Какие новые форматы нужны для обучения топ-менеджмента

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Современные лидеры должны постоянно адаптироваться к вызовам времени, меняться вместе с переменами. При этом должны совершенствоваться и программы их подготовки. Разбираемся, как меняются тренды в бизнес-образовании

Об авторе:

Станислав Шекшня, старший партнер компании Ward Howell, преподаватель лидерства и корпоративного управления в международной школе бизнеса INSEAD (Франция), академический директор программы подготовки членов советов директоров Effective Board, основатель Talent Equity Institute.

Российский рынок образования топ-менеджмента

Российские компании суммарно тратят более ₽73 млрд в год на обучение своих сотрудников. Это примерно ₽50 тыс. на человека в год, когда речь идет о средней компании. Руководители инициируют комплексные программы обучения, учреждают корпоративные университеты, сотрудничают с ведущими бизнес-школами и консалтинговыми компаниями и даже сами выступают в роли преподавателей. Но как учатся сами руководители — CEO и их команды?

В 2021 году Ward Howell Talent Equity Institute провел исследование, в котором приняли участие члены управленческих команд 26 крупных российских компаний. Среди них были как предприятия новой экономики, так и представители традиционных секторов, лидеры своей отрасли и догоняющие игроки. Анализ был дополнен опытом самого института.

Выяснилось, что заметное число компаний вкладывают большие суммы в обучение своих сотрудников, реже развивая при этом управленческие команды. 75% работают в контексте трансформации — перестройки компании в ответ на внешние и внутренние вызовы (покупка и интеграция активов, смена бизнес-модели, активный рост или, напротив, существенное падение бизнеса). И только 25% HR-директоров описывают среду, в которой работают, как достаточно стабильную — у таких компаний нет либо ресурсов для роста, либо амбиций.

Результаты проведенного исследования показывают: пока две трети крупных игроков рынка создают внутренние корпоративные университеты, структурно подходя к процессам получения знаний, оставшиеся не считают нужным обучать сотрудников в принципе.

Многие компании делают ставку на индивидуальное развитие каждого руководителя, предоставляя свободу в выборе направлений и инструментов обучения, но при этом отказываются от командных образовательных программ. В этом эксперты Talent Equity Institute видят парадокс, потому что именно общение является эффективным драйвером обучения.

Методы обучения высшего менеджмента зависят от контекста, в котором команда работает. В отраслях с большой скоростью изменений, например, в технологическом секторе, топ-команды лидеров рынка не прикладывают целенаправленных усилий для обучения: среда вокруг них настолько динамична, что получение знаний и навыков происходит само собой в процессе общения и рабочих моментов. В отраслях с низкой скоростью изменений и инноваций — например, в тяжелой промышленности — напротив, топ-команды учатся много и, как правило, все вместе в рамках специально организованных образовательных программ.

Эксперты Ward Howell Talent Equity Institute выделяют четыре модели развития топ-команд российских компаний:

  • обучение отсутствует;
  • предпочитают централизованные программы для команд или отдельных специалистов;
  • ориентируются на личную инициативу, когда руководитель сам решает, что и где ему нужно изучить;
  • принципиально не хотят получать чужие знания и акцентируются на получении практических навыков.

Варианты обучения руководителей

  • MBA (включая mini-MBA, Executive MBA и DBA);
  • корпоративные университеты, созданные в рамках компании;
  • индивидуальный и групповой коучинг;
  • командные и стратегические сессии;
  • специализированные программы консалтинговых агентств и бизнес-школ.

А вот в рамках этих направлений обучения существуют различные методики и варианты непосредственной передачи знаний.

Классические форматы обучения топ-менеджмента

Традиционный формат обучения — это стандартная программа, которая заранее составлена, а основным источником знаний является эксперт. Он выступает в роли непосредственного преподавателя, или занятия базируются на его книгах и учебных материалах.

Как таковой «гибкости» в ней нет: есть учебный план, есть определенные постулаты, которые необходимо усвоить, а после попробовать применить их на практике.

Стоит оговориться, что само слово «обучение» здесь не очень подходит. Специалисты, которые лично отвечают за развитие стратегии компании, уже обладают ключевыми компетенциями, поэтому для них происходит процесс «развития» и «самосовершенствования».

В классическом бизнес-образовании занятия во многом ориентированы на hard skills, так что на soft skills, включая социально-психологические качества, приходится меньший процент учебного плана. Классический формат предусматривает передачу конкретных знаний с помощью лекций и часов, проведенных в аудитории, включает теорию и практику.

Многие дистанционные программы можно также отнести к классике. Сейчас сокращается интерес к классическому MBA, наблюдается взрывной рост популярности онлайн-сегмента. За последние годы число обучающихся в онлайн-формате по программам, связанным с бизнес-образованием, увеличилось более чем на 30%. Но многие из них повторяют ту самую стандартную тактику — модель лектора и ученика — и следуют тому же плану, как и в обычном классе.

Почему необходимы новые форматы обучения

Во-первых, мало кому из топ-менеджмента подойдет стандартизированная программа. Они должны соответствовать персональным целям роста: стать членом совета директоров или СЕО, развиваться по горизонтали, усилить экспертизу в своей области и так далее. Огромное значение имеют и цели конкретного бизнеса, которым человек управляет. Адаптировать классический формат под каждого практически невозможно.

Второй важный момент — особенности современного восприятия информации. Новое поколение топ-менеджеров отрицает старые методы, отказывается учиться традиционно. Сохранять концентрацию на одной теме, долго читать и слушать им становится все тяжелее из-за засилья «быстрого контента» и смены привычек. Главные ожидания теперь — разнообразие и скорость.

Рынок бизнес-образования логически движется от пассивного к активному. Если раньше человек сидел, слушал и запоминал, то сейчас все больше руководителей предпочитают сразу начинать с практики под контролем преподавателя.

То есть раньше специалисту давали готовые знания, а в современном мире предпочитают давать навыки и опыт, а уже в процессе работы проявляются знания.

Групповое обучение постепенно вытесняет индивидуальное. Например, peer-to-peer образование позволяет формировать связи через обмен знаниями, опытом и мнениями, что дает больше прикладных навыков, чем чтение теории, а заодно тренирует аналитическое мышление и построение коммуникации.

Как показывает опыт, само обучение может длиться долго, но подаваться должно короткими кусками, основываться на конкретных действиях, не быть жестко привязанным ко времени и включать цифровые элементы. Это могут быть опросы, игры, групповая работа в удаленном формате, совместное редактирование проекта в облаке. Как современный лидер должен быть гибким и всегда готовым к переменам, так и программы обучения необходимо постоянно развивать.

Что входит в новые форматы обучения

Обучение топ-команд активно меняется и включает в себя все больше новых элементов. Стратегические сессии, индивидуальные планы развития и коучинг, еще недавно столь популярные, стали проигрывать бенчмаркинговым визитам в другие компании, работе с экспертами над актуальными для бизнеса проблемами и наставничеству.

Микролернинг

Сейчас просто нет времени на просмотр трехчасовой лекции, чтение пары обучающих книг или недельный интенсив. Поэтому сформировался тренд на микролёрнинг. Тут важно не просто делать курс короче, а за десять минут четко и емко рассказать то, на что раньше тратилось несколько уроков.

Бенчмаркинговые визиты

Это посещение компании, открытой к обмену опытом. Одна из самых популярных практик среди респондентов Ward Howell Talent Equity Institute. Визиты могут быть организованы самостоятельно или консалтинговой компанией, в режиме онлайн или офлайн, для большой группы или пары человек. Они ориентированы на знакомство как с успешным, так и с негативным опытом. С помощью визитов можно посмотреть, какие практики успешны, а какие инициативы провалились.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Равнение на конкурентов: что такое бенчмаркинг и где он применяется

Наставничество

Вот еще один формат обучения, набирающий популярность. Исследования показывают, что среди тех, у кого есть хороший наставник внутри организации, наблюдаются более быстрый карьерный рост, большая вовлеченность и большая удовлетворенность своей работой. В некоторых компаниях каждому топ-менеджеру назначают наставника из совета директоров. Часто руководители ищут наставников за пределами компании — как среди успешных топ-менеджеров, так и среди предпринимателей. В настоящее время именно наставничество становится более популярным инструментом, чем привычный коучинг.

Экономика образования Ментор: кто это, зачем нужен наставник и как его найти

Геймификация

Геймификация также стала сильным инструментом — она применяется и для детей, и для студентов, и для обучения топ-команд. Уровни, прокачка, задания, достижения — все это способно мотивировать и упрощать процесс получения знаний. Игровые механики становятся сложнее, а их интеграция более вдумчивой, например, добавляются социальность и реальные бонусы за достижения.

Какими будут форматы обучения будущего

Под воздействием технологий меняются тысячи профессий, как следствие — меняются методы обучения и требования к топ-менеджменту. К примеру, директорам по персоналу потребуются навыки комбинирования работы человека и алгоритмов, знания в области машинного обучения или предиктивной аналитики. Конечно, личное общение с экспертом или командой вряд ли исчезнет полностью, но в процесс обучения будут все чаще добавляться цифровые инструменты.

Среди основных тенденций бизнес-образования, за которыми стоит следить в 2022 году, выделяют метавселенные, возможность быстрого переключения между очным и онлайн-образованием, включая VR-инструменты для реалистичного погружения. Например, VR-экскурсии по компаниям и предприятиям, симуляции заседания совета директоров, отработка навыков управления в виртуальной реальности.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Что такое метавселенная и почему все о ней говорят

Будущее бизнеса будут определять технологии, включая внедрение в процессы искусственного интеллекта, дополненной реальности, робототехники и прочих инноваций. Поэтому опросы руководителей бизнес-школ показывают, что до 95% из них считают важным отработку навыков управления профессионалами в этих областях.

Безусловно, и в самих методиках преподавания и передачи опыта добавятся персонификация, моделирование и прогнозирование, основанные на использовании искусственного интеллекта и подходов Big Data. При этом чат-боты не заменят прямого общения с наставником, но облегчат и упростят процесс изучения.

Обучение топ-менеджеров должно не просто передавать знания, но помогать компании повышать качество лидерского капитала и обеспечивать устойчивое развитие бизнеса. Поэтому и сейчас, и в будущем особую ценность будут иметь бизнес-школы и консалтинговые агентства, применяющий системный и интегрированный подход, сочетающие академические и практические знания.

Обновлено 09.08.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть