии меняют многие отрасли и относительно недавно этот тренд дошел и до индустрии образования, которая по-прежнему остается консервативной. Но методы преподавания уже не могут оставаться такими, как раньше. Через эту конференцию мы хотим продвигать новые цифровые технологии в педагогике», — говорит основатель конференции EdCrunch Нурлан Киясов.

Организаторы EdCrunch Reload: акимат города Алматы, университет науки и технологий МИСИС, холдинг AITAS, инициатива ERG mektepke, институт развития современного образования EdCrunch Academy и образовательная платформа Amansultan.

Социально-эмоциональное обучение как тренд школьного образования

Если десять лет назад понятие social-emotional learning было скорее модным словом и его продвигали амбассадоры, то сейчас это становится неотъемлемой частью обучения в школе. Принципы социально-эмоционального обучения помогают как всестороннему развитию детей, так и вовлечению их в образовательный процесс. Эти принципы учитывают эмоциональный фактор, который фактически отвечает за то, запомнит ли ребенок на уроке материал. Модератор дискуссии, доктор психологии, ведущий эксперт в области эмоционального интеллекта (EQ) и развития soft skills SKILLFOLIO Виктория Шиманская поделилась основными моментами беседы:

  • Кен Шелтон, почетный преподаватель Apple, сертифицированный инноватор Google, эксперт в области инновационного обучения Microsoft Innovative Educator Expert (США) показал, как меняется педагогический дизайн. Он утверждает, что вопрос «Что ты чувствуешь?», заданный ученику, помогает синхронизироваться с педагогом.
  • Элис Килер, амбассадор инновационных цифровых технологий, подтвердила, что цифровые инструменты помогают развитию образовательного процесса. Однако важно подчеркнуть, что роль учителя это не перекрывает. Цифровые технологии помогают развитию социально-эмоционального подхода.
  • Татьяна Киселева, руководитель департамента разработок международной сети центров развития эмоционального интеллекта «ЭИ ДЕТИ» (EI Kids) привела в пример квадрат эмоций как практику настройки на урок. Дети оценивают свое состояние с учетом энергетического ресурса по четырем квадратам (красный, желтый, зеленый или синий), то есть насколько у них много сил и энергии. В зависимости от того, в каком квадрате находятся дети, учитель может даже перенести контрольную работу.

Фото:Freepik
Экономика образования Как возникло слово «образование» и что оно означает на самом деле

Своим мнением о работе учителей поделилась Екатерина Тихонова, учитель начальных классов высшей категории, член совета учителей-блогеров при Министерстве образования. Эксперт считает, что квалификация учителей — это одна из причин высоких академических показателей учеников. Сейчас часто используется устойчивое сочетание lifelong learning, вот только качество этого обучения оставляет желать лучшего. Зачастую курсы для педагогов напрочь отбивают желание развиваться — большинство из них формальны, а содержание не практично и оторвано от реальности. Лучшей формой повышения мастерства является обмен опытом. Когда коллеги посещают уроки друг друга, они обмениваются интересными приемами и технологиями работы с классом. Учиться должно быть комфортно, полезно и интересно не только детям, но и учителям, считает эксперт.

Судьба онлайн-университетов в меняющейся картине образования

Традиционные университеты адаптировались под цифровую эпоху и наращивают присутствие в онлайне: крупнейшие вузы мира обучают тысячи студентов. Цифровой экспертизой НИУ ВШЭ в рамках панельной дискуссии «Крепко ли стоят великаны? Судьба гигантских онлайн-университетов в меняющейся картине образования» поделилась Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.

Сегодня онлайн-студенты опровергают стереотип о том, что учеба после работы, а не вместо нее уступает по качеству кампусной. Высшая школа экономики сконцентрирована на успешности и востребованности онлайн-выпускников, поэтому каждая из цифровых программ вуза тесно сотрудничает с индустриальными партнерами, подчеркнула Ремезова. Образовательные программы базируются на коллаборациях с бизнесом: лаборатории, семинарские занятия, стажировки и практики у ключевых экспертов индустрий позволяют осваивать актуальные компетенции.

Среди студентов онлайн-магистратур немало представителей бизнеса, топ-менеджеров и опытных специалистов, которые хотят получать новые знания без отрыва от работы.

Участники дискуссии настаивают, что задача вузов — социализировать студентов, находящихся на дистанции от однокурсников и преподавателей, обеспечить вовлеченность благодаря совместным проектам и исследовательской деятельности. «Студенты онлайн-программ могут выбрать как прикладную специальность, так и развиваться в академических треках, погружаясь в научные исследования совместно с лидерами академического сообщества. Студенты Вышки Онлайн имеют возможность посещать библиотеки и открытые дискуссии в кампусах университета, то есть получают доступ ко всем информационным ресурсам и инфраструктуре НИУ ВШЭ. В этом плане цифровое образование университета демонстрирует гибкость», — подчеркнула Юлия Ремезова.

Маркетинг по-новому: как сейчас продавать в EdTech

В рамках секций EdTech обсуждались актуальные проблемы рынка: смены подходов, работа с B2G, изменения в маркетинге компаний.

Марина Харахордина, руководитель методического отдела в Skillbox: «Цифровая дидактика из тренда индустрии стала стандартом. Образовательные платформы накопили достаточный объем цифровых следов пользователя, чтобы выдвигать гипотезы о том, как люди учатся, что им нравится, что их останавливает, мотивирует и что помогает лучше запоминать информацию. На основе этих данных создаются новые программы и корректируются текущие. В итоге это увеличивает вероятность достижения пользователями целей обучения. Думаю, что следующим шагом станет переход к индивидуальным образовательным траекториям, и появится возможность адаптировать треки обучения под конкретного студента и его образовательный запрос».

Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованию «Профилум» считает, что образование меняется в сторону поиска решений и технологий раскрытия потенциала каждого человека. Результатом обучения должен стать не рост абстрактных знаний и навыков, а фокус на развитии талантов человека. «Это связано с глобальными вызовами, которые мы переживаем сейчас, — отметил Алтухов. — Устойчивость становится первоочередной потребностью в условиях нестабильности. И инструмент обретения устойчивости — это образование как набор применимых навыков и знаний. У людей больше нет возможности распыляться на различные сферы. Нужно искать ту, в которой человек будет максимально реализован личностно и экономически».

Корпоративное обучение сотрудников по ИТ-направлениям

В связи с этим растет запрос на технологии развития потенциала и формирование карьерной грамотности как новой компетенции современности. Эти технологии позволяют определить таланты человека и подсказать конкретные сферы и виды деятельности, в которых он будет эффективен и счастлив. Фокус развития человеческого потенциала — основополагающая ценность и драйвер для развития современного общества. Талантоцентричность становится основным трендом в сфере онлайн-образования, подытожил спикер.

Сооснователь и коммерческий директор «Умскул» Михаил Солдатов поделился опытом работы EdTech-проекта с государственным образованием: «В первую очередь для нашего образовательного проекта «Умскул» важно выстраивать долгосрочные отношения как со школами, так и с вузами и государством. Мы создаем партнерства, основанные на полном доверии, на признании экспертности компании, и того, что вместе можно добиться общего успеха и достичь результатов по принципу win-win. Так и для конечной аудитории в рамках отношений B2G мы стремимся создать качественный и эффективный продукт. Важно вовремя предусмотреть возможные барьеры при взаимодействии с госорганами и найти пути их разрешения. Стоит проработать и факторы которые сделают совместную работу более эффективной: продукт, правильная коммуникация и другие».

Сооснователь проекта «Страдариум» Янис Прошкинас убежден, что одна из основных проблем, с которой сталкиваются и состоявшиеся, и новые проекты в онлайн-образовании сейчас, — перформанс-подход в рекламе исчерпал себя, его необходимо дополнять креативными механиками и новыми способами вовлечения. Потенциального студента необходимо дополнительно знакомить с продуктом через множество дополнительных точек касания и смыслов.

«Мы запустили «Страдариум от Страдающего Средневековья» четыре месяца назад — это онлайн-курсы по гуманитарным наукам. В основе наших продаж и маркетинга лежит концепция community-based. Главное отличие от других проектов — у нас уже было большое коммьюнити людей, которые следили за брендом», — отметил Прошкинас.

Эксперт выделил три новых подхода и тренда, которые используются в проекте:

  1. Партиципаторная культура. Это термин, которым обозначают «культуру участия». Когда между автором проекта/блога или чего-то еще и его аудиторией стирается граница. «Мы создаем пространство сближения и общения между теми, кто пришел на курс и командой, которая этот курс создает, — рассказал Янис Прошкинас. — Происходит взаимное влияние, которое увеличивает вовлечение и идет на пользу и бренду, и продукту».
  2. Интерперсональность присутствия. Это обмен мгновениями, моментами, сиюминутными переживаниями между людьми. Например это ваши переписки с друзьями, когда вы хотите поделиться о том, как вы здорово проводите отпуск. Или шлете своему близкому смешное фото кота, которого случайно встретили. «Страдариум» просит своих слушателей и спикеров делиться тем, что происходит в их жизни.
  3. Персоналии и голос бренда. «Мы взяли лучшие практики работы с амбассадорами бренда и начали применять в проекте. Лучшие практики — часто очень простые. Нужно чтобы кто-то говорил в проекте от первого лица, тот, у кого есть своя аудитория, экспертность и в каком-то смысле авторитет. Мы в проекте вводим тотальную персонализацию бренда. 95% рассылок, писем, сообщений в чатах делаются или от команды или от авторов и спикеров курса. Это создает совершенно иной опыт взаимодействия», — резюмировал спикер.
Обновлено 29.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть