Болонская система образования: плюсы, минусы и российские особенности

Основанный в 1088 году, Болонский университет является старейшим в мире
Основанный в 1088 году, Болонский университет является старейшим в мире (Фото: Shutterstock)
Болонскую систему в России и критиковали, и ждали от нее новых перспектив. В вузах учат бакалавров и магистров, но оказывается, этим система не исчерпывается. Разобрались, что такое Болонский процесс и чем он интересен

6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Об этом решении Болонская группа объявила еще 11 апреля. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране. Разбираем, как устроен Болонский процесс и как он работал в России.

Что такое Болонская система образования

Болонский процесс — это движение по созданию Европейского пространства высшего образования. Процесс был запущен в 1999 году с подписания Болонской декларации, которое состоялось 19 июня в университете итальянского города Болонья, откуда декларация и процесс получили свое название.

Создание Европейского пространства высшего образования подразумевает единую систему образования, которая тоже называется Болонской и часто словосочетание «Болонский процесс» подразумевает именно систему образования, а не международное сотрудничество в образовательной сфере. Болонская система образования — это концепция единого стандарта получения высшего образования по схеме «3+2+3». Иными словами, состоит из трех ступеней.

  • Первая ступень образования, на которой студент получает широкую специализацию — бакалавриат — длится 3 (но чаще все-таки 4) года.
  • Следующая, вторая ступень — магистратура — более узкая специализация по выбранному направлению (она может быть как продолжением направления бакалавриата, так и быть смежной, например, можно получить степень бакалавра по биохимии в Гейдельбергском университете, а потом либо продолжить изучать биохимию либо переключиться на фармакологию, скажем, в Оксфордском университете. Обучение в магистратуре занимает обычно от 1 до 3 лет.
  • Третья ступень — ученая степень, докторантура. Не стоит путать с отечественной докторантурой, в которую приходят люди, уже имеющие ученую степень кандидата наук. Болонская докторантура скорее соответствует российской аспирантуре. Это получение совсем узкой специализации путем исследования малоизученной темы и представления на суд ученого совета докторской диссертации, например, «Религиозная жизнь острова Родос в классическую и эллинистическую эпохи».

Фото:Patrick T. Fallon / Bloomberg
Экономика образования Стоит ли идти в магистратуру и поможет ли это найти работу

История Болонской системы

В 1986 году старейший в мире Болонский университет в преддверии своего 900-летия выступил с инициативой подписания университетской Хартии, которая бы способствовала мобильности научных и преподавательских кадров, специалистов и способствовала бы унификации содержания образования и документов, подтверждающих его. Великая Хартия университетов была подписана в Болонье в 1988 году на праздновании девятивекового юбилея университета. На сегодняшний день Хартию подписали 947 университетов из 94 стран.

В основу Хартии положены четыре главных принципа:

  1. Автономия и независимость университетов, лежащих в основе трансляции культуры через поколения.
  2. Неразделимость преподавательского и исследовательского процессов.
  3. Свобода в исследованиях и профессиональной подготовке и полное отвержение нетерпимости в университетской среде.
  4. Признание за университетом ведущей роли по сохранению наследия европейского гуманизма, стремление университета к достижению универсальных знаний и свобода действий вне географических, политических и культурных границ.

В 1998 году на праздновании 800-летия Парижского университета министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании сошлись во мнении, что диверсификация образования мешает процессу европейской интеграции, в частности, в сфере образования и науки. Они подписали Сорбоннскую декларацию, нацеленную на стандартизацию европейского образования. Согласно документу, должны были быть выработаны пути создания унифицированного стандарта образования в Европе для обеспечения мобильности студентов, преподавателей, ученых и просто профессионалов, которые могли бы повышать свою квалификацию.

Объединение образовательного пространства в Европе в определенном смысле — возвращение к истокам университетского образования Классического Средневековья, когда унификация образовательного процесса и квалификации достигалась за счет общих для Западной Европы представлений об образованности и за счет единого языка науки — латыни. В отличие от современности, единого учебного плана по какому-то направлению не существовало, поэтому средневековые студенты могли овладевать начальным этапом — «тривиумом» (грамматика, логика, риторика) сколь угодно долго, прежде чем перейти к следующему этапу — «квадривиуму» (арифметика, геометрия, музыка и астрономия), а потом, наконец (но вовсе не обязательно, ибо даже владея тривиумом можно было расчитывать на хорошую должность), специализироваться на одной из трех «благородных» наук — философии, богословии или юриспруденции.

Университетов было мало, до изобретения книгопечатания и еще довольно долго после него книги были редкостью, как и талантливые профессора, поэтому студенты кочевали по Европе в поисках лучшей для себя образовательной среды. Следы тогдашнего единства студентов и профессоров остались в студенческом гимне Gaudeamus.

Позже, с развитием национальных государств, нарастала сегментация высшего образования, в разные стороны расходились программы, образовательные стандарты, требования к квалификациям на рынке труда. В конце XX века маятник качнулся в обратную сторону.

Фото:Антон Новодережкин / ТАСС, Who is Danny / Shutterstock
Экономика образования Охранная грамота: останется ли диплом гарантией статуса и успеха

Страны Болонского процесса

19 июня 1999 года представители 29 стран подписали Болонскую декларацию. Цели декларации развивали и углубляли принятое годом ранее в Сорбоннском документе: для развития Европы и повышения ее привлекательности в мире необходимо создание единого образовательного пространства через реформы образования в странах, чьи представители поставили свои подписи под документом. Однако, реформы должны проводиться с учетом положений Великой Хартии университетов 1988 года.

Болонская декларация не имеет характера обязательных и жестких юридических обязательств, которые берет на себя страна, подписавшая ее. Этот документ скорее устанавливает некоторые границы, принципы и образ высшего образования.

Всего сегодня в процессе участвуют 48 стран и Еврокомиссия в качестве 49 члена.

  • В 1999 году Болонскую декларацию подписали: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.
  • В 2001 году к ним присоединились Европейская комиссия, Кипр, Лихтенштейн, Турция и Хорватия.
  • В 2003 году Болонскую декларацию подписали Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Россия, Северная Македония и Сербия.
  • В 2005 году список пополнили Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина.
  • В 2007 году присоединилась Черногория.
  • В 2010 году участником Болонского процесса стал Казахстан.
  • В 2015 году последней на данный момент страной-подписантом стала Белоруссия.

Только два государства Совета Европы не участвуют в процессе — Монако и Сан-Марино. Технически Косово не является участником процесса поскольку не подписывала декларацию, однако в силу того, что это частично признанное государство (списки стран как признавших, так и заявивших о непризнании независимости Косово включают государства, чьим мнением сложно пренебрегать), обсуждается вопрос о том, что Косово может быть частью Болонского процесса в специальном статусе, например, гостя или наблюдателя.

Основные положения Болонской системы

Болонская декларация предполагает несколько ключевых шагов для достижения унификации системы европейского образования

Во-первых, должна быть введена система легко читаемых и сопоставимых степеней. Для этого, в частности, необходимо ввести приложение к диплому, в котором бы раскрывалось содержание полученного образования. Помимо возможности менять вузы как между степенями, так и в процессе получения какой-то степени, это должно содействовать международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Во-вторых, система образования в рамках Болонского процесса должна быть основана на двух основных циклах: бакалавриате и магистратуре. Доступ поступательный, то есть для поступления в магистратуру требуется успешное завершение бакалавриата. Его продолжительность — не менее трех лет. Присуждаемая степень должна соответствовать европейскому рынку труда и определенному уровню квалификации. Вторая ступень ведет к получению степени магистра или (в более редких случаях) доктора.

Фото:Pexels
Экономика образования Зачем нужны уровни образования и как в них разобраться

В-третьих, для обеспечения мобильности студентов должна быть введена система кредитов, такая как Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS). Это общеевропейская система учета работы и активности студента в процессе освоения образовательной программы. Образовательный процесс организован так, что накопить нужное количество баллов невозможно, если весь семестр лоботрясничать, а за ночь перед экзаменом все вызубрить. Оценивается работа на семинарах, подготовка проектов и другие промежуточные работы и формы активности. Для успешного завершения года нужно набрать 60 баллов. 1 балл — это примерно 25–30 часов работы. Часы означают не только время, высиженное на лекциях — это также время работы над заданиями дома, поэтому строгой корреляции между баллами и часами нет. В целом, один учебный год — это примерно от 1 200 часов (Великобритания) до 1 800 часов (Германия).

Чтобы получить необходимое количество баллов, студент сам составляет себе учебный план и волен посещать те предметы, которые ему интересны и нужны. Разумеется, чтобы его образование не превратилось в чехарду не связанных друг с другом интересов и любопытствований от библеистики до генетики и от теории графов до палеонтологии, у студента есть куратор, который помогает ему составить план правильно и логично и при этом не взвалить на себя непосильную ношу — набрать нужные 60 баллов за семестр, а следующие полгода работать или ходить на вечеринки.

Плюсы и минусы Болонской системы

Плюсы:

  • Четкие международные стандарты высшего образования в глобализующемся мире.
  • Доступность высшего образования по единой системе, потенциал эгалитарности высшего образования.
  • Мобильность студентов без потери времени и баллов, мобильность преподавателей, исследователей и административно-чиновничьего аппарата.
  • Возможность самому составить себе учебный план исходя из собственных сил и интересов, индивидуализация содержания образования.
  • Рост качества и конкурентоспособности европейских вузов Болонской системы.

Минусы:

  • Опасность по недосмотру куратора составить учебный план так, что полученные квалификации вкупе не будут представлять интерес ни для одного работодателя; потенциальное отсутствие системности в образовании.
  • Диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее (особенно в таких странах как Россия или Белоруссия, где сложно по росчерку пера министра образования забыть все сложившиеся традиции), ставка заработной платы с таким дипломом существенно ниже даже в странах Европы, где к бакалаврам менее предвзятое отношение.
  • Унификация образования и контроля (прежде всего, тестовая система) создает возможность зазубрить необходимый материал, не располагает к критическому мышлению и умению задавать вопросы вместо того, чтобы выбирать ответы из предложенного списка.
  • Возможный отток образованных специалистов в более развитые страны и формирование в этих странах высококонкурентного рынка труда, в противовес менее развитым странам, где будет формироваться дефицит образованных кадров.

Болонская система образования в России

Несмотря на то, что Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, введение образования по двум степеням заняло некоторое время — высшее образование официально совершило переход на Болонскую систему в 2011 году. Однако ряд направлений подготовки в ряде вузов до сих пор осуществляется по старой системе специалитета.

Реформа учебных планов в России, несмотря на 8 лет переходного периода, проводилась «малой кровью» для тех, кто был за нее ответственен. Учебные программы не приводились в соответствие с европейским бакалавриатом — вместо этого резались программы специалитета. В итоге получилось так, что старый отечественный специалитет в России в плане образованности и компетентности приравнивался к магистратуре. В то время как в рамках Болонской системы (а значит, и у европейских работодателей) он ближе к бакалавриату. Компетенции, положенные в основу образовательных программ, тоже отличались от европейских — например, в России бакалавриат так и не стал ориентированным на практическое применение полученных знаний. Именно поэтому рынок труда остался скептически настроен к бакалаврам.

Еще сложнее дело обстояло с переходом на систему кредитов. В ряде вузов была введена балльно-рейтинговая система, по которой за семестр студент мог набрать некое количество баллов (обычно 100), из них на экзамене — меньше половины. Но это не является эквивалентом системы кредитов ECTS. Единственным вузом России, который ввел у себя систему ECTS является «Сколтех».

О гибкости образовательной траектории в России тоже речи не шло. Программы подготовки так и остались косными, и лишь в единицах российских вузов можно говорить о возможности в той или иной мере повлиять на свой учебный план.

Фото:Unsplash
Экономика образования Широкий взгляд: почему важно развивать междисциплинарность

В итоге в России при номинальном Болонском процессе так и не сложилась действительно унифицированная система образования, соответствующая заявленным в Декларации стандартам. Неудивительно, что признания дипломов российских вузов наравне с европейскими так и не произошло, а качество высшего образования в пореформенный период снизилось.

В Европе, несмотря на уже более чем двадцатилетнюю историю Болонского процесса, до сих пор остаются критики этого нововведения. Равенство и унификация европейского образования до сих пор где-то на горизонте перспектив, и для многих стран — не только для России — переход до сих пор остается мучительным.

Критика Болонской системы

Болонскую систему критикуют в России — якобы она принесла больше вреда, чем пользы. Однако следует помнить, что Болонский процесс — это не пошаговая дорожная карта реформирования системы образования, но набор принципов, по которым она должна строиться. Реформа, через которую страна входит в Европейское пространство высшего образования, целиком в руках правительства: в Болонской декларации закреплен принцип уважения к национальным системам и традициям образования. Европейская система образования так и не была реализована в России, хотя министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что это «прожитый этап».

Современное образование все больше отказывается от теоретического подхода с лекциями и ориентируется на практику. Бакалавры в Европе ориентированы на рынок труда потому, что набор тех самых кредитов ими происходит не за счет высиживания лекций, а за счет выполнения различных проектов, ориентированных на получение практических навыков.

Одновременно с переходом к Болонской системе в России случился переход от советской системы выпускных и вступительных экзаменов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). В терминах Болонского процесса это два независимых друг от друга явления — Европейская система не требует введения подобной системы экзаменовки абитуриентов. Поэтому отказ от системы ЕГЭ, которую критиковали не меньше, чем Болонский процесс, не следует из анонсированного отказа от Болонской системы. Минобрнауки пока не говорит о том, как будет выглядеть новая система образования. Но в пространстве глобальной мобильности, отрицать которую невозможно, отказ от Болонской системы и уход в свою нишу равносильно пути в изоляцию, как считает профессор МГУ Александр Асмолов.

Обновлено 12.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть