Как управленцу повысить свою квалификацию: три возможных сценария

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Зачем руководителям, уже находящимся у руля компании, повышать свою квалификацию, что это даст им и бизнесу и от чего зависит выбор способа обучения, рассказывает Ангелина Присяжная, продюсер направления MBA «Нетологии»
Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту

Зачем управленцам повышение квалификации

Менеджерам приходится непрерывно изучать новые дисциплины, расширять свои знания и навыки: об этом говорит тренд на непрерывное образование. Тем не менее мотивирует их вовсе не возможность расширить свои компетенции, а вполне конкретные триггеры.

Одна из распространенных причин получения дополнительного образования — возможность сменить сферу деятельности или отрасль. В России, согласно опросу «Работа.ру» и «Рамблер», по специальности работают только 36% сотрудников. Остальные не раз меняли сферу и переквалифицировались. Обычно направление деятельности или нишу меняют специалисты начального или среднего уровня. Но и среди топ-менеджеров тоже есть такие примеры.

Новых сфер, где можно было бы попробовать свои силы, много, например FinTech, EdTech, LegalTech, и они многим кажутся привлекательными. Но на руководящие позиции редко когда выбирают кандидата с нерелевантными опытом или подходами. И потому без дополнительного образования точно не обойтись.

Другая причина повысить свою квалификацию — переход в зарубежную компанию и релокация. Для работы на новом (в географическом смысле) для кандидата рынке руководителю нужно досконально изучить все тонкости и специфику ведения бизнеса, юридическую базу и потребительскую аудиторию.

Третий возможный импульс для повышения квалификации — это цифровизация. Без знания digital-инструментов представить успешного руководителя уже попросту невозможно. На программы MBA приходят много руководителей из традиционного бизнеса, где, несмотря на то что о переходе «в цифру» говорят последние лет пять, об этом даже не слышали. А более половины учащихся MBA «Нетологии» во вступительных брифах прямо указывают, что приходят на бизнес-программы именно за цифровизацией своего бизнеса и за новыми навыками управления командой.

Pro
Лекции профессоров MBA
Цифровой менеджер: какими качествами должен обладать управленец XXI века
Universidad de Palermo Argentina 1 час 5 минут
Смотреть запись

Каким образом можно повысить свою квалификацию

Способ № 1. Первый и самый популярный способ повышения квалификации — это наработка опыта через решение реальных задач. Этот подход подразумевает погружение в производственные процессы, обучение в процессе работы (learning by doing) и непосредственное общение с командой и партнерами.

Самостоятельный поиск подходящих решений, испытание «собственными граблями», по мнению некоторых руководителей, обучает лучше любых тренингов и курсов. Общение с коллегами, партнерами и клиентами помогает выработать способность к критическому мышлению и укрепить отношения в коллективе, сотруднику также не нужно разрываться между основной деятельностью и обучением, посещением конференций и тренингов — казалось бы, нет ничего удобнее и проще.

Тем не менее недостатки у такого подхода все-таки есть: обучаясь только внутри коллектива, сотрудник перестает видеть возможности для роста, и ему становится сложнее вырваться из рабочей рутины. Взгляд на многие задачи неизбежно «замыливается»: многим кажется, что им просто физически не хватает времени на что-то, кроме своих обычных рабочих задач.

Одним словом, «обучение в полях» может быть максимально эффективно для новых сотрудников — это возможность ввести их в новую среду, познакомить с внутренними процессами компании и делать это все в рамках рабочего времени. Однако такой способ обучения не всегда подходит уже опытным руководителям и даже лишает их helicopter view, то есть видеть ситуацию целиком и в движении.

Способ № 2. Еще один способ повысить квалификацию для управленцев — получить дополнительное образование: например, пройти обучение в бизнес-школе на программе МВА. В глазах многих работодателей такой диплом повышает конкурентоспособность управленца. Тем не менее наличие МВА — это не гарантия успеха, потому что для руководителя важно уметь применять полученные знания на практике и привносить в компанию новый опыт по принципу jobs to be done.

Плюсы такого способа повышения квалификации есть и для управленцев, которые не собираются менять место работы, и для топ-менеджеров, настроенных попробовать себя на новом поприще. Первые — таким образом могут повысить эффективность своей компании за счет изучения большого количества бизнес-кейсов, актуальных инструментов менеджмента, тем самым меняя свои устаревшие подходы в управлении. Вторые — получая бизнес-образование, могут познакомиться с будущими бизнес-партнерами или же получить прямые приглашения на позиции в другие компании.

Однако у бизнес-образования есть существенный минус — его стоимость. Лучшими в области МВА, как показывает ежегодный рейтинг Global MBA Ranking от The Financial Times, остаются международные школы — обучение в них, как правило, начинается от $200 тыс. за курс. Не все российские управленцы готовы отдавать такие деньги за дополнительное образование и тем более уезжать из России ради обучения.

Впрочем, формат MBA активно меняется: он перестает быть прерогативой исключительно крупных университетов, становится более гибким с точки зрения необходимости очного присутствия. Есть Mini-MBA и executive-программы: продолжительность обучения становится меньше (около полугода), а их стоимость, соответственно, ниже. Такие курсы легче поддерживать актуальными: они чаще обновляются, причем нередко — на основании обратной связи от предыдущего потока. Развиваются и онлайн-программы. Так что у заинтересованных в дополнительном бизнес-образовании есть альтернативы очному обучению за границей.

Но большей популярностью у россиян пользуются, по данным бизнес-школы «Сколково», краткосрочные курсы. Они длятся меньше года (точный срок зависит от конкретной организации и направления), программы обновляются чаще, чем MBA в университетах и бизнес-школах, а стоимость обучения меньше.

Минус подобных курсов — слишком большое их количество на образовательном рынке. Подобные курсы легче запускать, поэтому свои проекты делают все, кто более-менее знаком с темой, — по этой причине руководителю не всегда просто найти качественный короткий курс.

Также краткосрочные курсы не дают комплексного знания по конкретному направлению, а развивают узкий набор навыков или закрывают определенный пробел. Если у топ-менеджера был изначальный запрос на комплексные знания, то этого недостаточно, чтобы стать хорошим управленцем. Вдобавок на коротких программах редко складываются комьюнити, нет нетворкинга и обмена опытом между участниками, а это важный этап получения экспертизы.

Способ № 3. Третий способ повысить квалификацию — это индивидуальные и групповые коучинг-сессии. Его очевидный плюс — в персональном подходе и развитии конкретных знаний, которые нужны управленцу. Например, в рамках сессии можно заострить внимание исключительно на стратегическом маркетинге или ведении переговоров.

Есть коучи, которые сразу помогают управленцу понять его точки роста, на чем лучше сфокусироваться и как этому научиться. Они могут и просто мотивировать клиента заниматься своим развитием, и подсказать оптимальные варианты повышения квалификации. При этом индивидуальные сессии лучше комбинировать с групповыми, так как для эффективного управленца важна работа в команде. Минус работы с наставником состоит в том, что знания передаются конкретным человеком с его личной позицией: альтернативу его мнению придется искать вовне.

Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»

Какой подход больше подойдет управленцу

Выбор способа повышения квалификации напрямую зависит от целей и задач управленца.

1. Если в приоритете получение места в зарубежной компании и релокация, то стоит рассматривать зарубежное бизнес-образование. Построение бизнеса различается от страны к стране, поэтому так распространена следующая мысль: «Получайте MBA там, где хотите потом работать». Международная организация бизнес-школ Graduate Management Admission Council указывает, что семь из десяти выпускников не смогли бы получить свою нынешнюю работу в США без обучения на программе MBA.

2. Если же управленец остается в России и даже не меняет место работы, то получение МВА позволит ему на основе изученного международного и российского опыта внедрить инновационные инструменты и подходы в своей компании. При этом получать бизнес-образование за рубежом, чтобы потом работать в России, не имеет смысла. Согласно внутреннему исследованию «Нетологии», выпускники зарубежных МВА часто говорят о неприменимости полученных иностранных знаний в реалиях российского рынка.

3. Если управленец решил менять сферу деятельности или отрасль, то он может начать с более коротких, чем MBA, курсов. Нескольких месяцев, скорее всего, окажется достаточно, чтобы погрузиться, например, в FinTech и разобраться в его особенностях на базовом уровне, чтобы получить место в интересующей его компании. Уже по мере роста внутри компании сотруднику придется добавлять тренинги, индивидуальные коуч-сессии и проходить через «обучение в полях», чтобы усилить свою компетентность в конкретном направлении.

После прохождения курсов управленцу стоит спросить себя: какие моменты остались непонятны, а какие требуют большего внимания. Именно ориентируясь на эти ответы, он может дальше прорабатывать свои «зажимы» на коуч-сессиях, искать подходящие семинары, вебинары или более длительные программы.

Вне зависимости от целей повышения квалификации принцип комплексного подхода не теряет своей актуальности. Компетентный руководитель должен рассматривать разные точки зрения и подходы, получать как можно больше новой информации, быть в курсе трендов рынка и новых направлений. Поэтому методы можно комбинировать — и тогда образование будет максимально эффективным.

Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту
Обновлено 15.06.2022
спецпроект
Лекции профессоров MBA из ведущих бизнес-школ мира уже доступны по подписке РБК Pro

Предложение для новых пользователей

Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть