Lifelong learning: как изменились потребности учителей в обучении

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Разбираемся с экспертом, как меняется работа педагога сегодня и как цифровизация сказалась на необходимости учителей повышать уровень компетентности

Об авторе: Екатерина Рыжова, директор цифрового образовательного ресурса «ЯКласс».

Зачем учителям постоянно учиться

На первый взгляд, в концепции lifelong learning ничего нового. Как минимум нам давно знакомы понятия «повышение квалификации» и «переподготовка». Но на рубеже веков о непрерывном обучении заговорили именно как об основополагающем принципе системы образования. Концепция lifelong learning уже в 2000 году рассматривалась на Европейском саммите в Лиссабоне как одно из условий перехода к инновационной экономике и «обществу, основанному на знаниях».

ООН в 2015 году среди 17 целей устойчивого развития назвала и следующую: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Актуальность принципа lifelong learning обострилась на фоне пандемии, особенно для учителей государственных и частных школ, которым пришлось перейти на «дистанционку» и освоить новые онлайн-технологии.

Обучение и повышение квалификации до пандемии

Учителя обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень. При этом они имеют право на дополнительное образование не реже чем один раз в три года. Педагогу предоставлен выбор между повышением квалификации — курсы от 16 часов для совершенствования уже имеющихся навыков, и переподготовкой — курсы от 250 часов для освоения новой специальности.

В 2018 году проводилось международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS. По его результатам, повышение квалификации — регулярная практика для российских учителей. Почти каждый респондент (98%) сообщил, что за последние 12 месяцев участвовал в том или ином виде профессионального развития.

Наиболее популярными методами профразвития у российских учителей были:

  • чтение специальной литературы (91%);
  • очные курсы и семинары (85%);
  • самонаблюдение и/или приглашение коллег на уроки (76%).

Программы профессионального развития чаще всего были направлены на:

  • продвижение в основной предметной области (89%);
  • совершенствование методики преподавания (89%);
  • повышение уровня знаний в содержании образовательной программы (83%);
  • практику оценивания учащихся (83%).

Реже всего профессиональные программы включали такие темы:

  • управление и администрирование в школе (28%);
  • коммуникацию с представителями других стран и культур (26%);
  • преподавание в поликультурной или многоязычной среде (24%).

Даже до пандемии 69% опрошенных учителей разрешали своим ученикам использовать информационно-коммуникационные технологии во время работы в классе — чаще те учителя, у кого в программу переподготовки входил курс по использованию ИКТ в преподавании. И только 3% учителей заявляли о своей неспособности поддерживать обучение с помощью компьютеров, планшетов, электронных досок и других цифровых приспособлений.

Фото:Freepik
Экономика образования От учителя к наставнику: как изменится роль педагогов в будущем

По данным исследования TALIS, профессиональное развитие учителей обычно поощряется школьной администрацией, в том числе в России. Респонденты отмечают, что для этого руководство школ:

  • официально выделяло часы в течение учебного года;
  • назначало прибавки за участие в профессиональных мероприятиях в нерабочее время;
  • оказывало нематериальную поддержку (снижение нагрузки, дополнительные выходные дни и другое).

Дополнительное образование для педагога — это основание претендовать на руководящую должность и квалификационную категорию. Кроме того, учителя, вовремя прошедшие обучающие курсы, не столкнутся с проблемами в момент плановой аттестации.

Экстренная цифровизация и новые тренды в обучении

В 2020 году, когда число заболевших коронавирусом росло все быстрее, а власти переводили школьников на удаленку, вопрос повышения квалификации педагогов стал животрепещущим. Даже для тех, кому он казался формальным и бюрократическим.

По информации ЮНИСЕФ, закрытие школ из-за угрозы распространения коронавируса затронуло более 90% учащихся во всем мире. Digital-компетенции понадобились буквально всем учителям в силу обстоятельств. И если во Франции и Финляндии переход на дистанционку стал практически бесшовным — там еще до пандемии были эффективные системы удаленного образования, то во многих других странах дела обстояли хуже. Как сообщала ООН, более 1,5 млрд детей по всему миру были переведены на дистанционное обучение, но половина из них не имели дома компьютера или интернета.

Правда, трудности перехода на онлайн-обучение были связаны не только с недостаточной технической оснащенностью школ или отсутствием гаджетов в семьях. Многие педагоги просто не знали, «как учить через экран», пытались перенести привычную им офлайн-методику в цифровую среду. И в результате разочаровывались. Ведь «цифра» требует иных подходов к коммуникации.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Школьная учеба по обмену: что происходит в условиях санкций

Постепенно педагоги российских школ осваивали платформы для дистанционного обучения, рекомендованные Минпросвещения, и вместе с этим экстренно учились новым навыкам.

  • Коммуницировать в цифровом пространстве: параллельно использовать несколько функций внутри одного и того же сервиса, сочетать различные ресурсы и приложения, правильно настраивать необходимую технику и быть органичным в кадре.
  • Практиковать синхронный формат: общаться со всеми учениками сразу по видеосвязи в режиме реального времени, использовать онлайн-доски, совместные экраны, чаты, чтобы побуждать учеников к обсуждению и не давать отвлекаться.
  • Взаимодействовать с детьми асинхронно: давать обратную связь тет-а-тет, предлагать онлайн-задания, записанные уроки для повторения, проверочные тесты, чтобы позволить ученикам разобрать материал в индивидуальном темпе.
  • Моделировать урок с учетом нового восприятия: чередовать виды деятельности, проектировать задания открытой формы, сопровождать устную и письменную речь визуальными образами.
  • Управлять информацией: хранить и оценивать работы учеников на облачных сервисах, соблюдать авторские права на демонстрируемые материалы, держать в безопасности личную информацию и пароли для доступа к данным учеников.

Цифровая среда, несмотря на «техничность», требует от современного педагога soft skills. Это навыки, благодаря которым специалист становится гибким, адаптивным и креативным, а в инновационной экономике как раз востребованы компетенции, открывающие новый взгляд на привычные вещи. Для того чтобы взрастить их в себе, педагогу нужно:

  • стремиться к постоянному самообучению и самомотивации;
  • осознавать риски и возможности применения новых технологий;
  • критически мыслить, искать, отбирать и перепроверять информацию;
  • глубоко понимать свою профессиональную сферу и при этом овладевать умениями в смежных областях;
  • задумывать и реализовывать проекты, решать задачи «под ключ».

Где учителям проходить переобучение

Судя по всему, в будущем учителям придется систематически использовать цифровые технологии — как на случай «удаленки», так и для проведения занятий в офлайн-классе. Тенденция к геймификации образования сулит разработку и внедрение обучающих компьютерных игр и виртуальных симуляторов. Будут созданы цифровые учебно-методические комплексы и пособия на стыке облачных, аудиовизуальных и интерактивных технологий.

Для этого российским школам и университетам в ближайшем будущем понадобятся менеджеры образовательных проектов, продюсеры обучающего контента и методисты-айтишники. Представители педагогического сообщества уже осваивают новые специальности и профессиональные роли.

Программы для получения компетенций в области цифровой экономики, необходимых для педагогов, стартовали, например, в Государственном академическом университете гуманитарных наук благодаря нацпроекту «Образование» при поддержке Минобрнауки.

Курсы по созданию сценария интерактивного урока, проектированию электронных образовательных ресурсов и ИКТ можно выбрать в Московском государственном педагогическом университете.

«ЯКласс» для повышения навыков учителей регулярно проводит обучающие мероприятия, охватывающие широкий круг тем: использование современных технологий на уроках, преподавание отдельных предметов, разработка и реализация образовательной программы в условиях обновленных ФГОС и многое другое. Эксперты проводят всероссийские конференции, вебинары, мастер-классы, практикоориентированные семинары в онлайн- и офлайн-форматах. За год сотрудники Методического центра провели 800 мероприятий, Школы региональных менеджеров — 1 580, отдела digital events — 230.

Фото:Unsplash
Экономика образования Как менялась сфера образования, чтобы готовить специалистов будущего

Также существуют бесплатные курсы повышения квалификации Учи.ру, популярные у педагогического сообщества. Курс «Развитие ИКТ-компетенций педагога для повышения образовательных результатов учеников» позволяет развить 22 цифровые компетенции, включая защиту персональных данных, цифровой этикет, формирующее оценивание, персонализацию обучения, дистанционное обучение.

Цифровизация, усиленная пандемией, подтолкнула общество переосмыслить и оперативно создать инфраструктуру для реорганизации учебного процесса в школах. Опыт дистанционного обучения не ушел вникуда — он изменил мировоззрение не только учителей и их учеников, но и родителей. Небывалый расцвет пережила индустрия онлайн-курсов. Благодаря им образование стало доступнее для взрослых, вынужденных проводить время дома.

Обновлено 04.10.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть