Образование 2.0: технологии для учебы на качественно новом уровне

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Сфера образования не существует в вакууме и постоянно изменяется. Сергей Марданов, директор по связям с вузами VK, рассказал про десять цифровых технологий, которые двигают сферу образования вперед

1. Искусственный интеллект

Наш мир уже наполнен различными сервисами с искусственным интеллектом внутри. Современная жизнь без алгоритмов, работающих на технологии машинного обучения, уже невозможна. ИИ-технологии проникли практически во все сферы, и образование — не исключение. Например, в Китае обучать детей работе с искусственным интеллектом начинают с первого класса. Актуальность этого направления обусловлена тем, что нейросети и машинное обучение позволяют очень быстро обрабатывать огромные объемы данных и на основе их анализа предлагать оптимальные решения, а это актуально во многих областях — от маркетинга до промышленности.

В сфере образования предиктивная аналитика делает возможным формирование индивидуального трека обучения, когда программа составляется, исходя из особенностей конкретного человека, его опыта решения прошлых задач и т. д. Кроме того, ИИ-технологии выполняют и рекомендательную функцию, предлагая тот или иной курс пользователям, похожим по ряду параметров на учащихся, которые его успешно прошли.

Также ИИ-технологии могут использоваться для проверки знаний — и не только в формате тестов. Искусственный интеллект уже вполне способен анализировать даже написанные от руки сочинения.

Наконец, в образовательный процесс все сильнее проникают голосовые помощники. По сути, они становятся виртуальными ассистентами для учителей, помогая им делать свои уроки более интересными за счет добавления в них элементов интерактива. Например, с голосовым помощником «Маруся» от VK можно тренировать таблицу умножения и произношение, решать математические задачи, слушать звучание разных музыкальных инструментов, знакомиться с входящими в школьную программу произведениями художественной литературы.

2. Нейроинтерфейсы

Такие интерфейсы часто используются в обучении людей с ограничениями к восприятию информации стандартными способами. С помощью нейростимулирования можно направлять в мозг определенные сигналы для формирования запоминания, что способствует в том числе и процессу самообучения, позволяя человеку получать навыки, которые он бы не смог получить по-другому (или бы ему не хватило мотивации).

Набирает обороты нейродиагностика образовательного процесса, когда в режиме реального времени анализируется, например, насколько человеку интересен видеоролик, который он смотрит, можно ли улучшить процесс запоминания информации и т. п. С помощью нейроинтерфейсов также можно персонализировать процесс обучения, предлагая человеку те форматы, которые лучше воспринимаются его мозгом, а значит, будут более эффективны.

Такие технологии дают возможность отслеживать происходящие в мозге когнитивные процессы, чтобы использовать эти данные для совершенствования образовательного контента и создания как персонализированных, так и массовых образовательных решений.

3. Технологии, дополняющие реальность

Технологии дополненной, виртуальной и расширенной реальности (AR, VR и XR) позволяют видеть или чувствовать что-то с помощью смартфона, очков и других гаджетов. Это открывает новые возможности в сфере образования. Например, ученики могут на уроке «переместиться» в любое место и любую эпоху, что положительно влияет на интерес к изучаемому материалу, а значит повышают и их мотивацию. Технологии, которые позволят почувствовать что-то с помощью других рецепторов (осязание, запах, вкус и т. д.), пока только развиваются, но могут стать повсеместно доступными уже в ближайшем будущем.

Технологии, дополняющие нашу реальность, позволяют максимально геймифицировать образовательный процесс. Например, тренировать навыки, которые понадобятся учащимся в будущем, в том числе отработать возможные негативные сценарии, которые сложно воссоздать в реальности для обучения. Пандемия показала, что в формат онлайн-игры можно перевести практически любой процесс из школы или университета. Например, выпускники Воронежского государственного университета в 2020 году получали свои дипломы в игре «Аллоды Онлайн», а абитуриенты Высшей школы экономики приходят на Дни открытых дверей университета в его виртуальный кампус в Minecraft.

Фото:Freepik
Экономика образования Иммерсивность, глокализация и VR: основные тренды школьного образования

4. Современные видеотехнологии

Прежде всего видеотехнологии позволяют учебным заведениям эффективно организовать гибридный формат обучения. Они делают возможным виртуальное присутствие не только учащихся на занятиях, но и, например, родителей на родительских собраниях. Это удобно и за пару лет стало нормой.

Кроме того, взрывной рост сейчас переживает сегмент онлайн-образования, где видеокурсы, по сути, являются главным инструментом обучения. Они должны быть высококачественными, а это является большой сложностью для пропускного канала связи у каждого ученика на месте. Сегодня есть технологии, позволяющие повысить качество любого ролика, например NeuroHD от VK. Благодаря NeuroHD пользователи в режиме реального времени автоматически могут двукратно повысить разрешение, восстановить детали и убрать появившиеся после сжатия шумы и дефекты на видео.

5. Блокчейн

Использование блокчейна открывает большие перспективы в совершенствовании концепции цифрового обучения. Эта технология может концептуально изменить систему хранения архивов данных, повысить надежность защиты информации от фальсификации, значительно ускорить выполнение запросов на получение информации и обработку данных.

Если раньше блокчейн воспринимался многими как технологическое решение для финансовой сферы, то сегодня приходит понимание, что за счет распределенных реестров и лимитированных выпусков токенов можно создавать прецеденты для лицензирования, аккредитации, сертификации, хранения уникальных данных, в том числе и в сфере образования, — например, дипломов выпускников вузов. Кстати, ряд университетов уже выдает своим выпускникам вместе с бумажным дипломом такой же цифровой документ на блокчейне.

Технология NFT может послужить хорошей защитой для авторского права, а это весьма актуальный вопрос на рынке образования, ведь многие методики и курсы являются авторскими. С помощью NFT можно организовать авторский доступ и зарабатывать на своем образовательном контенте.

6. Интернет вещей

Благодаря развитию интернета расширяются возможности моментальной передачи информации практически любого объема. Фактически все, что снимается или записывается любым устройством, может быть передано, проанализировано и использовано, в том числе и в образовании. Это уже привело к появлению «умных» аудиторий, которые могут подстраиваться под изменяющиеся условия. Уже скоро учиться можно будет не только из любой точки мира, но и с использованием набора устройств, не ограничивающегося ноутбуком, планшетом и смартфоном, — к интернету смогут подключаться самые разные вещи, окружающие нас.

Важным результатом развития интернета вещей является гиперавтоматизация обучения. Она меняет функции сотрудников и обеспечивает так необходимую транспарентность учебных заведений за счет фиксации всех данных. То есть, у школы или университета появляется полный цифровой двойник, к которому есть возможность доступа даже у человека со стороны. Пока это не реализовано в полном объеме ни в одном учебном заведении мира, но это вопрос самого ближайшего будущего. Цифровой двойник поможет руководству учебных учреждений более эффективно принимать решения, имея перед глазами меняющиеся в режиме реального времени данные.

Фото:Pexels
Экономика образования Г — Геймификация: как превратить рабочий и учебный процессы в игру

7. Цифровой контент

Сегодня становится все больше уникального образовательного контента, который производится в онлайн-университетах, на образовательных платформах, а также в соцсетях, медиа и даже в онлайн-играх.

Технологии позволяют автоматически генерировать контент в любом формате — текстовом, аудио или видео, а также осуществлять автоматический перевод (параллельно с записью видеоролика на одном языке он уже может переводиться на другой). Последнее открывает новые возможности перед талантливыми российскими педагогами, которые создают уникальный по своей полезности контент, но, например, не владеют иностранными языками.

8. Облачные технологии

За счет них развивается большая часть технологических решений, и не только в образовании — сегодня уже никто не хранит данные только на собственных серверах. Пользователи технологий тоже, в свою очередь, имеют дело с облаком, совместно обучаясь в каком-либо виртуальном пространстве.

На базе облачных технологий можно организовать дистанционные занятия согласно расписанию учебного заведения вне зависимости от того, где физически присутствуют преподаватели и студенты. Миграция в облако позволит не только разгрузить собственные ИТ-ресурсы, без сбоев проводить семинары и лекции, но и повысить качество образовательных услуг.

9. Кибербезопасность

Защита информационных систем школ и вузов от киберугроз, которых ежедневно становится все больше, — важная задача и один из векторов развития российской образовательной отрасли. При переходе на онлайн-обучение или гибридный формат учебные заведения должны обеспечить безопасность персональных данных учащихся и другой информации.

Необходимо обучать основам цифровой культуры школьников и студентов. В современном мире каждый должен знать, как обезопасить себя от злоумышленников в интернете. Также нужно развивать автоматическую верификацию и модерацию образовательного контента в сети: проверять, насколько он корректен, соответствует действительности и так далее.

10. Объединяющие технологии

Многие образовательные инициативы, которые раньше существовали только в офлайне, сегодня становятся успешными онлайн- или гибридными историями. Это возможно благодаря так называемым объединяющим технологиям — когда продукты развиваются в рамках одной экосистемы или одного суперприложения. В этом случае для решения разных образовательных задач не нужно создавать отдельные суперсервисы на собственных веб-порталах — достаточно мини-аппов. Такой опыт есть, например, у VK и у китайской WeChat.

Пользователям это дает возможность быстро перемещаться между образовательными сервисами, находясь в одной учетной записи и получая все необходимые услуги с меньшим количеством кликов. Нейросети автоматически формируют персонализированный трек на основе алгоритмизации образовательных методик и предоставят нужный контент даже под еще несформированный образовательный запрос, в том числе за счет анализа личного опыта использования разных продуктов экосистемы, а также поведения и реакций других, похожих на него пользователей.

Обновлено 13.04.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть