Среднее профессиональное: кто и зачем поступает в колледж

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В последние годы растет популярность среднего профессионального образования. Причем тенденция эта устойчивая и касается выпускников не только девятых, но и одиннадцатых классов

Об авторе: Наталья Рощина, руководитель Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства «Парк Будущего» Всероссийского детского центра «Смена».

Кто поступает в колледжи?

По данным опроса SuperJob в 2021 году только 43% родителей вчерашних школьников, говорили, что их дети собираются поступать в вуз, против 80% в 2010 году. При этом каждый пятый опрошенный (21%) сообщил, что их ребенок намерен поступать в среднее профессиональное учебное заведение. Это заметно больше, чем десятилетие назад, когда учиться в техникумах и колледжах собирался лишь каждый десятый выпускник.

Мнение, что в колледжи идут только те ребята, которые слабо учатся в школе, уже не имеет под собой жестких оснований. Конечно, поступление в техникум освобождает ребенка от необходимости сдавать ЕГЭ (конкурсный отбор проходит на основании среднего балла аттестата по профильным предметам), а родителей — от трат на репетиторов. Но дело не только в этом. У современных подростков нет культа высшего образования, они прагматичней родителей и не видят прямой зависимости между дипломом о высшем образовании и уровнем заработной платы, который они получат с его помощью. Их цель — реальная профессия и ускоренный выход на рынок труда. Обучение в колледжах и техникумах короче, а стоимость платного обучения — ниже на 30–50%. К тому же сеть среднего профессионального образования (СПО) шире вузовской. Это особенно важно для жителей отдаленных регионов России и жителей малых городов, так как для них довольно дорого приезжать на сессии два раза в год при получении заочного образования или переезжать на новое место жительство для очного обучения.

Фото:Unsplash
Экономика образования Айтишник, дизайнер, маркетолог: какие профессии родители выбирают детям

Выбор специальности

В первую очередь нужно обратить внимание на предпочтения и способности ребенка. Можно пройти профориентационное тестирование онлайн или в специализированном центре. Во многие школы сегодня приходят педагоги из колледжей. Они рассказывают о своем учебном заведении, приглашают на экскурсии на предприятия, знакомят с профессией. Хорошо зарекомендовали себя профильные смены в детских центрах и лагерях. Можно отправить ребенка на летний отдых, где его познакомят с рабочими профессиями и дадут попробовать себя в деле на современном оборудовании. В ВДЦ «Смена», например, участники некоторых образовательных программ посещают профориентационные занятия-экскурсии в Центре профессий «Парк Будущего».

Жителям аграрных регионов стоит присмотреться к аграрным же специальностям. Потребность в кадрах там постоянно растет.

Траектория поступления

Когда определились с направлением, надо посмотреть, какие колледжи и техникумы есть в вашем регионе. Родители подростков, особенно поступающих после 9-го класса, не очень любят отпускать их далеко от дома. По возможности, лучше выбрать несколько учебных заведений, с разным уровнем требований, чтобы создать «запасной аэродром».

Принимая окончательное решение, проверьте, входит ли колледж в программу «Профессионалитет». В 2022 году в нее вошло 70 средних профессиональных заведений. Полный список есть на сайте «Профессионалитета» в разделе «Где учиться». Можно просто поискать там выбранный колледж, а можно ориентироваться на этот список, если не очень понятно, куда именно поступать.

Что такое «Профессионалитет»

«Профессионалитет» — это новая экспериментальная программа подготовки кадров, которая стартует в России 1 сентября 2022 года. Подразумевается, что через два года она будет принята повсеместно, а сейчас ее тестируют в действии. Главных нововведений — три:

  • обучение станет интенсивнее и короче, это сократит затраты из госбюджета и позволит быстрее выпускать кадры на рынок труда;
  • в учебных заведениях будут создаваться разнообразные центры молодежных инициатив;
  • в сам процесс обучения начнут плотно включаться предприятия и представители профессиональных обществ.

Подготовка к старту программы «Профессионалитет»

Еще до начала программы предприятия могли сформировать запрос на конкретные компетенции и помогать улучшать технологическую базу. Так, например, произошло с Анапским сельскохозяйственным техникумом. Здесь и раньше работали с партнерами («Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино») — отправляли студентов на практику и водили школьников на экскурсии. Теперь эта коллаборация станет еще серьезнее и в техникуме ждут полной «перезагрузки» образовательной системы. В частности — сокращения технологического разрыва между учебным оборудованием и тем, с которым выпускники встречаются на производстве. Предприятия охотно откликнулись и предложили организовать несколько новых мастерских, например, мастерскую винификации, то есть производства вина. Теперь в техникуме появится мини-завод, где студенты не в теории, а на практике будут отрабатывать технологии бродильного производства.

Иван Чернышов, директор Анапского сельскохозяйственного техникума:

«Еще у нас появится мастерская почвоведения и земледелия. Агрономы-технологи будут проводить полный анализ почвы и воды для того, чтобы рекомендовать, какой сорт винограда лучше всего посадить в этой местности. Предприятие «Кубань-Вино» выходит с инициативой создания новой специальности — энология. Предлагают готовить энологов — специалистов, которые занимаются оценкой виноградников, пробой почвы, воды и вина. То есть, как агроном, этот специалист рекомендует тот или иной сорт винограда для посадки, а затем отслеживает результат вплоть до получения конечного продукта — вина».

Чтобы справляться с новыми методологическими вызовами, в частности, с увеличением учебной нагрузки студентов, классные руководители (кураторы) Анапского сельскохозяйственного техникума прошли курсы по организации воспитательной работы на базе ВДЦ «Смена». В программе — практики тайм-менеджмента, разрешение конфликтных ситуаций, основы публичных выступлений. Всего участниками программы «Профессионалитет» станут 3,4 тыс. педагогов со всей России.

Жизнь после колледжа

По замыслу программы, «Профессионалитет» должен по максимуму сблизить будущие кадры с запросами рынка. Студент будет учиться для выхода на конкретное рабочее место, где его уже ждут. Это должно увеличить трудоустройство выпускников до 80-90%. Сейчас эта цифра сильно ниже. В Анапском сельскохозяйственном техникуме, например, после получения диплома на работу устраивается примерно 50%. И не все — по специальности. Но здесь нужно учесть, что большинство выпускников — юноши и они сначала уходят в армию, а только потом выходят на рынок труда.

Фото:Pexels
Экономика образования Как современные школьники выбирают себе профессии

Около 10% выпускников колледжей поступают в вузы. Правда, правила приема абитуриентов после колледжей изменились в 2021 году и теперь сложнее избежать сдачи ЕГЭ. Если раньше выпускники СПО могли сдать либо ЕГЭ, либо экзамены по общеобразовательным предметам (по правилам вуза), либо экзамены, установленные вузом, то сейчас осталось только два варианта. Теперь — или ЕГЭ, или экзамены вуза. В принципе, это должно облегчить поступление, в том смысле, что от абитуриента ждут сдачи тех предметов, которые он изучал в колледже. Но если подавать документы в разнопрофильные вузы, то количество предметов может сильно увеличиться.

Обновлено 01.08.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть