Почему родители предпочитают дополнительное образование школьному

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Современные родители все больше вовлекаются в образование детей. Они внимательно следят, чему и как их учат в школе. А если школа не устраивает — ищут другие формы образования. Рассказываем, почему так происходит

Чего родители ждут от образования детей

Сегодня родители могут выбирать форму образования для ребенка: кроме общеобразовательных школ есть дистанционные программы, домашнее обучение, экстернат. Если этого недостаточно — дополнительные онлайн- и офлайн-занятия.

При этом цели, которые родители ставят перед всеми формами образования, могут совпадать. Согласно исследованию онлайн-школы Skysmart, 72% родителей считают, что основная цель школьного образования — помочь ребенку разобраться со своими интересами и выбрать будущую профессию. Примерно столько же родителей уверены, что одними знаниями не обойтись — они хотят, чтобы дети получили навыки для жизни. Например, чтобы детям привили любознательность и стремление к непрерывному образованию.

В традиционном школьном образовании сейчас не все гладко — почти половина опрошенных родителей им недовольна. Проблемы школьной системы можно условно разделить на два направления: родители недовольны, чему и как учат детей.

Фото:Илья Смирнов / Росконгресс
Экономика образования Александр Ларьяновский — РБК: «У нас всегда учили людей, но не человека»

Чему учат

Примерно 30% родителей считают, что детям дают много ненужных знаний. Из-за этого растет нагрузка на учеников — дети получают много домашних заданий и сильно устают, но пользы не прибавляется. После страха получить низкую оценку это вторая по популярности причина, почему дети списывают.

При этом родители считают, что оценки преподавателей не всегда объективны: 30% опрошенных уверены, что они не показывают реальный уровень знаний. Еще 28% родителей считают, что самим учителям не интересны их дисциплины, поэтому вдохновить ребенка некому.

Финансовая грамотность для подростков: от 9 до 15 лет

Как учат

Треть опрошенных родителей не видят в традиционном школьном образовании индивидуального подхода и остаются этим недовольны.

Дело в том, что ресурсы преподавателя ограничены — учитель не успевает уделить достаточно внимания каждому ученику. Например, обычно в классе учится 30 детей — это 30 разных образовательных целей, потребностей, интересов. Даже если дети одного возраста, особенности восприятия информации, темп обучения и способности будут разными. Кому-то нужны наглядные материалы, кому-то — дополнительное повторение, другие готовы усваивать много информации, но в сжатой форме. Мотивация тоже у всех разная: где-то нужна регулярная похвала даже за небольшие достижения, а где-то — наглядное понимание собственного прогресса.

Часто особенности обучения связаны с культурным кодом, обстановкой в семье, травматичным опытом, материальным состоянием и другими важными внешними условиями. Например, детям из детских домов трудно адаптироваться в приемных семьях, у большинства из них нет мотивации учиться вообще. С помощью индивидуального подхода с этим можно справиться.

Фото:из личного архива
Экономика образования Счастливые‌ ‌и‌ ‌неумелые: что‌ ‌не‌ ‌так‌ ‌с‌о ‌«школами‌ будущего»

Кроме того, родители часто замечают, что плохо организован сам урок: времени на объяснение слишком мало, на занятиях проходят больше одной темы, и дети не успевают их освоить. В итоге ученики путаются в информации и хуже сдают экзамены.

Почему родители выбирают дополнительное образование

Учитывая проблемы традиционного школьного образования, каждый пятый родитель отправляет детей учиться дополнительно. Больше половины опрошенных готовы записать детей на дополнительные занятия, если они попросят об этом сами.

Больше трети опрошенных выбирают онлайн-занятия по школьным предметам. Около половины родителей предпочитают онлайн-формат, чтобы поработать над софт скилами или поддержать увлечение в программировании, шахматах и других дисциплинах. На это есть несколько причин.

Индивидуальный подход

На дополнительных занятиях преподаватель может выстроить индивидуальный образовательный трек ребенка. Длительность такого урока не всегда сильно отличается от школьного, но на педагога не давят сроки школьной программы, а еще занятия проходят один на один. На таком уроке можно организовать все так, чтобы ребенок усвоил необходимый материал и не переутомился.

Мобильность и удобство

Около 60% родителей считают, что онлайн-формат — это в первую очередь удобно. Ребенку не нужно ездить на занятия, заниматься можно там, где есть интернет. Так ученики и родители экономят время на сборы, дорогу туда и обратно. Это время можно потратить на домашние задания в спокойном режиме, другие полезные занятия и отдых. При этом тренд на индивидуализацию работает и тут: можно подстраивать расписание занятий под график ребенка, а не наоборот.

Учеба через развлечение

Опрошенные родители отмечают, что формат онлайн-занятий отличается от привычных школьных уроков, поэтому детям интереснее учиться. Дело в том, что образованию приходится конкурировать с огромным потоком развлечений, который доступен детям. Обучение через развлечение становится альтернативой малопродуктивному сидению в соцсетях или видеоиграх. Упражнения с сюжетом, квест по теме урока, мультфильмы или материалы из современной поп-культуры увлекают и обучают одновременно.

Задания для старшеклассников бывают в виде квестов, когда ученики влияют на ход событий и персонажей задания. А еще задания часто приземляются на реальную жизнь. Например, вместо абстрактных примеров по математике ребятам предлагают детям посчитать смету на ремонт или объем продуктов для рецепта
Задания для старшеклассников бывают в виде квестов, когда ученики влияют на ход событий и персонажей задания. А еще задания часто приземляются на реальную жизнь. Например, вместо абстрактных примеров по математике ребятам предлагают детям посчитать смету на ремонт или объем продуктов для рецепта

Обучение мягким навыкам

Родители ожидают, что после выпускного дети будут готовы к разным жизненным ситуациям. А учитывая быстрые изменения рынка труда, опираться в профессии можно только на мягкие навыки. Поэтому детям особенно необходимо учиться критическому мышлению, гибкости, самостоятельности, насмотренности и широте взглядов, умению ошибаться.

Психологический комфорт

Около 79% родителей, которые отдали своих детей на дополнительные занятия, остались ими довольны. Основные причины — не только повышение успеваемости, успехи на экзаменах и поступление в вуз. Родители довольны тем, что их дети стали более мотивированными к учебе, уверенными в себе, они развиваются в том предмете, который им нравится, получают удовольствие от учебы.

Дети тоже довольны: преподаватели говорят с ними на одном языке, а родителям не надо постоянно стоять над душой и контролировать каждое домашнее задание.

Больше половины родителей отмечают, что удовольствие и психологический комфорт очень важны в учебе. Учитывая, что почти четверть учеников старших классов испытывают сильную тревогу перед подготовкой к экзаменам, для них это особенно важно. Так 20% ребят рассказывают, что справиться со стрессом им помогают именно репетиторы и дополнительные занятия.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Социальная экономика Нейрофизиолог Вячеслав Дубынин — о причинах тревожности и стресса

Что в итоге

И родители, и сами школьники стали более требовательными к подаче образовательного контента, к учителям, к технологиям. Школа как образовательный институт пока по инерции учит людей, но не каждого конкретного человека. В этом отличие нового технологического образования от старого, и это же причина востребованности дополнительного школьного образования среди родителей.

Управляющий партнер онлайн-школы Skysmart Александр Ларьяновский считает, что в России довольно прогрессивные ФГОС. Про мягкие навыки, про компетенции будущего и другие тренды там прописано четко и верно. Основной вопрос — как они на самом деле реализуются в школах. Учителей не готовили это преподавать, поэтому, даже если они и внедряют обучение таким навыкам у себя на уроках, то как могут и как понимают.

Александр Ларьяновский:

«Частные образовательные проекты куда более гибкие и кратно менее забюрократизированные. Им разработать модель и систему оценки прогресса проще и быстрее, а значит и отследить, как преподаются и усвоены ли, мягкие навыки на уроке, вполне реально».

Обновлено 07.04.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть