Падение продаж, всплеск возвратов: как изменился EdTech-рынок с сентября

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Компания Smart Ranking опросила участников российского EdTech и узнала, как частичная мобилизация поменяла их планы. Что думают компании о новом витке кризиса — в материале РБК Трендов

Трудности первой недели

Практически единогласно участники рынка заявили, что в августе и сентябре 2022-го наблюдали высокий рост бизнеса. В первую же неделю после объявления частичной мобилизации сильно упали продажи: кто-то ощутил последствия сразу в первые три дня, кто-то немного позже. Спрос начал восстанавливаться до привычных показателей в течение следующих двух недель.

  • Getcourse. Первые три дня платформа наблюдала падение выручки владельцев курсов суммарно на 10%, количество потенциальных клиентов просело на 15%. По словам гендиректора Сергея Михайлова, фактически, в сентябре выручка откатилась на уровень 2021 года. Больше всего падение наблюдается в нишах заработка и финансовой грамотности.
  • «Фоксфорд». На неделю до уровня 2021 года упал сегмент дополнительного детского образования, но с 2 октября, по словам гендиректора Андрея Сизова, компания уже вернулась на привычную траекторию роста. Люди продолжают тратиться на детей, особенно на школьный экстернат. По мнению Сизова, в будущем платежеспособность и спрос все равно будут снижаться, поэтому в компании теперь будут аккуратнее следить за расходами и инвестициями в маркетинг.
  • Like Центр. Генеральный директор Василий Алексеев рассказал, что в первые 2-3 дня продажи упали примерно на 30-40%. Компания практически остановила платный трафик в последнюю неделю сентября. Тем не менее именно сентябрь стал для Like Центра рекордным месяцем по объему продаж и прибыли.
  • «ИнтернетУрок». Директор по маркетингу Ольга Перлина рассказала, что 21 сентября все довольно заметно замерло, но уже 22-го лидов стало гораздо больше, чем раньше: «Другой вопрос, что конверсия в продажи резко упала. Ощущение, что люди, которые релоцировались недавно или собираются, интересуются, но платить пока не готовы. Где-то спустя неделю народ подуспокоился и принял для себя решения. Продажи опять пошли».
  • Maximum Education. Директор по внешним коммуникациям Людмила Кевдина подчеркнула, что «замирание» продлилось не больше недели: II квартал в компании закрыли в рамках плана.
  • Advance. Генеральный директор центра Александр Згода предполагает, что в будущем рынок может просесть, но не больше чем в два раза. Среди клиентов компании 40% — неполные семьи и 3/4 аудитории — женщины. После объявления частичной мобилизации сильно уменьшилось количество прямых покупок, однако общий объем остался прежним, поскольку до 65% выросла доля оплат курсов за маткапитал.
  • Ultimate Education. Июль и август 2022 года в компании принесли рекордную выручку +87% к 2021-му. Сентябрь тоже шел рекордно, однако в последние 10 дней месяца в Ultimate Education 5 школ в сегменте взрослого дополнительного образования (психология, дизайн, разработка игр, мода и маркетинг) работали неоднородно — закономерно сложнее ситуация сложилась у тех, где преобладает мужская аудитория. Значительная часть продаж в Ultimate Education (более 60%) приходится на рассрочку. С начала сентября упал take rate по мужчинам (доля клиентов, согласившихся на условия банка): рассрочки одобрялись, но клиенты не брали их. «Кто-то релоцируется, кто-то задумывается, кто-то просит отложить, чтобы первый платеж был в октябре, потому что сейчас нужны средства. В первые дни take rate, например, в школе дизайна стремился к нулю. Сейчас ситуация потихоньку начала восстанавливаться», — отмечает управляющий директор Ultimate Education Никита Подлипский. Компании также пришлось остановить все рекламные акции, распродажи и контентные воронки в сентябре.
  • «Профилум». В B2G-сегменте с сентября активность тоже замерла, но позже восстановилась. Директор по разработке и исследованиям компании Виталий Алтухов рассказал, что компания перестала инвестировать в сегмент B2C еще в конце февраля, потому что потенциала окупаемости с учетом изменений в маркетинге и потребительской активности у него не было. Теперь проект реализует в первую очередь B2G- и B2School-форматы.
  • «Инфоурок». Платформа монетизирует рекламу на своем сайте, и в сентябре многие рекламодатели сократили бюджет. Как заявляет руководитель проекта Игорь Бурак, клиенты притормозили спрос, и выкуп рекламы временно упал на 20%, но с середины октября спрос восстанавливается.
  • Kinescope. Компания предоставляет edtech-рынку платформу для видеорешений. Трафик в СНГ вырос на 15-20% — но это сооснователь сервиса Александр Павлычев считает, скорее, фактором импортозамещения, нежели эффектом частичной мобилизации (после ухода Vimeo и других игроков из России многие перешли как на Kinescope, так и на другие отечественные продукты).

Фото:Shutterstock
Экономика образования EdTech: чего хочет молодое поколение топ-менеджеров от обучения

Прогнозы и планы российского EdTech

Большинство компаний теперь делают упор на психологическую помощь сотрудникам: проводят специальные мероприятия, индивидуальные консультации с психологами, придерживаются политики лояльности при снижении производительности.

  • Управляющий партнер EDPRO Сергей Астафьев отмечает, что компания готова к различным сценариям, которые могут развиваться в ближайшем будущем: «После шоковых февральских полетов вниз мы научились работать в этой ситуации. За счет диверсификации бизнеса и продуктов мы чувствуем себя увереннее и видим рост — продажи быстро возвращаются на привычные уровни».
  • Глава группы «Актион» Алексей Стариков отмечает: «Мы идем сейчас с хорошим плюсом к прошлому году. Думаю, так и будет. Но мы находимся в более простых условиях, чем другие участники. Мы все-таки учим профессионалов. Потребность у них никуда не делась. Известно, что в кризис и в стресс саморазвиваться очень тяжело. Но это меньше касается работы. Работать люди продолжают. Более того, я сейчас чувствую, что работа для людей отдушиной становится. К тому же мы не кредитозависимые. У нас небольшие сделки — 18-20 тыс. руб. Люди платят не сами, платит работодатель. Поэтому нам легче, чем многим компаниям, которые зависят от кредитов и настроений потребителей». Компания не собирается менять свои бизнес-планы и уже расширяет спектр курсов по профессиям.
  • Компания «ИнтернетУрок» пока аккуратно выстраивает прогнозы. «Горизонт планирования сейчас — три дня. Новые проекты будем запускать и тестировать, но основное внимание уделим нашим основным продуктам, акцент в продвижении — на них», — отмечают в компании.
  • В «Компьютерной Академии ТОP» сократили инвестиции на 2023 год примерно в два раза: «Мы сейчас занимаемся семью новыми странами в Латинской Америке, Азии. В СНГ мы не идем — нам не очень интересно: не во всех странах есть возможности», — отмечает директор академии Павел Специан.
  • В то же время школа программирования «Хекслет» в ускоренном режиме готовится к выходу на рынок США — разрабатывает новую платформу и переводит контент.
  • ITHub собирается развивать бизнес в Израиле, Индонезии, на Кипре, в Узбекистане и Киргизии, ориентируясь на русскоязычную аудиторию за рубежом. В компании также задумываются о локализации контента с переводом на узбекский язык.

Как государство собирается влиять на EdTech

Руководитель направления EdTech кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина отмечает, что эффект очень короткого прогнозирования, падение покупательной способности и в целом сужение интересов населения до «товаров первой необходимости» обязательно скажутся на рынке. Однако меры государственной поддержки могут частично компенсировать ситуацию.

Основной продукт «Сколково» для EdTech-компаний — это налоговые льготы, гранты разных типов и возможность взаимодействия с индустриальными партнерами. «Мы регулярно привлекаем EdTech-стартапы к работе с заказчиками. Сегодня у рынка появляются новые возможности. Например, ушли мировые стандарты сертификации IT-специалистов. Стало понятно, что нужно делать национальную систему для унификации опыта и знаний айтишников. Мы ведем переговоры с крупными работодателями и IT-компаниями для создания такой системы», — говорит Царевская-Дякина. Другая задача — создание площадки по трудоустройству IT-специалистов, обучившихся на EdTech-платформах. Большинство образовательных программ выпускают джунов, при этом компании, как правило, хотят заполучить мидлов. Значит, уверена эксперт, надо сформировать группу заинтересованных игроков и попробовать сшить работу EdTech-компаний и интересы заказчиков, поставляя те кадры, которые нужны.

Обновлено 28.11.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть